Найти тему
Дом кино

«Тихий Дон»: как рухнули надежды Нонны Мордюковой

Оглавление

Эпический роман Михаила Шолохова «Тихий Дон» начал публиковаться в журнале «Октябрь» в 1928 году, а уже спустя два года на свет появилась первая экранизация — чёрно-белая немая лента со звёздами того времени Андреем Абрикосовым и Эммой Цесарской. Именно эту картину увидел молодой Сергей Герасимов и в конце 30-х годов загорелся идеей снимать свою версию «Тихого Дона». Однако с экранизацией пришлось подождать: в то время накалились отношения между Шолоховым и Сталиным, поэтому снимать фильм стало возможным лишь после смерти генсека...

Аксинья — Нонна Мордюкова?

Перед началом съёмок ассистенты режиссёра составили огромную картотеку с именами актёров, которые могли бы подойти на роли казаков. Искали и среди настоящих станичников — посылали запросы в колхозы с просьбой подобрать колоритных местных жителей. На роль Аксиньи небезосновательно претендовала Нонна Мордюкова — потомственная казачка, покорившая сердце режиссёра Сергея Герасимова, да так, что тот приходил свататься. Мордюкова была уверена, что получит роль, пока режиссёру не позвонила Элина Быстрицкая и не попросилась на пробы. Молодую актрису увидел сам Михаил Шолохов и сразу понял — вот она, настоящая Аксинья.

Омоложение Глебова

-2

Против кандидатуры Петра Глебова яростно выступил худсовет. Актёр, которому было уже за 40, прежде появлялся в основном в эпизодах, да и на площадку «Тихого Дона» пришёл сниматься в массовке. Среди толпы статного актёра в офицерской форме разглядел Сергей Герасимов и предложил попробоваться на роль Григория Мелехова. Глебов настолько точно переживал разные этапы из жизни своего героя, что покорил и режиссёра, и Шолохова. Герасимову пришлось долго бороться за актёра с худсоветом и руководителями киностудии, но в результате его всё же утвердили. А уже в процессе съёмок над образом Глебова колдовали гримёры: клеили усы, лепили новый нос и всячески омолаживали, так что многие его не узнавали.

Уроки казачьей жизни

-3

Перед съёмками режиссёр собрал Элину Быстрицкую, Людмилу Хитяеву и Зинаиду Кириенко и отправил на настоящий хутор, чтобы холёные девушки поработали вместе с настоящими казачками и немного «загрубели». Актрисы без устали стирали бельё, готовили еду и наводили чистоту и у себя, и у соседей. Мужская половина актёрского состава тем временем упражнялась в верховой езде и работала на сенокосе. Элина Быстрицкая получила персональное задание — поправиться. На диете из сметаны и мёда актриса набрала 15 килограммов, а от казачек научилась носить коромысла так, «чтоб казаки глаза сломали». Местные жители помогли кинематографистам и с реквизитом: доставали из сундуков старинные наряды и делились кухонной утварью.

Крутой нрав

-4

На съёмках Элина Быстрицкая часто демонстрировала непростой характер. Актриса приняла в штыки своего партнёра Петра Глебова, которому смело указывала на его «староватый» возраст — ведь настраивалась она играть с более молодым Александром Швориным. Не сложилось дружеских отношений у Быстрицкой и с Людмилой Хитяевой — актрисы во весь голос выясняли, кто из них красивее и талантливее. А вот режиссёр Сергей Герасимов без труда добивался от Быстрицкой нужного результата — запросто доводил актрису до слёз, чтобы та быстрее вошла в образ.

Таинственная незнакомка

-5

Премьера «Тихого Дона» была приурочена к 40-летию Великой Октябрьской революции. Всего было отснято три серии и в общей сложности их посмотрело 47 миллионов зрителей. На показ третьей серии в маленьком сельском киноклубе Михаил Шолохов пришёл с нарядной женщиной в годах. После финальных титров она тихо ушла, а казаки ещё долго шептались, что именно она была прототипом роковой Аксиньи.

Смотрите «Тихий Дон» в эфире телеканала «Дом кино» !

А вам нравится этот фильм? Пишите в комментариях↓ ↓ ↓