Вы когда нибудь задумывались, в очередной раз во время посещения супермаркета (когда тележка уже "набита" до отказа всевозможными продуктами питания, бытовой химией и прочими как нужными, так и в большинстве не особо товарами) о такой полезной и неброской вещи как тележка для покупок? Я думаю, что нет, но все же этот обязательный атрибут похода в магазин достоин краткой истории, ведь это один из тех атрибутов, который на протяжении XX века, менял весь мир.
История появления продуктовых тележек
С момента своего появления магазинная тележка способствовала увеличению среднего чека, изменив и саму природу розничных магазинов. Став символом шоппинга, ее окрестили «величайшим изобретением в истории мерчендайзинга». Магазинная тележка перекочевала в как символ в интернет магазины, приложения по доставке еды и т.д. Всему этому мы обязаны вот этому человеку:
Сильван Голдман - родился в 1898 году в США, город Ардмор, штат Оклахома. Его мать эмигрировала из Франции , а отец - из Латвии.
Отец Сильвана работал в мануфактурной лавке, здесь Сильван и прошел экспресс-курс по изучению потребителя: основные потребности и пожелания покупателей.
Во время Первой мировой войны Сильван был отправлен во Францию, где на протяжении 2 лет работал поставщиком продуктов. Вернувшись в 1919 году с фронта, Сильван вместе со своим братом Альфредом переезжает в процветающий город нефтяников Брекенридж, где братья на свои небольшие сбережения открывают свою фруктовую лавку "Goldman Brothers Wholesale Fruits and Produce".
Когда нефтяной бум в Брекенридже угас, угас и бизнес братьев. Сильван и Альфред решают двигаться дальше, открыв "Sun Grocery Company" в Талсе, штат Оклахома, в 1920 году. В то время концепция магазинов заключалась в том, что все продукты располагались за прилавком, и если вы хотели что-то купить, нужно было обращаться к продавцу, который передал бы этот продукт вам, предварительно взяв у вас плату. Это несло немалые расходы на обслуживающий персонала, нередко образовывались большие очереди.
Голдман давно был в курсе подобных недостатков и в Калифорнии увидел решение: супермаркеты самообслуживания. Применив эту концепцию в своём бизнесе, Силван дал толчёк к получению его магазина бешеной популярности, за три года превратился в сеть из 55 торговых точек. Братья продали свой бизнес американской сети супермаркетов Safeway в 1929 году, всего за несколько месяцев до краха фондового рынка и Великой депрессии (1929-1939).
Несмотря на получение щедрой и своевременной суммы от продажи Safeway, Голдман и его брат потеряли большую часть своего состояния в результате кризиса, также им было запрещено по соглашению конкурировать с Safeway в Талсе. В конечном итоге им приходится переехать в Оклахома-Сити, где братья приобретают пять продуктовых магазинов и создают новую компанию под названием "Standard Grocery".
В 1934 году на всю свою прибыль Сильван и Альфред приобретают загибающуюся сеть продуктовых магазинов "Humpty-Dumpty".
Стараясь извлечь как можно больше с предыдущего урока Сильван начинает думать над тем, что в большинстве случаев покупателями в его магазинах были домохозяйки, которым не всегда было удобно обращаться как с корзиной для покупок, так и с детьми, он разработал то, что должно было стать тележкой для покупок.
Сильван Голдман представил свое изобретение 4 июня 1937 года в сети супермаркетов "Humpty-Dumpty". Первая тележка для покупок, основана на деревянном складном стуле. Голдман построил его из металлического каркаса, добавив колеса и проволочную корзину. 9 апреля 1940 года на тележку был выдан патент № 2196914 под названием «Складная тележка-корзина для магазинов самообслуживания»
После того, как их дизайн был доведен до совершенства и его магазины были заполнены тележками, Голдман запустил рекламную кампанию, в которой женщина изо всех сил пытается нести тяжелую корзину для покупок и заявляет: «Это новинка - это сенсация. Не нужно больше носить корзины». Однако реклама не показывала, что представляет собой новый продукт, и покупатели приходили посмотреть, из-за чего был весь этот шум.
Интересно, что за несколько недель до этого компания "Roll'er Basket Company" начала рекламировать собственную независимо разработанную складную тележку для покупок, которая была очень похожа на тележку Голдмана, поэтому Голдман даже технически не может утверждать, что он был первым, кто дебютировал с тележкой для покупок. Но именно его дизайн завоевал популярность и популяризировал тележку для покупок.
По началу мужчины находили тележки женоподобными, а женщины сочли их похожими на детскую коляску. И Голдману пришлось нанять несколько мужских и женских моделей, чтобы они продвигали его новое изобретение в своем магазине и продемонстрировали их полезность, а также приветствовали, чтобы объяснить их использование. После этого, его складные тележки для покупок стали чрезвычайно популярными, и Голдман стал мультимиллионером, собирая прибыль с патента за каждое изготовление и проектирование тележек для покупок в Соединенных Штатах .
Голдман также произвел более знакомую и более современную «тележку для гнездования» по лицензии, предоставленной "Telescope Carts". В 1946 году Орла Уотсон , основатель "Telescope Carts". разработал инновационную телескопическую тележку для покупок, которая не требовала разборки после каждого использования, как это было в конструкции Голдмана, и которая позволяла тележкам для покупок выдвигаться или «гнездиться», просто сдвигая тележки вместе. Голдман запатентовал свой собственный «Nest-Kart» год спустя, в 1948 году, поэтому компания "Telescope Carts" заказала расследование в связи с предполагаемым нарушением патентных прав в течение того же периода времени. В качестве компромиссного решения Голдман согласился отказаться от своих прав на свой существующий патент и согласился выплатить сумму в размере 1 доллара за ущерб от подделки. В свою очередь, "Telescope Cart" согласилась с эксклюзивной лицензией, предоставленной компании Голдмана на производство телескопической или «гнездовой» тележки.
Телескопическая тележка, составляет основу конструкции тележек для покупок, используемых в настоящее время, и все гонорары за новую конструкцию выплачиваются "Telescope Carts"до истечения срока действия патента.
Влияние размера тележки на средний чек
С момента изобретения тележки для покупок в конце 30-х годов ХХ века ее объем увеличился втрое. Только с 1975 года литраж тележек в магазинах вырос вдвое и сегодня достигает 245 литров.
Причин к этому несколько: увеличение жилплощади, рост благосостояния потребителя, ввод в обращение безналичной системы оплаты, давление на психологию.
Американец Мартин Линдстром, прославленный специалист по маркетингу, автор книг о способах увеличения продаж, рассмотрел эксперемент, в котором приняли участие крупные представители ретейла США, причем не только массового ассортимента, но и ограниченного – например, сеть "Whole Foods", специализирующаяся на органических продуктах. В ходе эксперимента покупательские тележки, используемые в этих сетях, были произвольно увеличены в два раза, в результате за два года объем продаж вырос на 40%! Такой очень ясно показал взаимосвязь между объемом продуктовой тележки и средним чеком.
«Тележки большей вместимости позволяют продавать больше продуктов: сегодняшний покупатель хочет покупать больше», - написал один производитель тележек. «Импульсные покупки - это самая суть успеха в супермаркетах ... и они не должны ограничиваться тележками с ограниченной вместимостью».
Несомненно, что продуктовые тележки внесли большой вклад в развитие торговых сетей, и вряд ли в ближайшее время им будет найдена какая либо альтернатива. Думаю, что Сильван Голдман определенно гордился этим.
___________________
Источники: https://priceonomics.com/how-a-basket-on-wheels-revolutionized-grocery/
https://ru.wikichi.ru/wiki/Sylvan_Goldman
https://www.todayifoundout.com/index.php/2015/12/invention-shopping-cart/