Мы собрали воедино самые яркие цитаты о художественном руководителе балетной труппы Большого театра Махаре Хасановиче Вазиеве, а также его собственные высказывания о балете.
Руководитель — это наставник
Для Махара Хасановича Вазиева как руководителя балетной труппы Большого театра большую роль играет тема наставничества. Он убежден: грамотный наставник может мотивировать артиста на работу, окрылить для выхода на новый уровень.
«Знаете, как я себе представляю роль худрука любой балетной компании? Что он должен делать? Прежде всего он должен помогать. Я не имею в виду гладить по голове. Важно помогать расти артистам. Вот сейчас войдет танцор и спросит: “А можно я вам приготовлю и покажу некую партию?” Самое простое — ответить нет. Сложнее дать ему мотивацию. Не убивать в нем надежду, даже если он претендует на роль, которая ему не по силам в принципе или на сегодняшний день. Стоит поддержать его колоссальные желания».
Поэтому Вазиев выбирает стратегию диалога и сотрудничества. И она дает отличные результаты:
«С артистами нужно общаться. Когда я разговариваю с артистами, я их лучше узнаю. А это помогает добиться лучшего результата в репетиционном зале».
В работе и творчестве для него действительно нет мелочей. С этим соглашаются и артисты балета, которые провели под его руководством не один сезон. Так о Махаре Хасановиче рассказал ведущий солист Большого театра Игорь Цвирко:
«Он — сильная личность, человек волевого духа. Ассоциация с Махаром Хасановичем — слово “император”. Человек, который все хочет видеть по самому высшему разряду, начиная от нюансов костюмов и заканчивая, естественно, качеством исполнения артистов, которые выходят на сцену».
Опыт и готовность к экспериментам
В творческой карьере Махара Вазиева было несколько ответственных вершин. В качестве художественного руководителя балетных трупп Мариинского театра и итальянской «Ла Скала» он демонстрировал умение сочетать классику и современность, постоянно способствовать творческому прогрессу артистов и выходу на новый уровень. Именно такой подход к работе, по словам генерального директора Большого театра Владимира Урина, сделал Вазиева столь желанным кандидатом на роль худрука в Большом.
«Я видел, в каком состоянии находился театр (Мариинский — прим. IngoDance), когда руководителем балетной труппы был Махар Вазиев. Это был один из лучших, с моей точки зрения, периодов жизни балета Мариинского театра. Я видел, что Махар Вазиев сделал с балетной труппой Ла Скала. Это была очень средняя труппа, которая была дополнением к оперному театру. Он сделал ее абсолютно самодостаточной, очень серьезной труппой».
Важный элемент творческого метода Махара Вазиева — понимание того, что театр — живой организм, и для роста и развития ему нужны новые люди. Регулярные просмотры в Большом давно стали доброй традицией, а в 2021 году при непосредственном участии Махара Хасановича и поддержке генерального спонсора, компании «Ингосстрах», появился новый формат — Молодежная балетная программа Большого театра. Цель одна: дать шанс талантливым артистам проявить себя. Махар Вазиев говорит об этом так:
«Самое страшное в том, что если вы на полгода заявили составы, то у всех тех, кто не попадает в эти списки, вы отнимаете надежду. А составы — это ведь не только ведущие партии. За ведущими есть еще и другие: вторые, третьи, четвертые. И, конечно, у каждого танцора должна быть вера в то, что если будешь вкалывать, у тебя появится шанс вырасти».
О важности просмотров в карьере танцовщика неоднократно говорили и сами артисты Большого. Среди них и артистка балета Александра Трикоз.
«Он (Махар Вазиев — прим. IngoDance) всегда дает шанс, поэтому у нас существуют в театре просмотры, где любой артист может прийти с любой партией и показать. Просмотры помогают артистам раскрыться».
Источники вдохновения
Классическими и современными балетными постановками на сцене Большого театра регулярно вдохновляются тысячи людей. А что же вдохновляет того, кто приводит в движение сложный механизм создания балета?
«Театр — это красота. Но эту красоту на сцене создают люди. Поэтому театр, прежде всего, — это люди».
И важный штрих к портрету, где раскрыта суть взаимоотношений не только рабочих, а с миром вообще:
«Когда вы отвечаете за огромную армию людей, творческий коллектив, меньше всего нужно думать о себе. Вы должны думать о них».
Как и полагается большому художнику, Махар Хасанович Вазиев — перфекционист. Он и сам в этом признается:
«Где бы я ни работал, я всегда был нацелен на конечный результат».