Найти тему
Remont1969

Разведка на колёсах. Observation and Reconnaissance Car Model 1918 White Truck Model TEB-O 1918 CN.

К американцам определение "медленно запрягают, но быстро ездят", относится еще больше чем к русским. Так было и в Первую, и во Вторую мировую войны. Вступая в войну в 1917 и практически не имея армии и вооружения уже в 1918 году страна развернула массовое производство боевых машин практически всех типов. Одной из таких "образцовых" массовых машин стала машина для разведчиков и наблюдателей на шасси White TEB-О - Staff Observation and Reconnaissance Car Model 1918.

Все материалы канала можно найти, перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам
M1918 observation car
M1918 observation car

Роммель считал, что время, потраченное на разведку, чаще всего потрачено зря. Но не все так считали и сам Роммель не вошёл в мировую военную историю, как главнокомандующий победивший всё и всех. Американские командующие, наученные боевыми рейдами в пустынях и на гористых безлюдьях Мексико, почти безрезультативно гоняясь за призраками повстанцев Панчо Вильи, к разведке и связи относились более трепетно. Американцы, отправив в 1917 году свой экспедиционный корпус в Европу практически без оружия и техники, к 1918-1919 годам планировали наладить выпуск унифицированных серий грузовых машин, которые бы производились массово и на различных заводах, в армии их задачей была перевозка амуниции, использование как шасси для надстроек типа генераторов, ремонтных мастерских и санитарных автомобилей и как тягачей для пушек. Исключением были машины для разведки - M1918 reconnaissance car.

Staff Observation and reconnaissance Car Model 1918/Machine gun car M1918/Машина разведчиков обр 1918 года/Пулемётный автомобиль

Страна: САСШ

Производитель: White motor company/Commerce Motor Car Company

Кол-во выпущенных: 1929

Год выпуска: 1918

Вооружение: системы связи/M1917 Browning machine gun (Machine gun car)

Экипаж: 7-12

Шасси: White TEB-O

Двигатель: 28,9 л.с., 3390cm3

Экипаж: 7

White Truck Model TEB-O M1918 observation car
White Truck Model TEB-O M1918 observation car

White Motor Company была одной из самых активных американских фирм - автомобильных производителей на рынке поставок грузовиков для воюющих в Европе стран. 1,5-тонных машины модели TBC и 3-тонные машины TAD стали самыми массовыми в Российской Императорской Армии, причем модель White TAD на долгие годы определил развитие советских тяжелых грузовиков, став образцом для ярославских машин и чья наследственность была видна вплоть до послевоенного ЯАЗ-200. Во Францию грузовики White Motor Company так же поставлялись в массовых количествах, а на базе шасси White TBC был создан один из лучших броневиков Первой мировой войны - Automitrailleuse White Mle 1918.

Automitrailleuse White Mle 1918
Automitrailleuse White Mle 1918

В дополнение к успехам в поставках грузовиков для европейских армий руководство фирмы White Motor Company пыталось наладить такие же долгосрочные отношения и с американской Армией и Флотом, но то, что "хорошо для Европы для Америки смерть", простые и надежные машины производителя из Кливленда не интересовали внутреннего заказчика. Так же неудачными стали неоднократные попытки построить на шасси грузовиков Уайт бронеавтомобили и бронетранспортёры для американской армии и национальной гвардии. Несмотря на то, что броневики на шасси White получались вполне качественными и после естественных доработок наверняка нашли бы применение не только на европейском ТВД, американский генералитет они и не проняли. В итоге единственными типами бронетанковой техники, которая была принята на вооружение САСШ были купленные или построенные по лицензии танки и частично бронированные тягачи на шасси тракторов Холт.

White Armored Car. 1917
White Armored Car. 1917

Вступив в войну в 1917-м году автомобильная промышленность САСШ стремительно бросилась перестраиваться на военные рельсы. Задачей было полное оснащение своей армии в Европе и армии союзников по Антанте автомобильным транспортом к наступлениям 1918-1919-годов. Кроме уже проверенных полноприводных грузовиков FWD и Jeffery, которые наконец были заказаны и в армию США, началась разработка стандартизированных машин всех типоразмеров - 1,5-тонных, 2-х и 3-х тонных машин. До реализации довели только стандартизированные грузовики Либерти 3-х тонного типа, производство которого развернули на десятках заводов в Америке. На подходе были и другие стандартизированные типы, но всему помешала неожиданная капитуляции Германии, а ведь какие планы были на 1919-й и 1920-й годы - десятки тысяч автомобилей, тысячи танков и самолетов так и остались на бумаге. Тем не менее ряд интересных решений уже было реализовано и даже часть машин поставлены в строевые части. Основной для машины разведки и наблюдения стал однотонный грузовик-пикап White TEB-0. На базе маленького Уайта, который представлял из себя принципиально очень простой, можно сказать почти идеальный легкий грузовик, легкого класса классической компоновки без неожиданных и сложных решений, начали строится вспомогательные машины.

White Truck Model TEB-O шасси вид сбоку
White Truck Model TEB-O шасси вид сбоку
White Truck Model TEB-O шасси вид сверху
White Truck Model TEB-O шасси вид сверху

В качестве двигателя применялся проверенный 28,9-ти сильный 3,4-х литровый мотор от стандартных легковых машин с боковым расположением клапанов, разработанный еще до войны. Передача момента на задний мост шла с использование 3-х ступенчатой коробки передач и карданной передачи. Управление на машине было леворульное, что было сделано специально для европейского континента, так как для самой САСШ расположение руля было не важно было еще не критично. Простая ровная рама позволяла использовать шасси для монтажа различных кузовов, в основном связанных с управлением, связью и разведкой. Через 25 лет концепция универсального среднего носителя оружия была реализована в виде Dodge WC series или Додж три четверти, ставший стандартом де-факто, но первой машиной такого типа был именно White TEBO.

-7

В Ordnance Corp для такой машины видели несколько задач - надежного и простого передового разведчика-дозорного (M1918 reconnaissance car), который должен был двигаться впереди наступающих частей до обнаружения противника, а затем быстро возвращаться назад с информацией о расположении частей неприятеля, машины передовых артиллерийских наблюдателей (M1918 observation car). Так же по одной машине планировалось иметь в батарее 203-мм и 240-мм гаубиц, или 76-мм и 155-мм пушек, как машины передовых артиллерийских наблюдателей. Чуть позднее появилась задача "носителя вооружения".

M1918 observation car, кузов машины построен на CP Wilson Body Company в Детройте
M1918 observation car, кузов машины построен на CP Wilson Body Company в Детройте

Самой интересной моделью стал скаут-разведчик - Staff Observation Car Model 1918. Стандартизованный кузов ориентированный на использование машины группы разведчиков был установлен на шасси White TEBO. Упрощенный кузов был оборудован ящиками, местами для карт, держателями для оружия. Достаточно удобно в кузове можно было перевозить до двенадцати человек. Машины передовых артиллерийских наблюдателей (M1918 reconnaissance car) должны были оснащаться столиками для работы, наблюдательным оборудованием, системами связи, включая радио, телефонные аппараты, кабели и прожекторы. Так как батареи тяжёлых орудий даже при работе по первой линии противника находились на закрытых позициях экипаж автомобиля занимался корректировкой огня, передавая требуемую информацию на КП батареи.

M1918 reconnaissance car после войны в зоне Панамского канала
M1918 reconnaissance car после войны в зоне Панамского канала

Кузов по заказу военных для Observation Car Model 1918 выпускался в CP Wilson Body Company в Детройте и мог достаточно комфортно перевозить до 12 человек. Все вспомогательные элементы кузова были упрощены максимально. Одна ацетиленовая фара по центру машины, простые двери, легкие брезентовые закрытия окон, минимум электрооборудования делали стоимость машины минимальной. Кроме White motor company шасси для военного ведомства практически идентичные по виду и размерам выпускала Commerce Motor Car Company из Детройта. Первоначально было заказано 1500 автомобилей, но в итоге было выпущено 1919, из низ 575 вышли из ворот до конца войны.

-10

Машины наблюдателей оснащались лёгкими кузовами с распашными дверями, открывающимися на встрече друг другу. Десант сидел по 3 человека в ряд. Для размещения оружия снаружи были закреплены специальные чехлы.

Observation Car Model 1918 с закрытым тентом
Observation Car Model 1918 с закрытым тентом

Специальный кузов для патрульных и дозорных задач был оборудован дополнительными сиденьями, на которых можно было разместить до 12-ти солдат включая водителя, которые располагались на парных скамьях спина к спине. Основное оборудование для боевой работы перевозилось в ящиках под сиденьями. Упрощенные низкие двери, которыми была оснащена дозорная машина, были предшественниками немецких кюбельвагенов и американских джипов второй мировой войны.

White Model TEBO 12-passenger reconnaissance car
White Model TEBO 12-passenger reconnaissance car

Автомобиль разведчик был оснащен полностью открытым кузовом, с низкими бортами и большим задним ящиком. Для защиты от непогоды кузов мог полностью закрываться тентом, установленным на металлических стойках. Боковые поверхности тента могли подниматься и подвязываться сверху к каркасу.

White Model TEBO 12-passenger reconnaissance car с закрытым тентом
White Model TEBO 12-passenger reconnaissance car с закрытым тентом

Кроме машины скаута-разведчика и машины наблюдателей было создано еще несколько стандартных кузовов. При использовании шасси в качестве чистой КШМ - командно-штабной машины применялся новый кузов с жестким верхом, в котором была обеспечена комфортная работа для штабного состава. По своему оборудованию машина принципиально не отличалась от Staff Observation Car Model 1918. Дверные оконные панели были съемные. Так же не было мест для установки винтовок, так как машины с жестким верхом были предназначены для офицерского состава.

White Model TEBO с жестким кузовом для командного состава
White Model TEBO с жестким кузовом для командного состава

Такая шикарная машина не могла не быть использована как реальный носитель оружия. В 1918-м году на одном из традиционных парадов армией США показывала носитель пулемёта на шасси одно-тонного White TEBO. Перед задней осью был установлен круглый барбет со стойкой с пулеметом Кольт. Была реализована идея, которая была первый раз реализована еще фирмой Гочкисс при поставке машин в Турцию в 1908 году. Скорее всего пулеметная машина была построена для учебных целей, подготовки экипажей боевых машин и боевого слаживания пехотных и бронетанковых подразделений. Использование пулеметной машины в рекламных целях и привлечения новых рекрутов скорее всего было вспомогательной задачей для Machine Gun Car.

Фото: https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/
Фото: https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/

Машины носители оружия (machine gun car) принципиально вообще не отличались от от машин-разведчиков, имея тот же тип кузова. Вместо оборудования для связи и наблюдения в машинных ящиках перевозился пулемет M1917 Browning machine gun, амуниция, боевой запас и вспомогательные принадлежности. Предполагалось оснащение подразделениями автомобилей-носителей пулемётов тяжёлых артиллерийских бригад - по восемь Machine gun car White Model TEBO в каждой.

Reconnaissance Car Model 1918 принадлежащий морской службе США в Западной Европе.
Reconnaissance Car Model 1918 принадлежащий морской службе США в Западной Европе.

Разворачивание производства машин на шасси White TEBO шло на фоне подготовки осеннего наступления 1918 года и большого наступления 1919-го, когда союзники намеривались очистить территорию Франции и Бельгии и только вступить кое-где на территорию Германии. Машины для разведки и машины артиллерийских наблюдателей принципиально не отличались внешне, но машина наблюдателей (Observation Car) имела электрический стартер, в машина-разведчик - ручной стартер. Всего было заказано 1175 Observation cars для артиллерийских частей, из которых во Францию отправили 189, машин-разведчиков заказали 1081, в Европу уплыло 320. Из 1500 заказанных Machine gun car M1918 до ноябрьского перемирия было отгружено в боевые части только 241.

Упаковка кузова автомобиля для морской перевозки в Европу. Примерно в таком виде машины из Америки поставлялись по Ленд-Лизу через 25 лет.
Упаковка кузова автомобиля для морской перевозки в Европу. Примерно в таком виде машины из Америки поставлялись по Ленд-Лизу через 25 лет.

Выпущенные машины собирались на складах в США и начали перебрасываться в Европу. Кузова и специальные шасси заказывались Ordnance Corp отдельно и в итоге на конец войны в распоряжении военных было на 151 специальный кузов больше чем шасси. Всего было отправлено в распоряжение Американского экспедиционного корпуса (American Expeditionary Forces, AEF) 750 комплектных боевых машин. Часть Reconnaissance Car Model 1918 оказалась в распоряжении моряков (US Navy), береговые пушки были установлены на железнодорожные транспортёры и машины разведчики выполняли при них ту же работу, что и для пехотной артиллерии - разведку и корректировку огня.

Reconnaissance Car Model 1918 принадлежащий морской службе США в Западной Европе.
Reconnaissance Car Model 1918 принадлежащий морской службе США в Западной Европе.

Все планы производителям были сорваны неожиданно для всех сдавшимися наследниками тевтонов. Выпуск продолжался в интересах американской армии и после войны, всего было выпущено 1929 машин обоими производителями. Несмотря на послевоенные распродажи и утилизацию по состоянию на ноябрь 1921 на складах хранилось 1660 машин из них 213 носителей оружия (machine gun cars), 536 машин-разведчиков (reconnaissance cars) и 911 машин-наблюдателей (observation car), все на шасси White TEB-О. Только в 1923 году машины были списаны. считается, что сохранилась одна машина в музее на Абердинском полигоне, который сейчас перезжает в Ordnance Museum в Fort Lee, Virginia, но ни одной фотографии этой машины нет.

Staff Observation Car Model 1918  фото кадрированное с RCforum.ru
Staff Observation Car Model 1918 фото кадрированное с RCforum.ru

Несмотря на то, что проявить себя первому универсальному носителю оружия на шасси White TEBO на поле боя не удалось, он задал направление развития универсальных пехотных вспомогательных машин, которые в современном мире выродились в Тигры и Хаммеры, выполняющих все более широкий спектр задач в современных условиях.

За пределами журнала на Дзене остается много материалов, которые не вписываются в его тематику или просто неформатные. Подписывайтесь на телеграмм канал - Технопутешествия. Так же на канале будут анонсы публикаций Дзена.
Канал о том, что можно из военной и технической истории увидеть просто проходя мимо:
в телеграммканале
https://t.me/technomonuments и в VK - https://vk.com/remont1969
Все материалы канала можно найти перейдя по ссылке в Оглавление канала. По странам и континентам

О военном транспорте США можно почитать еще здесь:

Тактический транспорт САСШ, Часть 3. Liberty truck/Class-B Standardized Military Truck. 1917-1918. Американский универсал.

Тактический транспорт САСШ. Часть 4. Militor. Не успел на войну.

Тактический транспорт САСШ. Часть 6. Cadillac Type 57. Роскошный V8 в шинели

Тактический транспорт САСШ, Часть 1. FWD Model B. Пол+ноприводный американский мул. 1912.

Тактический транспорт САСШ, Часть 5. Garford 70-B. Грузовики Гарфорд. На службе царя и отечества. 1914

Тактический транспорт САСШ, Часть 2. Jefferey/Nash Quad. "Шишига" по американски. 1913.

Источники:

Tim Gosling/ Reconnaissance and Observation The US Army’s World War One M1918/Classic Military Vehicle 2023-04

RCforum.ru

https://armoredcars-ww-one.blogspot.com/

https://cgsc.contentdm.oclc.org/digital/collection/p4013coll9/id/964 Handbook of the staff observation car comprising 1-ton truck chassis white, model TEB-O and staff observation body model 1918 (eighty-seven plates), August 15, 1918.

Авто
5,66 млн интересуются