Выступление на заседании Комиссии Совета законодателей, Ливадийский дворец, г. Ялта
Уважаемые коллеги!
Трепетное отношение к русскому языку для крымчан — вполне естественно и объяснимо. Ведь, в отличие от многих сограждан, мы в течение почти четверти века боролись за сохранение сферы его применения, за право обучать детей на русском языке. Эта борьба являлась для крымчан основой отстаивания самобытности, российской идентичности. Потому для нас особенно болезненно наблюдать то, как позиции русского языка, его чистота и целостность нарушаются в Российской Федерации.
В рамках ХIV Международного фестиваля «Великое русское слово» я уже говорил о подготовке в Государственном Совете Республики Крым законодательной инициативы о запрете использования иностранных слов в рекламе. В любом городе Российской Федерации, если пройдёте по улице, вы увидите названия на иностранном языке, несмотря на то, что в нашем родном существуют аналоги.
Такой поход напрямую бьёт по русской культуре. В этом гораздо больше зла, чем может показаться на первый взгляд. Молодёжи, детям навязчиво прививается комплекс неполноценности. Хочешь быть успешным — говори на английском. Точнее — даже не говори на этом языке, а вставляй в свою речь побольше английских заимствований. Молодёжи это кажется интересным, но такое подражание — уничтожение мягким оружием Русского мира изнутри.
Согласно положению Федерального закона «О государственном языке в Российской Федерации» государственный язык подлежит обязательному использованию в рекламе. Не допускаются слова и выражения, не соответствующие нормам (в том числе нецензурная брань), за исключением иностранных терминов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском.
В действующей редакции части 5 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» указано, что в её тексте нельзя употреблять иностранные заимствования, которые могут привести к искажению смысла информации. В результате мы имеем извращённое отношение к наружной рекламе, когда даже исконно русские слова пишутся латинскими буквами.
Но даже это ограничение, которое установлено, подчеркну, на уровне федерального законодательства, демонстративно не соблюдается. Это связано с отсутствием нормы об административной ответственности, которая позволяла бы наказывать лиц, виновных в нарушении закона.
Я дал соответствующее поручение профильным комитетам Государственного Совета Республики Крым о проработке данного вопроса. Предварительный результат получен. В связи с тем, что в соответствии со статьёй 4 Федерального закона «О рекламе» вопросы рекламы могут быть урегулированы исключительно на федеральном уровне, мы подготовили две законодательные инициативы.
Первым проектом предлагается внести изменения в статьи 5 и 38 Федерального закона «О рекламе», установить, что здесь не допускается использование иностранных слов и выражений (за исключением тех, что не имеют общеупотребительных аналогов в русском языке, если указанные иностранные слова не приводят к искажению смысла информации). Помимо этого, предлагается внести требование, что рекламодатель при производстве, размещении и распространении рекламы несёт ответственность за нарушение положений законодательства Российской Федерации, в том числе пунктов гражданского законодательства, законодательства о государственном языке Российской Федерации.
Вторым законопроектом предусмотрено дополнение статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новой частью, в которой будет установлена административная ответственность за использование в рекламе иностранных слов и выражений (за исключением иностранных слов, не имеющих общеупотребительных аналогов в русском языке, если указанные иностранные слова не приводят к искажению смысла информации). За указанные деяния предлагается накладывать административный штраф в следующих размерах:
— на граждан — от трёх тысяч до пяти тысяч рублей;
— на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей;
— на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
— на юридических лиц — от ста до пятисот тысяч рублей.