Найти в Дзене
Барабанщиков Кирилл

Квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью

Оглавление

Всем привет!

Сегодня предлагаю продолжить говорить о занятости людей с инвалидностью. Только давайте сразу договоримся, что мы с Вами исходим из того, что все люди, имеющие инвалидность, разные. Соответственно, и возможность осуществлять трудовую деятельность также разная. Кто-то по объективным причинам не может работать, а есть и те, кто могут, но им нужна поддержка, как со стороны государства, так и со стороны общества.

А говорить мы будем о таком механизме, как квотирование рабочих мест для людей с инвалидностью.

Пару слов о базовых принципах в вопросе трудоустройства людей с инвалидностью

В Конвенции о правах инвалидов, участницей которой является Российская Федерация, в ст. 27 установлено, что все государства признают право инвалидов на труд наравне с другими.

Право на труд включает в себя, в частности, возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который человек с инвалидностью свободно выбрал в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми и доступными для людей с инвалидностью.

Выполняя требования Конвенции о правах инвалидов, власти России, в том числе путем принятия соответствующих законов, должны обеспечить реализацию права на труд, а также принимать меры, направленные на:

- расширение на рынке труда возможностей для трудоустройства людей с инвалидностью, включая оказание помощи в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы;

- стимулирование бизнеса по трудоустройству людей с инвалидностью.

А теперь непосредственно о квотировании

Квотирование рабочих мест - это их резервирование для приема на работу людей с инвалидностью. В свою очередь, квота – это минимальное количество рабочих мест, предназначенных для трудоустройства людей с инвалидностью.

Установления квоты в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», является одной из мер, направленной на реализацию права на труд.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предписывает, что работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников.

При численности работников от 35 до 100 человек – не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.

Обратите внимание!

1. Конкретный процент рабочих мест, которые должны быть выделены для трудоустройства людей с инвалидностью, определяется региональным законодательством.

2. При исчислении квоты в среднесписочную численность работников не включаются работники, условия труда которых отнесены к вредным и (или) опасным условиям труда.

Несколько слов об обязанностях работодателей в рамках квотирования рабочих мест

Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу людей с инвалидностью обязаны:

- создавать или выделять рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью;

- создавать условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации;

- предоставлять в центры занятости информацию о рабочих местах, созданных или выделенных в счет квот.

И еще несколько слов об обязанности работодателей выделять квоты

Верховный суд РФ в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 30.09.2019 N 33-КГ19-6 пришел к следующему выводу:

«…именно на работодателя возлагается обязанность по выделению и созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, в том числе специальных рабочих мест.
Обязанность по квотированию рабочих мест считается выполненной с момента выделения (создания) рабочих мест (в том числе специальных) и приема на них инвалидов организацией, которой установлена квота для приема на работу инвалидов».

Кроме того в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020, Верховный суд РФ сделал следующее заключение:

«Отказ работодателя в заключении трудового договора с инвалидом, направленным для трудоустройства службой занятости населения по квоте, не связанный с деловыми качествами работника, не допускается».

Альтернативный путь исполнить требование о трудоустройстве людей с инвалидностью

Для работодателей, которые по каким-либо причинам не хотят принимать на работу людей с инвалидностью и создавать специальные рабочие места, есть альтернатива:

- арендовать рабочее место у другого работодателя, на котором трудится работник с инвалидностью;

- создать и содержать рабочее место для людей с инвалидностью у другого работодателя.

Ответственность работодателей при несоблюдении норм квотирования

Так, административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью в соответствии с установленной квотой, предусмотрена ч. 1 ст. 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

И тут можно было бы похвалить наше государство за наличие административной ответственности за неисполнение квот, но нет. Дело в том, что размер штрафа составляет от 5 000 до 10 000 рублей. По сути, таким маленьким штрафом власть сводит на нет все законодательство о квотировании рабочих мест.

К сожалению, иногда организации проще заплатить штраф, чем создавать рабочие места для трудоустройства людей с инвалидностью.

Хочу также отметить, что и повышение штрафов само по себе не сделает механизм квотирования работающим.

Настало время поговорить о проблемах

На сегодняшний день у государства полностью отсутствует работающий механизм стимулирования работодателей создавать специальные рабочие места для людей с инвалидностью. Причем, нет как хорошего «кнута», так и полезного и вкусного «пряника».

Скажем честно, что сегодня экономика страны переживает достаточно сильный кризис. Особенно это сказывается на предприятиях малого и среднего бизнеса. Добавим к этому и высокие «зарплатные» налоги. В такой ситуации бизнесу достаточно сложно выделить денежные средства на создание специального рабочего места, которое бы соответствовало всем необходимым требованиям. Да и государство не особо готово поддержать бизнес в этом вопросе.

Но и бизнес, со своей стороны, должен проявлять инициативу и, не смотря на все сложности и существующие проблемы, создавать специальные рабочие места и трудоустраивать на них людей с инвалидностью, выполняя тем самым свой гражданский долг.

Иногда мы можем наблюдать следующую ситуацию. Предприятие в счет установленной квоты, резервирует рабочие места для людей с инвалидностью, но они так и остаются не занятыми, так как само рабочее место не отвечает требованиям специального рабочего места. По сути, человек с инвалидностью не может на нем работать, так как рабочее место не соответствует условиям труда, перечисленным в индивидуальной программе реабилитации (абилитации).

А что же делать?

В первую очередь, необходимо комплексно реформировать систему квотирования рабочих мест для трудоустройства людей с инвалидностью.

Надо вводить такие механизмы, чтобы работодателям было выгодно создавать и трудоустраивать работников с инвалидностью.

Например, стимулирующими факторами могут быть:

- снижение или полное освобождение от некоторых зарплатных налогов;

- выделение беспроцентных кредитов или субсидий на создание специального рабочего места, а также на поддержание и техническое перевооружение уже созданных рабочих мест;

- оказание работодателям бесплатной консультативной помощи, в том числе и разработка технической документации при создании и техническом оснащении специальных рабочих мест;

- предоставление государственного (муниципального) заказа вне конкурса тем работодателям, которые выполнили квоты путем непосредственного трудоустройства людей с инвалидностью.

Необходимо полностью отказаться от такого альтернативного пути выполнения обязанности в рамках квотирования рабочих мест, как аренда рабочего места у другого работодателя, на котором уже трудится работник с инвалидностью. Пример некоторых предприятий, работающих в системе Всероссийского общества слепых, показывает всю неэффективность и, в некотором роде, абсурдность, аренды рабочих мест. Но это уже другая история.

Ну и ответственность при введении перечисленных выше стимулирующих факторов должна быть для бизнеса существенной, а не те 5 000 – 10 000 рублей, которые установлены сегодня.

Кроме того, организации, которые не выполняют квоты, не должны иметь возможность принимать участие в программах поддержки, предполагающих выделение субсидий на развитие или компенсацию определенных затрат.

Так, стоп!

Я могу говорить об этом еще долго, но думаю, что на сегодня хватит. Я обязательно вернусь к теме трудоустройства людей с инвалидностью в целом и о квотировании рабочих мест, в частности. Тем более есть несколько интересных законопроектов, о которых следовало бы рассказать.