Свободные порты - противоречивая тема в развитом мире. Некоторые рассматривают их как способ создания рабочих мест и привлечения инвестиций, другие указывают на то, как они подрывают налоговые органы и привлекают преступную деятельность. Рабочие места, которые они "создают", просто перемещаются в свободный порт из других районов, в которых рабочие могли бы вносить больший вклад в налоговые поступления. Правительство Великобритании объявило в этом году, что оно создаст восемь свободных портов в Англии, расположенных в:
- аэропорту Ист-Мидлендс,
- в портах Феликсстоу и Харвич (Восточный Фрипорт),
- Хамбер, Ливерпульский городской округ,
- Плимут и южный Девон,
- регион Солент,
- порты Темза,
- Тиссайд.
Аэропорт Ист-Мидлендс
Аэропорт Ист-Мидлендс является одним из самых загруженных грузовых авиаузлов в Великобритании. Он занимает второе место после Хитроу каждый год в период с 2007 по 2019 год, по данным Statista. Это также 11-й по загруженности аэропорт в Великобритании по пассажиропотоку.
Аэропорт расположен в одном из крупнейших городов Великобритании. Он также находится в пределах досягаемости от крупных городов, таких как Лафборо, Бирмингем, Ковентри, Линкольн, Сток и Вулвергемптон. Предполагается, что свободный порт создаст около 60 000 рабочих мест и добавит 2 млрд фунтов стерлингов в экономику региона. Некоторые крупные компании, работающие в регионе Ист-Мидлендс, включают Bombardier, Boots, Caterpillar, Next, Rolls-Royce и Toyota.
“Выгоды для бизнеса будут заключаться в упрощенном планировании, налоговых льготах и упрощенных таможенных процедурах.
В свою очередь, местные общины получат дополнительные возможности трудоустройства и улучшенную инфраструктуру; и то, и другое направлено на улучшение условий жизни людей", – Кевин Харрис, председатель Совета директоров Leicester and Leicestershire Enterprise Partnership Limited.
“Сегодняшние новости прольют свет на ту часть страны, которая может много предложить инвесторам. Глобальная связь, которую аэропорт Ист-Мидлендс предлагает важнее, чем когда-либо, поскольку Великобритания стремится заключать торговые сделки по всему миру,” – Клэр Джеймс, управляющий директор аэропорта Ист-Мидлендс.
Феликсстоу и Харвич (Восточный Фрипорт)
Порт Феликсстоу в Суффолке является самым загруженным портом в Великобритании. Это был первый порт в Великобритании, специально построенный для обслуживания крупнейших в мире контейнеровозов. Он может вместить суда последнего поколения с глубокой осадкой. По данным iContainers, это восьмой по загруженности порт в Европе, который ежегодно обрабатывает около 3,8 миллиона TEU, что составляет 48% контейнерной торговли Великобритании. Феликсстоу расположен в 23 км от города Ипсвич, в 74 км от города Норвич и в 150 км от Лондона.
Порт Харвич находится в 2 км от Феликсстоу, в устьях рек Оруэлл и Стоур, поездка между двумя портами занимает около 50 минут. Международный порт Харвич намного меньше, чем его аналог в Феликсстоу, несмотря на то, что он предлагает пассажирское паромное сообщение с Нидерландами. Это также один из ведущих универсальных грузовых портов Великобритании. Харвич находится в 30 км от города Колчестер и в 136 км от Лондона. Планируемый водородный хаб в Восточном Свободном порту предложит ядерные, водородные, морские и транспортные схемы декарбонизации. У побережья Харвича строится новый морской ветроузел площадью 110 гектаров (га).
По оценкам, за первые пять лет работы Freeport East создаст 13 000 новых рабочих мест и более 500 млн фунтов стерлингов инвестиций.
“Фрипорт Ист предлагает уникальную возможность построить по-настоящему глобальный торговый центр, одновременно расширяя возможности в области зеленой энергетики и помогая выровнять экономику. Мы с нетерпением ожидаем совместной работы с правительством для дальнейшей разработки нашего бизнес-плана,” – Джордж Киффер, председатель Фрипорт-Ист-бид.
“Сочетание портов Феликсстоу и Харвич предоставляет Великобритании уникальную возможность в мире после Брекзита, поскольку они находятся в главном узловом пункте между основным торговым маршрутом Великобритании,” - Клеменс Ченг, исполнительный директор Hutchison Ports.
Хамбер
Регион Хамбер - это часть Восточного Йоркшира и Северного Линкольншира, который находится по обе стороны реки Хамбер на восточном побережье Англии. Самым крупным городом в регионе является Халл, традиционный рыбацкий порт, который совсем недавно вновь превратился в центр зеленой энергетики. Siemens в последние годы построил в городе завод по производству ветряных турбин и с тех пор реинвестирует средства. Действительно, регион Хамбер позиционирует себя как ‘энергетический эстуарий’Великобритании. Халл также имеет мощную производственную и научно-исследовательскую базу, являясь городом-основателем таких компаний, как Smith&Nephew и Reckitts (сейчас Reckitt Benckiser).
На южном берегу Хамбера находятся оживленные порты Гримсби и Иммингем. По данным iContainers, порт Гримсби и Иммингем является крупнейшим портом в Великобритании по тоннажной мощности, он обрабатывает десять миллионов тонн угля и 20 миллионов тонн нефти в год. Считается, что это важнейшее звено в цепочке энергоснабжения Великобритании. Порт также предлагает широкий спектр услуг по перевозке грузов в Северную Европу, Скандинавию и Прибалтику. Также в регионе Хамбер находится город Гул, самый дальний внутренний порт в Великобритании. Специализированный железнодорожный грузовой терминал Goole ежегодно обрабатывает около 1,5 млн тонн различных грузов. Город расположен на прямой железнодорожной линии Лондона, находясь в пределах легкой досягаемости от основных автомагистралей M1, M62 и A1(M).
В регионе Хамбер находятся автомагистрали M62, M18 и M180, паромное пассажирское сообщение с Нидерландами из Халла и аэропорт в Кирмингтоне, недалеко от Гримсби. Регион находится в непосредственной близости от крупных городов, таких как Лидс и Шеффилд, в то время как Халл имеет прямой железнодорожный маршрут до Лондона, который занимает чуть более трех часов. Предполагается , что свободный порт Хамбер создаст около 7000 рабочих мест.
“Эта заявка является уникальной для выполнения правительственной программы по развитию и декарбонизации нашей экономики. В ближайшие месяцы мы сосредоточимся на поставках для создания нового свободного порта, который, как мы ожидаем, принесет крупные инвестиции в нашу часть мира,” – Саймон Берд, региональный директор "Хамбер, Ассоциированные британские порты".
“Это объединение частного сектора стало поистине образцовым, и я уверен, что теперь это приведет к впечатляющим результатам.” – Саймон Парнаби, председатель, Хамбер ЛЕП.
Ливерпульский городской округ
Ливерпульский городской округ расположен в Мерсисайде на северо-западном побережье Англии. Его население составляет от 1,5 до 2,3 миллиона человек. Город Ливерпуль доминирует в регионе.
По данным iContainers, порт Ливерпуля является пятым по величине контейнерным перевозкам в Великобритании. Он может принимать суда и оснащен для обработки всех типов грузов, сельскохозяйственных грузов, автомобилей, сухих сыпучих грузов, лесных продуктов, энергетических продуктов, металлов, жидких сыпучих грузов и проектных грузов. Ливерпуль обслуживает 45% торговли из США и является крупнейшим портом Великобритании. Порт представляет собой закрытую систему, которая простирается на 12 км. Из нее отправляются паромы как в Белфаст, так и в Дублин. В пристанях Ливерпуля также есть круизный терминал.
В порту Ливерпуля планируется создать 14 000 прямых и косвенных рабочих мест, 800 млн фунтов стерлингов инвестиций и 850 млн фунтов валовой добавленной стоимости.
“Это новаторское решение для Ливерпульского городского округа. Мультишлюзный, мультимодальный свободный порт позволит ключевым объектам по всему региону привлекать новые инвестиции, создавать рабочие места, поддерживать экономику в целом и повышать уровень инноваций. У него также есть потенциал в области водорода, морского ветра и приливной энергии,” – Асиф Хамид, председатель, Ливерпульский городской округ LEP.
“Наши недавние инвестиции в инфраструктуру обеспечивают современные каналы для бизнеса в Северной Англии, чтобы более эффективно торговать в глобальном масштабе, а тарифные и налоговые льготы, предлагаемые свободными портами, делают регионы и города идеальным выбором для инвестиций и международной торговли,” – Марк Уитворт, генеральный директор "Пил Портс".
Плимут и Южный Девон
Морские полномочия Плимута известны во всем мире, учитывая, что именно в этом городе на юго-западном побережье Англии в 1620 году отцы-пилигримы отплыли в Новый Свет. В 2021 году население города составит около 262 000 человек, делая его самым большим районом в регионе Девон и Корнуолл. По данным Associated British Ports, порт Плимута вносит более 95 млн фунтов стерлингов в экономику Великобритании и ежегодно обрабатывает около 80 000 тонн грузов. Он также предлагает пассажирские паромные перевозки во Францию и Испанию. Плимут имеет прямое железнодорожное сообщение с Лондоном, Бристолем и Бирмингемом.
Остальная часть региона Южный Девон включает в себя такие города, как Дартмут, Эксмут, Сидмут и Тинмут, а также район Торбей, который пользуется популярностью у туристов.
Городской совет Плимута утверждает, что в первые два года может быть создано до 1000 новых рабочих мест, а в течение следующих десяти лет-9000. Кроме того, по прогнозам, в ближайшие шесть лет свободный порт принесет более 100 миллионов фунтов стерлингов инвестиций.
“Это показывает, что работа с нашими соседями окупается. В конечном итоге это означает рабочие места, гарантии занятости, возможности и значительные инвестиции. Мы называем наш порт свободной зоной. Он принесет пользу многим людям в этой области,” – Тюдор Эванс, лидер городского совета Плимута.
“Это отличная новость для нас в Южной Ветчине, потому что она может принести тысячи рабочих мест и миллионы фунтов инвестиций к нашему порогу. Я рада, что в очередной раз наши совместные усилия по работе оказались успешными,” – Джуди Пирс, лидер районного совета Южного Хэмса.
Солент
Регион Солент включает в себя такие города как Портсмут и Саутгемптон, Хавант и Госпорт, а также остров Уайт. С населением около 1,25 миллиона человек регион Солент расположен на одном из самых оживленных судоходных маршрутов в мире в Ла-Манше. Саутгемптон-самый большой город в регионе с населением 250 000 человек. Его глубоководный порт может принимать почти все виды грузов и самые большие суда в мире.(именно оттуда злополучный "Титаник" совершил свой последний рейс). По данным iContainers, это второй по величине контейнерный порт в Великобритании, обрабатывающий более 1,5 миллиона TEU в год. Он принимает круизные суда, автомобильные грузовые перевозки, обслуживая до 820 000 автомобилей в год.
Портсмут имеет такие же размеры, как и Саутгемптон, с населением 240 000 человек, и хотя его исторические причалы являются популярной туристической достопримечательностью, международный порт Портсмута служит круизным и грузовым терминалом. Порт Портсмут играет ключевую роль в цепочке поставок продовольствия в Великобританию, импортируя, например, 65% бананов страны.
Предполагается, что свободный порт Солент создаст 52 000 квалифицированных и полуквалифицированных рабочих мест, равномерно распределенных между регионом Солент. Что касается инвестиций, то свободный порт принесет дополнительные доходы в размере 2 млрд фунтов стерлингов, причем 1,4 млрд фунтов стерлингов поступит из частного сектора и 600 млн фунтов стерлингов из государственного сектора.
“Эта схема создает возможность для миллиардов фунтов инвестиций в Саутгемптоне и во всем регионе и обещает создать тысячи рабочих мест в течение следующих нескольких лет,” – Ройстон Смит, член парламента, Southampton Itchen.
“Это объявление - начало новой эры для Solent, поскольку мы работаем с правительством по созданию рабочих мест, стимулированию инноваций и созданию устойчивых долгосрочных возможностей,” – Брайан Джонсон, председатель, Solent LEP
Темза
Свободный порт на Темзе будет базироваться в Лондоне и юго-восточном регионе Англии. Лондон был одним из главных мировых инвестиционных центров на протяжении десятилетий. Его статус центра торговли и туризма хорошо документирован. Свободный порт на Темзе создаст около 25 000 рабочих мест и принесет 5,1 млрд фунтов стерлингов дополнительной валовой добавленной стоимости или экономической продукции, а также более 4,5 млрд фунтов стерлингов новых государственных и частных инвестиций.
В то время как Лондон окружен одними из самых загруженных аэропортов в мире и обширной сетью автомобильных и железных дорог, свободные порты будут сосредоточены на двух основных портах на Темзе: лондонских воротах и Тилбери, к востоку от Лондона, с акцентом на внедрение электрических и автономных транспортных технологий вдоль коридора A13 в Лондон.
Лондонские ворота расположены в Терроке, графство Эссекс, на северном берегу Темзы, в 50 км от центра Лондона. Это глубоководный порт, способный принимать крупнейшие в мире контейнеровозы. Крючковые краны порта могут многократного подниматься,иподнимая до четырех TEU одновременно. Порт Тилбери также расположен в Эссексе, в 40 км от центра Лондона, он считается главным портом столицы и одним из трех крупнейших контейнерных портов страны, наряду с Феликстоу и Саутгемптоном. Здесь также находится Лондонский круизный терминал.
“Свободный порт опирается на успешное завершение строительства нашего нового порта Тилбури-2 и обеспечивает платформу для дальнейшего расширения. Специальные экономические меры политики свободного порта позволят использовать лучшие возможности частного сектора, привлекая производственную деятельность с добавленной стоимостью в порты, устье Темзы и более широкий юго-восток, наряду с поддержкой ключевых инфраструктурных проектов в ближайшие годы.” – Стюарт Уоллес, главный операционный директор порта Форт.
“Свободный порт на Темзе станет новым центром передового опыта для страны, поскольку мы электрифицируем, автоматизируем и оцифруем наше будущее. Свободный порт предоставляет прекрасную возможность испытать стенд для различно ориентированных технологий мобильности,” – Д-р Грэм Хоар, председатель и исполнительный директор по трансформации бизнеса, Ford of Britain.
Тиссайд
Свободный порт в Тиссайде на северо-востоке Англии считается самой большой из восьми зон, объявленных правительством Великобритании. Здесь планируется создать 18 000 квалифицированных рабочих мест в течение пяти лет и увеличить местную экономику на 3,4 млрд фунтов стерлингов. Он также будет поддерживать морской ветер, чистую энергетику, химию и переработку, передовые производственные секторы.
Свободный порт Тиссайд будет базироваться в районе северо-востока, где расположены такие города, как Мидлсбро, Редкар, Стоктон, Хартлпул и Дарлингтон. Он занимает в общей сложности 1800 га и включает в себя площадку Teesworks, международный аэропорт Уилтон, международный аэропорт Тиссайд, порт Мидлсбро, порт Хартлпул и док Тиса. Регион расположен примерно в 50 км к югу от Ньюкасла и в 140 км к северу от Халла и свободного порта Хамбер. Компания Teesside имеет свои промышленные корни в сталелитейном и химическом производстве, а такие компании, как British Steel и ICI, исторически являются основными работодателями в этой области.
“Свободный порт Тиссайд означает начало нашего возвращения на мировую арену в качестве глобального игрока в области передового производства и инжиниринга,” – Бен Хоучен, мэр Тис-Вэлли.
“Долина Тиса действительно была нанесена на карту благодаря экономическому кампусу в Дарлингтоне, свободному порту, ветряной электростанции и проектам net-zero. Нельзя упускать возможность дальнейших инвестиций и возрождения навыков строительства в сфере занятости. Мы все знаем, что инвестиции порождают инвестиции,” – Стюарт Миллер, член правления, Северо-Восточный строительный альянс.
Источник: Invest Monitor (Великобритания)
Больше новостей об особых экономических зонах мира читайте на нашем канале.