Как известно, царь Иван Грозный был человеком неуравновешенным и критику воспринимал в штыки. Да и мало находилось людей, которые не боялись его осуждать открыто.
Один из них был, к примеру, Василий Блаженный (подробнее читайте пост «Кого боялся сам Иван Грозный»). Но это был человек не от мира сего. А были ли люди «от сего мира», вступавшие по своему намерению в конфронтацию с Иоанном Васильевичем?
Были. Правда, чаще участь их после таких конфликтов была незавидна.
И одна из самых интересных историй, вязанных с этим, касается Филиппа Колычёва, или Федора Степановича Колычёва – в миру.
Это был митрополит Московский и всея Руси, епископ Русской церкви Филипп II. И он не побоялся принародно обвинить царя в творимых им злoдeяниях, связанных с бyйcтвом опричнины, а также в «волшебстве и чapax».
Разумеется, митрополит после этого долго на своем месте не продержался. Иван Грозный приказал бросить его в монастырскую темницу.
Дело было в период, предшествующий Смутному времени, а конкретно – в 1568 г.
Митрополита поместили в темницу, которая находилась неподалеку от Красной площади – в Богоявленском монастыре.
Надо сказать, это с самого начала был монастырь со светлой, интересной, необычной историей. Взять хоть бы такие факты:
1) исторически это был 2-й монастырь (после Даниловского), возведенный в Москве (приблизительно в 1296 г.);
2) одним из его 1-х игуменов был брат Преподобного Сергия Радонежского – Преподобный Стефан Московский;
3) именно здесь жили священнослужители, прибывавшие из Греции в рамках, как бы мы сказали сейчас, культурно-религиозного обмена с нашим развивающимся православным государством;
4) в разные века здесь yпoкoeвали представителей известных дворянских фамилий – Долгоруких, Шереметевых, Голицыных, Юсуповых и др. Конечно, это не самый радостный момент, но даже он говорит об особом статусе Богоявленского монастыря для столицы и крепнущей страны.
Но вернемся к oпaльному митрополиту. Чтобы наказать его за критику, Иван Грозный повелел впустить к нему в темницу медведя, причем мишку заранее paзъяpить…
Филипп Колычёв не один сидел в темнице – рядом были другие «непокорные». Их царь решил проучить заодно с митрополитом.
Дальнейшая участь всех томящихся в той темнице была очевидна…
Но, как ни странно, медведь… никого не тронул. И это несмотря на то, что по велению царя мишку разъярили, а этот зверь в природе в таком состоянии cтpaшен. Но он не тронул митрополита и находившихся рядом с ним царевых противников.
Хотят слухи, что Филиппу Колычёву удалось договориться с хозяином тайги.
Как ему удалось такое? Молва дала однозначный ответ: это чудо, явленное несправедливо обиженному. Упоминали, что он был не просто способным и талантливым, но и праведным служителем Божиим, за что и было ему дано спасение.
Насколько правдивы эти слухи? Можно выделить, как минимум, 3 позиции.
1. Религия упоминает многочисленные случаи, когда праведникам удавалось мирно уйти от paзъяpeнных звepeй.
Так, ветхозаветный пророк Иона вообще был проглочен китом в море и томился в его чреве 3 суток, после чего (а именно – после молитв Ионы) был китом извергнут на сушу.
2. Народная молва, с одной стороны, склоняется к религиозной версии, а с другой стороны, считает, что сильный Филипп Колычёв мог медведя победить, «уломать», будучи человеком физически и духовно сильным.
3. Наука же оценивает неоднозначно.
Некоторые исследователи критично относятся к «договорной» версии, считая ее мистификацией и романтизацией угнетенного народа.
Однако есть историки, которые признают такие рассказы достоверными. И я лично с ними соглашусь.
См., например: Торопцев А. П. 1000 вопросов о Москве. М., 2004; Филипп II Колычев // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). М., 2007.
Впрочем, как часто бывает, реальная история со временем могла начать обрастать домыслами, фантазиями.
Так, одну из версий событий описывает Валентин Пикуль: «Иван Грозный хотел cжeчь его [Филиппа Колычёва] на кocтpе, словно кoлдyна, зашить его в шкуру медведя, чтобы потом зaтpaвить собаками, словно зверя, но… Но царь испугался нapoдных вoлнeний…»
То есть медвежья шкура, в которую хотели зашить непокорного, могла в народных пересказах «превратиться» в настоящего живого медведя, которого победил митрополит.
Однако же в этой статье не зря упомянуто имя Преподобного Стефана Московского. Его брат Преподобный Сергий Радонежский, по рассказам, сумел подружиться с медведем, приручить его.
Так что медведь не просто так был символом Руси – наши люди умудрялись этого хозяина тайги даже приручить и победить. Так почему бы митрополиту было не подружиться с этим зверем?..
В целом же нельзя сказать, что политика общения Ивана Грозного со своими «критиками» как-то уж особенно отличалась от такого же общения западных государей. Однако же, к сожалению, именно нашего царя многие признают чуть ли не самым «крутым на расправу». А зря. Более подробно читайте пост «Как Потемкина с «потемкинскими деревнями» вслед за Иваном Грозным оболгали иностранцы».