Найти тему
Социальный гуманитарий

Как критик Ивана Грозного медведя победил

Как известно, царь Иван Грозный был человеком неуравновешенным и критику воспринимал в штыки. Да и мало находилось людей, которые не боялись его осуждать открыто.

Один из них был, к примеру, Василий Блаженный (подробнее читайте пост «Кого боялся сам Иван Грозный»). Но это был человек не от мира сего. А были ли люди «от сего мира», вступавшие по своему намерению в конфронтацию с Иоанном Васильевичем?

Были. Правда, чаще участь их после таких конфликтов была незавидна.

И одна из самых интересных историй, вязанных с этим, касается Филиппа Колычёва, или Федора Степановича Колычёва – в миру.

Это был митрополит Московский и всея Руси, епископ Русской церкви Филипп II. И он не побоялся принародно обвинить царя в творимых им злoдeяниях, связанных с бyйcтвом опричнины, а также в «волшебстве и чapax».

Разумеется, митрополит после этого долго на своем месте не продержался. Иван Грозный приказал бросить его в монастырскую темницу.

Дело было в период, предшествующий Смутному времени, а конкретно – в 1568 г.

Митрополита поместили в темницу, которая находилась неподалеку от Красной площади – в Богоявленском монастыре.

Надо сказать, это с самого начала был монастырь со светлой, интересной, необычной историей. Взять хоть бы такие факты:

1) исторически это был 2-й монастырь (после Даниловского), возведенный в Москве (приблизительно в 1296 г.);

2) одним из его 1-х игуменов был брат Преподобного Сергия Радонежского – Преподобный Стефан Московский;

3) именно здесь жили священнослужители, прибывавшие из Греции в рамках, как бы мы сказали сейчас, культурно-религиозного обмена с нашим развивающимся православным государством;

4) в разные века здесь yпoкoeвали представителей известных дворянских фамилий – Долгоруких, Шереметевых, Голицыных, Юсуповых и др. Конечно, это не самый радостный момент, но даже он говорит об особом статусе Богоявленского монастыря для столицы и крепнущей страны.

Но вернемся к oпaльному митрополиту. Чтобы наказать его за критику, Иван Грозный повелел впустить к нему в темницу медведя, причем мишку заранее paзъяpить…

Филипп Колычёв не один сидел в темнице – рядом были другие «непокорные». Их царь решил проучить заодно с митрополитом.

Дальнейшая участь всех томящихся в той темнице была очевидна…

Но, как ни странно, медведь… никого не тронул. И это несмотря на то, что по велению царя мишку разъярили, а этот зверь в природе в таком состоянии cтpaшен. Но он не тронул митрополита и находившихся рядом с ним царевых противников.

Хотят слухи, что Филиппу Колычёву удалось договориться с хозяином тайги.

Как ему удалось такое? Молва дала однозначный ответ: это чудо, явленное несправедливо обиженному. Упоминали, что он был не просто способным и талантливым, но и праведным служителем Божиим, за что и было ему дано спасение.

Насколько правдивы эти слухи? Можно выделить, как минимум, 3 позиции.

Картина Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа»
Картина Александра Новоскольцева «Последние минуты митрополита Филиппа»

1. Религия упоминает многочисленные случаи, когда праведникам удавалось мирно уйти от paзъяpeнных звepeй.

Так, ветхозаветный пророк Иона вообще был проглочен китом в море и томился в его чреве 3 суток, после чего (а именно – после молитв Ионы) был китом извергнут на сушу.

2. Народная молва, с одной стороны, склоняется к религиозной версии, а с другой стороны, считает, что сильный Филипп Колычёв мог медведя победить, «уломать», будучи человеком физически и духовно сильным.

3. Наука же оценивает неоднозначно.

Некоторые исследователи критично относятся к «договорной» версии, считая ее мистификацией и романтизацией угнетенного народа.

Однако есть историки, которые признают такие рассказы достоверными. И я лично с ними соглашусь.

См., например: Торопцев А. П. 1000 вопросов о Москве. М., 2004; Филипп II Колычев // Большая русская биографическая энциклопедия (электронное издание). М., 2007.

Впрочем, как часто бывает, реальная история со временем могла начать обрастать домыслами, фантазиями.

Так, одну из версий событий описывает Валентин Пикуль: «Иван Грозный хотел cжeчь его [Филиппа Колычёва] на кocтpе, словно кoлдyна, зашить его в шкуру медведя, чтобы потом зaтpaвить собаками, словно зверя, но… Но царь испугался нapoдных вoлнeний…»

То есть медвежья шкура, в которую хотели зашить непокорного, могла в народных пересказах «превратиться» в настоящего живого медведя, которого победил митрополит.

Однако же в этой статье не зря упомянуто имя Преподобного Стефана Московского. Его брат Преподобный Сергий Радонежский, по рассказам, сумел подружиться с медведем, приручить его.

Так что медведь не просто так был символом Руси – наши люди умудрялись этого хозяина тайги даже приручить и победить. Так почему бы митрополиту было не подружиться с этим зверем?..

В целом же нельзя сказать, что политика общения Ивана Грозного со своими «критиками» как-то уж особенно отличалась от такого же общения западных государей. Однако же, к сожалению, именно нашего царя многие признают чуть ли не самым «крутым на расправу». А зря. Более подробно читайте пост «Как Потемкина с «потемкинскими деревнями» вслед за Иваном Грозным оболгали иностранцы».