С трепетом подхожу к новой теме, которая посвящена обучению чтению.
Тема для меня не новая, поскольку по первому образованию я учитель начальных классов. Проработала десять лет в школе, сделала три выпуска школьников и знакома давно с традиционным аналитико-синтетическим методом обучения чтению и письму.
Методы обучения чтению
Аналитико-синтетический
Метод состоит из двух этапов.
Первый этап: мы учим детей делить слово на слоги, слоги на звуки, например слово «совы»: «со» = [с], [о], «вы» =[в], [ы].
Второй этап: наоборот, мы учим складывать буквы/фонемы в слоги с + о = «со», в + ы = «вы».
Метод обучения слову
Обучение слову целиком ярко описано в романе Харпер Ли «Убить пересмешника». Главная героиня по имени Скаут, хорошо читающая девочка, вынуждена в первом классе скрывать свое умение, и с трудом переносит длинные уроки, когда учительница предъявляет детям карточки со словами. Этот метод вполне оправдан для таких языков, как английский, где произношение и правописание слов плохо связано.
Похожий принцип обучения чтению использован в методике игрового чтения Тепляковой О.Н. и методике развивающего обучения Занкова Л.В.
Метод обучения по складам
Метод обучения чтению по складам, описанный Л.Н. Толстым, когда за единицу берется склад — сочетание согласной и гласной буквы или сочетание согласной буквы со знаком (ь или ъ), или просто согласная буква лег в основу методики Н.А. Зайцева и его кубиков.
Каким бы не был способ обучения чтению, всегда найдутся дети, которым этот навык дается труднее других, или не дается совсем. Плохо читающие дети в немалом количестве найдутся на всех континентах.
Проблема в том, что процесс складывания маленьких черных символов в слова и предложения чрезвычайно трудный и не до конца изученный.
Доктор биологических и филологических наук, член-корреспондент РАО Татьяна Владимировна Черниговская в своей лекции «Мозг и чтение»
для юных дарований «Сириуса»
простым языком и довольно наглядно объясняет, что процессе чтения задействованы практически все зоны мозга. Мозг создает новые нейронные связи. В тоже время есть особые центры, которые отвечают за чтение. У людей, не способных к чтению генетически этот центр недостаточно развит.
Надо признать что, есть часть детей, к навыкам чтения и письма которых невозможно предъявлять те же требования, что и к остальным. Таким детям ставится дислексия и дисграфия, и это не диагноз, а данность, с которой нужно научиться работать педагогическому сообществу. Это значит необходимо находить к ним неформальный индивидуальный подход, исключить для них диктанты и сочинения, основными методами обучения должны быть слайды, картинки, схемы и аудиокниги, а методами проверки проверки знаний будут, например, тесты. Часто дети не способные к чтению бывают невероятно одаренными в других областях.
К их числу относятся знаменитые В. Маяковский и Генри Форда, Нельсон Рокфеллер и Ганс Христиан Андерсен, Уолт Дисней и Билл Гейтс и даже король Швеции Карл XVI Густав.
Если у вашего ребенка трудности с чтением и письмом, не спешите считать его неудачным, а лучше примите таким как есть и помогите адаптироваться в мире.
Дислексия не единственная проблема освоения навыка чтения. О других причинах и
как помочь освоить навык готовлю свои следующие публикации.