Уже несколько веков не затухает интерес к личности Ивана Грозного. Да и едва ли в русской истории найдется другой исторический деятель, который получил столь противоречивую оценку у потомков. Одни считали его выдающимся военачальником, дипломатом и писателем. В глазах других он был кровавым тираном, почти сумасшедшим. Где же истина? Кто прав в своей оценке?
Об Иване Васильевиче писали историки, поэты, писатели, драматурги. Но Иван Грозный слишком крупная и противоречивая фигура, и каждый из тех, кто писал о нём, оценивал государя с позиций своих социальных, классовых, этнических и иных взглядов. Например: С.М. Соловьёв верил, что деятельность Ивана Грозного была началом государственности в России, но он не оправдывал террор Ивана IV как необходимую меру того времени. А С.Ф. Платонов защищает государя, и говорит, что опричнина была необходима, т.к. царь боролся против главного тормоза на пути централизации - боярства. Как мы видим: сколько людей столько и мнений.
Но каков же он - первый российский царь Иван Васильевич IV Грозный? Ответ на такой вопрос могут дать только факты.
Поэтому цель моей работы - представить политический портрет Ивана Грозного.
А моя задача состоит в том, чтобы опираясь на опубликованные труды учёных-историков: Р.Г. Скрынникова, А.А. Зимина, А.Л. Хорошкевича, Д.Н. Альшица изучить личность первого русского царя, политическое развитие России в XVI веке и сделать необходимые выводы.
Но чтобы анализировать личность и государственную деятельность Ивана Грозного необходимо понять, какая страна досталась ему в наследство от его отца Василия III.
Политическая обстановка в те годы была очень нестабильной. Так как после смерти Елены Глинской началась ожесточённая борьба за власть боярских группировок Глинских и Бельских, Шуйских и Воронцовых. Например, Глинские и Бельские проводили политику ограничения власти наместников и волостелей (представители центра в уездах и волостях), а Шуйские, наоборот, выступали за усиление позиций феодальной аристократии (раздача земель, привилегий, налоговых и судебных, боярам, монастырям). К власти приходила то одна, то другая группировка. "Боярское правление" (1538-1547 г. г.) надолго запомнилось русским людям беззастенчивым расхищением казны, раздачей должностей "своим людям", расправами, разбоями. Таким было время образования и укрепления Русского централизованного государства.
Великий князь Василий III умер, когда его сыну было 3 года. После смерти матери, великой княгини Елены, Иван, которому исполнилось тогда 8 лет, остался круглым сиротой. Страной управляла Боярская дума. Реальная власть переходила от одной боярской группировки к другой. В результате многолетних кровавых распрей верх одержали родственники покойной великой княгини - Глинские. Дядя юного великого князя, Михаил Глинский, и его бабка, княгиня Анна, сумели подготовить политический акт большой государственной важности.
16 января 1547 г. в соборе Успения Богородицы в Кремле венчался на царство Иван IV. Митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Устами митрополита была начертана программа деятельности царя: в союзе с церковью, которая отныне объявлялась "матерью" царской власти, царь должен был укрепить "суд и правду" внутри страны, вести борьбу за расширение государства.
По завершении чина венчания великий князь стал первым русским "боговенчанным царем".
Дополнение короткого слова "царь" и в без того уже пышном титуле великого князя - "Государь и великий князь Московский, Владимирский и прочих земель" - делало его носителя равным по чину императору "Священной Римской империи", ставило выше европейских королей - английского, французского и многих иных, в том числе и ближайших соседей и соперников - польского и шведского, уравнивало с восточными соседями - казанским, астраханским ханами - наследниками Золотой Орды, недавними повелителями Руси.
После венчания Ивана на царство Глинские захватили неограниченную власть в стране и тотчас же принялись беззастенчиво грабить государственную казну, облагать горожан и крестьян новыми непосильными налогами.
Появление на Руси царя опередило установление царского строя. Русскому централизованному государству еще только предстояло организоваться.
Акт венчания великого князя на царство не положил конца боярскому правлению. С ним покончило восстание 1547г., которое носило ярко выраженный антибоярский характер. Вслед за выступлением жителей столицы произошли крупные волнения в провинции. Небывалое по своему размаху и организованности восстание смертельно перепугало феодалов всех степеней, заставило их искать пути консолидации своих сил, пути дальнейшего укрепления централизованной власти.
Митрополит Макарий явился ключевой фигурой в формировании новой правящей группы, перенявшей руководство страны у Боярской думы. Мудрый и спокойный политик, находящийся в окружении царя до и после бурных событий 1547г., глава церкви - могущественного политического механизма, издавна поддерживающего объединение Руси вокруг Москвы, - Макарий был сторонником укрепления единодержавия. При этом консерватизм и церковный догматизм Макария постоянно оказывал сдерживающее, ограничивающее влияние на проведение реформ, вызванных к жизни самой социальной и политической обстановкой.
Бесспорно, что своим высоким положением и авторитетом Адашев, Сильвестр и другие приближенные ко двору лица были отчасти обязаны доверию и поддержке со стороны царя, а также митрополита. Но нельзя упускать из вида, что авторитет царя еще только складывался. Даже сам царский титул должен был еще войти в сознание, стать привычным для современников. Что же касается авторитета личности молодого царя, то его, скорее всего, не было. Как авторитет, царский титул, так и саму личность царя предстояло еще создать. Это стало одной из важнейших политических задач времени. Без ее решения акт венчания на царство потерял бы смысл.
19 ноября 1581 г. Иван Грозный стал виновником большого несчастья. От удара посохом в висок, нанесенной им в припадке слепой ярости, скончался его сын и наследник престола Иван Иванович. Царевич Иван последние годы был очень близок к Грозному, принимал участие во всех важнейших государственных делах. Царь-сыноубийца снова хотел отказаться от престола, признал безвинно убиенными пострадавших в опричнину. В окружении Грозного не осталось никого из его талантливых сподвижников. Сошли в могилу и наиболее энергичные проводники опричной политики. Царя теперь окружали послушные исполнители его подчас сумбурных предначертаний. Даже те немногие люди (такие как Борис Годунов), которые могли бы дать Грозному совет, предпочитали безмолвствовать из боязни вызвать гнев грозного властителя.
Страх загнал царя Ивана в опричную слободу. На протяжении многих лет он жил там затворником под надёжной охраной и никуда не выезжал иначе, как в сопровождении многих сотен вооружённых до зубов преторианцев. Постоянно опасаясь заговоров и покушений, царь перестал доверять даже ближайшей родне и друзьям. Новые сподвижники Ивана старательно культивировали его подозрения.
Кровавый террор наложил глубокую печать на все стороны политической жизни общества. Никогда ещё не расцветали столь пышным цветом низкопоклонство и славословие. "Ласкатели" и сотрапезники, по словам Курбского, без всякой меры превозносили мудрость и непогрешимость правителя. Под влиянием страха и неумеренных славословий Грозный, несмотря на весь природный ум, всё больше утрачивал перспективу, становился нетерпимым любому противоречию и упрямо делал всё больше ошибок. В конце концов, он окружил себя людьми самыми сомнительными, бессовестными карьеристами и палачами. Опричнина создала видимость всевластия московского самодержца. Но в царстве опричного террора правитель сам стал игрушкой в руках авантюристов типа Малюты Скуратова.
Грозный был фанатично религиозен. Еще в юные годы он выучил наизусть множество библейских и евангельских преданий, заботился о сохранении и упрочении порядка церковных служб и благоустройстве церквей. Многие жестокие и непостижимые его действия имели в качестве побудительного мотива религиозный фанатизм. После разгрома Казани Грозный велел казнить увезенных в Новгород мусульман, отказавшихся принять христианство, в завоеванном Полоцке приказал утопить всех местных евреев. От сумасбродства и жестокости Иван легко переходил к покаянию.
На склоне лет царь Иван IV написал канон грозному ангелу, полный страха смерти, бреда преследования и чувства одиночества. Монахи, немало претерпевшие от Грозного при его жизни, объявили его после смерти благочестивейшим государем. Церковников восхищала его приверженность религии и риторические самообличения. Никто из современников царя не ставил под сомнение искренность его покаяний.
Среди пороков, которые царь признавал за собой, фигурировали корыстолюбие, ненасытное "грабление" чужих имений. Иван, унаследовавший от предков богатую казну, не разбирался в средствах, добиваясь ее пополнения. Грозный обладал коллекцией драгоценных камней, одной из лучших в Европе.
18 марта 1584г. (кириллов день) во время игры в шахматы Иван IV скончался.
Тяжелое сиротское детство, самоуправство Шуйских наложили отпечаток на всю жизнь Ивана Грозного, лишив его доверия к подданным. Тем не менее, это был проницательный политик, понимавший по-своему правильно сложные внешне - и внутриполитические задачи России.
Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых мрачных полос ее истории. Кровавое правление царя Ивана оставило глубокий след в памяти современников. Народ наградил "великого государя" прозвищем Грозный. И это прозвище удивительно точно обрисовало облик первого московского царя. В годы правления царя Ивана погибло около 4 тыс. человек, и в тоже время Россия превратилась в огромную державу, включившую земли Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии.
В XVI в. Россия достигла огромных экономических успехов и пережила великое разочарование. Итогом явилось запустение старых центров и начало освоения плодородных земель на вновь присоединенных окраинах. Подъем промышленности и торговли сменился в конце века упадком. В стране восторжествовала крепостническая реакция.
Иван Грозный разрушил старый порядок, на создание нового у него не хватило времени