Любому режиссёру телевизионной программы хочется подобрать для неё яркую музыкальную заставку. И узнаваемую, чтобы мы, находясь на кухне и услышав знакомую музыку, поспешили бы к экрану посмотреть нашу любимую передачу.
Странное дело, в СССР, куда иностранная музыка пробивалась с большим трудом, большинство телевизионных заставок представляли собой именно иностранную музыку. И они действительно хорошо запоминались и узнавались. Зазвучала, например, Alouette («Жаворонок») в исполнении оркестра Поля Мориа – ясное дело, «В мире животных».
В сегодняшней статье я предлагаю вам немножко перенестись во времена советского ТВ и повспоминать, заставкой к какой передаче была та или иная мелодия. Начнём?
Заставка №1
Американская инструментальная рок-группа The Ventures, в переводе «авантюристы» или «искатели приключений». Мне больше нравится первый вариант, потому что в отличие от Shadows, предпочитавших более строгое исполнение, музыка Ventures звучала как-то разухабисто, свободно и действительно авантюрно.
Группа почти не использовала вокал, исполняли они инструментальные версии популярнейших хитов: «Красотка» Роя Орбисона, «Мишель» Маккартни, «Любовный напиток №9» Лейбера и Столлера и даже «Подмосковные вечера». Наверное, самой известной их композицией является Vibrations из альбома Super Psychedelics (1967).
The Ventures – Vibrations
(Автор ролика - Ivan Petrov)
Ну как, вспомнили, какую передачу открывала эта музыка? Я думаю, пока ничего сложного. Можно проверить себя.
Заставка №2
Следующий вопрос тоже трудным не назовёшь, поэтому я его решил немножко усложнить – совсем чуть-чуть. Перед началом очень популярной передачи мелодия звучала в инструментальном варианте, но вообще-то, это – песня, вот в песенном варианте её и приведу.
Мирей Матье в СССР была одной из самых популярных французских певиц, может быть, самая популярная. Мне в её исполнении больше всего нравилась песня «Чао, бамбино, сорри». Красивая ритмичная песня, однако, думаю, всю мощь и силу её голоса гораздо лучше раскрывает песня «Прости мне этот детский каприз» Патрисии Карли. Давайте посмотрим и послушаем, а вы тем временем вспоминайте, заставкой к какой передаче была эта мелодия в исполнении ансамбля Поля Мориа.
Mireille Mathieu - Pardonne moi ce caprice d'enfant
Узнаем правильный ответ?
Заставка №3
Мелодия Popcorn («Воздушная кукуруза») появилась вследствие эксперимента композитора Гершона Кингсли с первым в мире синтезатором, изобретённым Робертом Мугом в начале 60-х. Синтезатор так и назывался «синтезатор Муга», произвёл фурор в музыкальном мире, одними из первых его в своих песнях применили Beatles в альбоме Abbey Road. Позднее появились версии, якобы «Кукуруза» вовсе не проста и беззаботна, композитор этим критиковал поп-музыку, показывая, какая она кичливая (corny). Однако сам Кингсли решительно заявил, что мелодия пришла ему в голову, когда он слушал звук машины для попкорна, и не надо искать в ней какой-то скрытый смысл.
Tom Bergner - Popcorn
Заглянем, правильно ли угадали?
Заставка №4
Органная токката и фуга (ре минор) Баха считается очень сложным для исполнения произведением: только истинный музыкант-виртуоз осмелится за неё взяться. Все музыкальные критики сходятся во мнении, что она буквально переполнена глубокими мыслями и смыслами, поэтому идея озвучки ею какого-либо видеоряда давно витала в воздухе. Первым это осуществил Уолт Дисней в мультфильме «Фантазия» в 1940-м году.
Разумеется, и на нашем телевидении она не могла бы служить заставкой к какой-нибудь легкомысленной передаче. Нет, передача была очень серьёзная, и произведение звучало в классическом исполнении – на органе. Здесь, однако, приведу альтернативное современное исполнение Марцина Якубека.
Toccata and Fugue in D minor Johann Sebastian Bach Metal Version
(Автор ролика - Marcin Jakubek)
Заставка №5
Вот, ну никак бы не подумал, что песня «Мама», которая в исполнении ансамбля Поля Мориа служила заставкой ещё к одной передаче, написана Сонни Боно. Я его привык знать как автора хитовых песен A Cowboy’s Work Is Never Done («У ковбоя дел по горло»), Little Man, инструментальное исполнение которой звучало в мультфильме «Ну, погоди!», других таких же – в общем-то, лёгких и весёлых. Но мелодия этой песни настолько глубока и пронзительна, что, на мой взгляд, вокальное исполнение его супруги Шер явно до этой глубины не дотягивает, и только музыкальный инструмент трампет с задачей справляется. Ну, и телевизионная передача советского телевидения была под стать своей заставке.
Sonny Bono – Mama
Правильный ответ тут:
Заставка №6
А вот следующий вопрос, думаю, уже не так прост. Инструментальная пьеса Hawaii Tattoo была написана Мартином Беттхером в 1961-м году. В некоторых источниках композитором указывается Майкл Томас, и здесь всё правильно. Потому что это один и тот же человек. Просто Беттхер был известен как композитор совсем другого музыкального направления, и быть автором такой легкомысленной вещицы ему показалось зазорным, и он – специально для неё – взял себе псевдоним. А написана она была для бельгийской группы Уайкики (знаменитый гавайский пляж), чей продюсер и обратился к Беттхеру. Остаётся добавить, что в Бельгии и Германии композиция была в чатах более трёх лет да и продавалась неплохо: более полумиллиона пластинок только в Германии.
The Waikikis - Hawaii Tattoo
А теперь настало время проверить догадку.
Поделитесь в комментариях, все ли угадали правильно.
До новых встреч! Всем – хорошего настроения!