Найти тему

Саша Гапанович: открытие Недели моды Mersedes-Benz Fashion Week Russia 2021

Оглавление

Российский дизайнер Саша Гапанович родилась в Мурманске, неофициальной столице русской Лапландии. За 20 лет в профессии она создала уникальные коллекции, вдохновленные эстетикой русского Севера, ностальгией по советскому прошлому и тесной связи поколений.

Ее имя громко прозвучало в американском Forbes и итальянском VOGUE, топовые fashion-эксперты назвали ее открытием Недели моды Mersedes-Benz Fashion Week Russia 2021 в Москве, а сама Ксения Собчак поддержала бренд Sasha Gapanovich в рамках участия в шоу «Lamoda. Реалити в моде».

Мы встретились с нашей выпускницей и узнали, с чего начался ее путь к успеху в fashion-индустрии, какую роль сыграло обучение в Metrics и что ждет ее бренд в будущем.

Саша Гапанович, выпускница Академии Metrics. Источник: https://images.app.goo.gl/n2oEz72BMn3Wh58R6
Саша Гапанович, выпускница Академии Metrics. Источник: https://images.app.goo.gl/n2oEz72BMn3Wh58R6

Саша, вы родились в Мурманске, на Крайнем Севере нашей страны. Расскажите, почему выбрали профессию дизайнера? Для города, который живёт торговлей, портом, железной дорогой и рыбной ловлей – это довольно смелое и необычное решение.

Мое увлечение дизайном началось еще с раннего детства. Почти у всех моих ровесников папы ходили в море или служили, а мамы занимались домом и растили детей. Я часто проводила время на швейной фабрике моей мамы – она технолог швейного производства. Тогда я неосознанно ковырялась в тряпочках и бродила по цехам, но затем это переросло в нечто большее.

В 80-90-е годы, когда я росла, все женщины умели шить. Я не встречала тех, кто не умел бы пришивать пуговицы или что-то не мастерил. Все это повлияло на будущий выбор профессии.

Я и куклам одежду ваяла, и бисероплетением занималась, и макраме, и на коклюшках вязала. Большое влияние на мировоззрение оказала моя учительница труда: она водила нас к себе домой и я видела, как креативно она подходила к оформлению дома. Так мыслят только творческие люди.

В школе я часто наведывалась в секонд-хенды, да я до сих пор туда хожу. Мне нравилось искать сокровища среди вещей. При создании коллекций я люблю сознательно «портить фактуру» и примешивать в образы вещицы из секонда.

Все эти факторы повлияли на мой стиль, мышление и эстетику.

Как родители отнеслись к вашему выбору профессии?

Родители очень настаивали, чтобы я пошла учиться на биолога или юриста. Я честно исполнила долг, пыталась даже поступить, но мода сама меня выбрала.

В 17 лет я увидела статью в одном из местных журналов про колледж искусств Central Saint Martins в Лондоне и поняла, что безумно хочу там учиться!

На тот момент это была финансово неподъемная история для меня, но спустя много-много лет я осуществила свою мечту и отучилась там.

Вы окончили отделение дизайна МПГУ и параллельно учились в Петровском колледже. Расскажите о том, какие самые яркие воспоминания остались от студенчества?

Я пошла учиться в Мурманский технологический колледж сервиса. У него была довольно сомнительная репутация: туда в основном поступали троечники от безысходности. А я пошла осознанно. Там я освоила профессию «закройщик женской одежды» и начала свой медленный и тернистый путь.

На 3 курсе я случайно увидела объявление, что в Мурманске пройдет фестиваль модельеров «Намоднение». Мне стало любопытно, и я решила пойти туда как зритель. Помню, что сидела наверху в центре зала, смотрела на подиум и думала:

«А я ведь тоже могу так!»

Это было потрясающе. Я была в таком восторге! Именно тогда я почувствовала, как пробуждаются мои дизайнерские амбиции.

Спустя год я сделала свою первую коллекцию и приняла участие в конкурсе. Тогда я почувствовала сильное желание открыться миру.

Конечно, моя первая коллекция была композиционно неправильной. Понять это помогли курсы по дизайну, которые шли бонусом к участию в конкурсе. Я прошла их, отработала все ошибки и на следующий год взяла гран-при.

С этой победной коллекцией я поехала в Москву представлять Мурманск на конкурсе «Экзерсис. Кадры для индустрии моды». Там я взяла 4-е место.

Саша, вы занимаетесь любимым делом почти 20 лет. Сложно ли было начинать?

Тяжело было и тогда, и сейчас. К сожалению, правительство в регионах не заинтересовано в поддержке молодых талантов. Им интересно восхвалять тебя, когда ты на пике карьеры и имеешь статус. В студенчестве я работала днями и ночами, чтобы исполнить свою мечту.

Для того чтобы сшить коллекцию, за которую я получила гран-при, я работала все лето в джинсовом магазине. Мыла окна на швейной фабрике, 3 года ночами работала крупье в казино, чтобы оплатить обучение в университете на дизайн. Это был огромный стресс для организма, но я стремительно шла к своей цели. Мне было 21.

«Помню, как бегала по кабинетам влиятельных людей в Мурманске, чтобы получить хоть какую-то финансовую поддержку и купить колготки для своей коллекции. Это было унизительно»

Я давно мечтаю о том, чтобы создать фонд помощи молодым дизайнерам в Мурманске. К сожалению, на другую помощь надеяться не приходится. Я очень надеюсь, что у меня это получится.

Саша Гапанович, выпускница Академии Metrics. Источник: https://images.app.goo.gl/sqxf4nQYwwfnAUD69
Саша Гапанович, выпускница Академии Metrics. Источник: https://images.app.goo.gl/sqxf4nQYwwfnAUD69

У вас 4 детей. Не было трудно одновременно воспитывать их и стремиться исполнить мечту?

Это мой осознанный выбор. Дети и муж активно включились в мою жизнь уже после того, как я стала дизайнером и начала создавать коллекции. Мне было 27 лет. С появлением детей моя страсть к дизайну не угасла. Когда я занимаюсь любимым делом, чувствую внутреннюю наполненность. Для меня это некая сублимация, выход за рамки сознания. Это мое призвание, нутро, я не могу этим не заниматься.

Через месяц после рождения первого ребенка я продолжала работать и развиваться. Так было и во вторую, и в третью беременность. Как правило, я создаю коллекции ночью, приходится жертвовать сном. Все успевать невозможно, но выбор есть всегда. А мой выбор – это искусство.

Если дети захотят пойти по вашим стопам, поддержите их?

Конечно. Они все у меня творческие, разве что дочь Василиса более прагматичная. У одной из моих дочек очень необычный вкус – она любит смешивать стили. А другая дочка Варя уже пошла по моим стопам. Однажды я отвлеклась, смотрю, а она уже платье мое порезала на тряпочки. Я ее наругала сначала, а потом вспомнила, что сама вытворяла такие же вещи. В детстве вырезала со спины маминого платья кусочек ткани – это было вечернее платье из люрекса цвета морской волны. Оно так мне нравилось, что я решила кусочек забрать себе.

Расскажите, что послужило толчком к желанию пойти учиться в академию Metrics?

В конце 2019 года я узнала, что мы с семьей переезжаем в Москву. Это стало для меня небольшим потрясением, так как я очень люблю свой Мурманск и вдохновляюсь природой и культурой своего края, которые находят отражение в моих коллекциях.

Я задумалась о том, как мне зайти в fashion-тусовку столицы максимально плавно и безболезненно. Я понимала, что мне не хватает знаний по ДНК бренда и продвижению бизнеса, поэтому стала искать обучение, которое закрыло бы все эти пробелы.

Перед началом пандемии я попала в больницу. Появилось больше времени, чтобы изучать инстаграм и искать курс мечты.

Так мне на глаза попалась реклама Metrics и я поняла – ЭТО ОНО. Я посмотрела лекцию Кати, ее харизма и энергия повлияли на мой выбор. Я убедилась в том, что мне нужно учиться, развиваться и расти.

В 2020 году я записалась на курс по дизайну и брендингу и начала активно учиться. Мне нравилось, что у нас были дедлайны, которые держали в тонусе и не давали расслабляться. Я была в восторге от преподавателей и кураторов, которые давали нам мощнейшую поддержку. До обучения в Metrics я двигалась все время одна, а тут оказалась в обществе креативных и талантливых людей, заряженных на успех.

Я раскачалась в потоке новых знаний и приступила к созданию коллекции, мысли о которой вынашивала год. Дома на стене уже висел мудборд с картинками, но не было расписанной концепции и отрисованных коллажей.

«Я кружила вокруг мудборда словно акула, которая готовится к нападению на жертву. Но мне все время что-то мешало: сначала рождение близняшек, затем серьезная болезнь»

В декабре 2020 у нас был выпускной, и с тех пор начался новый виток в моей творческой жизни.

Бренд Саши на выпускном показе в Академии Metrics
Бренд Саши на выпускном показе в Академии Metrics

Что самое ценное дало вам обучение в Metrics?

Я по жизни очень закрытый человек. Все время сижу дома с детьми, постоянно работаю, меня мало куда можно вытащить. Не люблю общаться и находиться в толпе.

В Metrics меня раскрыли и «оживили»: я начала разговаривать, ходить на радио-эфиры, общаться с прессой.

У меня сразу сложилась взаимная любовь с преподавателями. Они вселяли уверенность, поддерживали, помогали студентам раскрыться. Тратили на нас очень много сил и времени.

После первого мастер-класса я почувствовала мощнейшую поддержку. Отдельно хочу отметить Елену Викторовну Ржевскую – ее занятия по композиции максимально меня раскрыли. Я выполнила абсолютно все уроки, они были очень ценными.

«Казалось, что в Академии все мои творческие чакры раскрылись и погнали меня вперед»

Какой момент вы можете назвать «квантовым скачком» в карьере?

Думаю, что я почувствовала внутреннюю трансформацию после обучения в Metrics.

У меня, как и у многих людей из провинции, есть страх «маленького человека». Периодически я впадаю в состояние самозванца – эти комплексы возникают от пробелов в знаниях.

Когда я глубоко проработала ДНК Sasha Gapanovich, то закрыла все эти страхи. Параллельно с Metrics я проходила множество обучающих курсов, которые тоже помогли меня раскрыть.

Я не ожидала, что случится такой скачок. Наверное, когда ты очень сильно чего-то хочешь, у тебя все получается.

Саша, в апреле этого года вас назвали «открытием Недели моды» на Mersedes-Benz Fashion Week. И это заслуженно, конечно. Расскажите, страшно было отправлять заявку на грант?

Забавно, но изначально я даже не собиралась участвовать в MBFWR. Но Вселенная начала посылать мне недвусмысленные намеки, и я поняла – настало мое время.

Студентка с другого потока Metrics как-то написала мне в директ, что мне нужно обязательно попробовать подать заявку на Mersedes-Benz Fashion Week и скинула ссылку на участие. Правда, 2019 года.

Я заполнила заявку, а потом мне пришло сообщение, что ее срок действия истек. Я подумала: «Ну, не судьба». И забыла об этом.

После выпускного Академии наш куратор Миша написал мне:

«Саша, ты обязательно должна отправить заявку на Mersedes-Benz Fashion Week»

Тогда я призадумалась и спросила: «Миш, а почему?»

Он сказал, что моя коллекция 100% получит грант. Нашел верную ссылку, прислал мне ее по почте, и я вновь заполнила заявку на участие. Помню, как сейчас, что это был четверг и я вообще забыла про нее. И уже в понедельник мне перезвонили и пригласили принять участие в Mersedes-Benz Fashion Week.

Фото коллекции Саши с MBFWR 2021. Источник: https://images.app.goo.gl/knXPe9oi1PcwacNz6
Фото коллекции Саши с MBFWR 2021. Источник: https://images.app.goo.gl/knXPe9oi1PcwacNz6

Что вы чувствовали, когда узнали, что вас пригласили поучаствовать в показе MBFW?

Я была в шоке. Хорошо, что сидела за столом, потому что у меня был такой мандраж и эмоциональный прилив! Я ощущала это событие как подтверждение того, что все это время двигалась в правильном направлении.

Это был настоящий подарок от Вселенной, наивысшая оценка моего творчества.

Когда столько лет идешь очень медленно и размеренно, без резких скачков, периодически задумываешься: «Все ли я делаю правильно?»

Такие события окрыляют и придают сил. Не знаю, понимает ли команда Mersedes-Benz Fashion Week, какую важную работу они делают, давая возможность непопулярным дизайнерам открываться на весь мир.

Я счастлива, что стала одним из дизайнеров, которого выбрали. Думаю, это отправная точка к чему-то большему.

Коллекция MOST, представленная на MBFW, пропитана индийскими мотивами. Расскажите, как к вам пришла идея для будущей коллекции?

Я училась в Лондонском колледже искусств Central Saint Martins с одной девушкой из Индии. Ее звали Бансри. После обучения мы очень сдружились.

В феврале у нее была запланирована свадьба в индийской провинции Удайпур, и она пригласила меня на нее.

Свадьба проходила в древнем замке в течение 3-х дней. Там я увидела потрясающих гостей в невероятных костюмах, стала частью удивительного праздника и погрузилась в контрастную культуру Индии.

Но когда я вышла за ворота этого замка, я почувствовала колоссальную разницу между тем обществом, в котором я была пару минут назад, и тем, что увидела на улицах городка.

Мы с Бансри заказали такси, чтобы добраться до древних музеев. Удайпур – это маленький туристический городок с богатой историей. Мы очень захотели увидеть знаменитый дворец Махараджи на воде.

Пока мы ехали до места, из окна такси я увидела стоп-кадр из фильма: возле дороги стояла женщина в ярком красивом сари и абсолютно голый, грязный, худой, как скелет, ребенок.

Я понимала, что если выйду из такси и дам ей пару рупий, вряд ли вернусь живой. Люди там просто выживают. Вместо домов у них рукотворные ночлежки из клеенок и пакетов, вместо чистой воды – грязные и вонючие лужи.

Богатых людей не интересуют проблемы индийского народа. Мне это непонятно. Когда я вернулась домой, погрузилась в глубокое изучение кастомизации и неравноправия Индии.

Я очень болезненно воспринимаю такие вещи. Из Индии я уезжала с потоком странных мыслей, которые отпечатались на моей будущей коллекции.

Индийские противоречия и удивительную красоту я выразила в принтах – резкий контраст черного и белого и острые геометричные принты, как метафора жизни.

Шарообразные рукава – как дань уважения к архитектуре Индии, дворцам и куполам. Эта тема тесно перекликается с русской церковью.

В Индии очень многое совпадает с нашей родной культурой. Многослойность и объёмы, присущие моему бренду, я увидела в многометровых сари. Вышивку на традиционных индийских костюмах я преподнесла в виде буфов.

Философия вашего бренда построена на размытости границ между арт-объектами высокой моды и повседневной одежды. Расскажите, как вы нашли свой почерк? Поделитесь вашим секретом с молодыми дизайнерами

Первое, что нужно сделать – распаковать себя, как личность, понять свою «внутреннюю начинку» и подробно прописать свою ДНК.

Основа моей ДНК – фатины, пышность, многослойность, оверсайз, смешивание секонда и арта, филигранная ручная работа. Это то, чем живет мой бренд.

Для меня очень важна тема связи поколений – воспоминания о детстве и светлая ностальгия по прошлому. У меня в коллекциях присутствует легкая ретро-история, это хорошо прослеживается.

О чем нельзя забывать? Никогда не делайте то, что нравится другим, то, что модно, актуально и в тренде.Если вы будете создавать коллекции вразрез с внутренними настройками, ничего не получится.

Например, вы обожаете мультик «Том и Джерри» или любите «Черепашек Ниндзя». Выдергивайте оттуда эстетику, глубоко разбирайте ваши предпочтения. Не нужно ничего вымучивать – ваша ДНК часто находится в пределах обычных будней.

Когда ты делаешь коллекцию, ты не изменяешь себе. А коммерция – это история о продажах и здесь уже можно играть по общим правилам.

Какие у вашего бренда одежды есть планы на будущее?

Через пару дней я вылетаю в Питер на один из проектов. К сожалению, пока не могу поделиться подробностями, но осенью вы увидите результат.

Вторая цель – капсульная коллекция, на которую меня вдохновил мой родной Север. Эта капсула – как дань уважения к месту, где я родилась. Через пару месяцев я перееду в Москву и хочу поставить красивую точку в этой северной истории.

Далее я хочу масштабироваться и создать команду. Сейчас я делаю все одна и это никак не приводит к моему росту и даже стопорит на многих этапах, но все это упирается в мои возможности. И я уверена, что обратный отсчет уже начался.

Фото коллекции Саши с MBFWR 2021. Источник:  https://images.app.goo.gl/9kVdZ9bpRm5aZFdj9
Фото коллекции Саши с MBFWR 2021. Источник: https://images.app.goo.gl/9kVdZ9bpRm5aZFdj9

Fashion-академия Metrics существует почти 4 года. За это время мы выпустили 200+ брендов из 45 стран. Имена наших выпускников украшают страницы VOGUE, L'officiel, Fashion&Beauty Magazine, а с их брендами сотрудничают российские певицы, актрисы и блогеры – Клава Кока, Рина Гришина, Ксения Собчак, Юлия Савичева, Карина Нигай, Юлия Паршута и многие другие.

Мы рады, что большой путь наших выпускников начинается с маленьких шагов в Академии. Восхищаемся талантом учеников и гордимся их успехами – это лучшая награда за наш труд.

Понравилась статья? Подписывайся на наш канал, чтобы узнать ещё больше интересного.