Найти в Дзене
Светлана Дьяконова

Викторина: 6 музыкальных заставок к программам телевидения СССР

Оглавление

Автор статьи (ученик школы "По волнам нашей памяти") пожелал остаться неизвестным.
Автор статьи (ученик школы "По волнам нашей памяти") пожелал остаться неизвестным.

Любому режиссёру телевизионной программы хочется подобрать для неё яркую музыкальную заставку. И узнаваемую, чтобы мы, находясь на кухне и услышав знакомую музыку, поспешили бы к экрану посмотреть нашу любимую передачу.

Странное дело, в СССР, куда иностранная музыка пробивалась с большим трудом, большинство телевизионных заставок представляли собой именно иностранную музыку. И они действительно хорошо запоминались и узнавались. Зазвучала, например, Alouette («Жаворонок») в исполнении оркестра Поля Мориа – ясное дело, «В мире животных».

В сегодняшней статье я предлагаю вам немножко перенестись во времена советского ТВ и повспоминать, заставкой к какой передаче была та или иная мелодия. Начнём?

Сонни Боно, Мирей Матье и The Ventures.
Сонни Боно, Мирей Матье и The Ventures.

Заставка №1

Американская инструментальная рок-группа The Ventures, в переводе «авантюристы» или «искатели приключений». Мне больше нравится первый вариант, потому что в отличие от Shadows, предпочитавших более строгое исполнение, музыка Ventures звучала как-то разухабисто, свободно и действительно авантюрно.

Группа почти не использовала вокал, исполняли они инструментальные версии популярнейших хитов: «Красотка» Роя Орбисона, «Мишель» Маккартни, «Любовный напиток №9» Лейбера и Столлера и даже «Подмосковные вечера». Наверное, самой известной их композицией является Vibrations из альбома Super Psychedelics (1967).

The Ventures – Vibrations

(Автор ролика - Ivan Petrov)

Ну как, вспомнили, какую передачу открывала эта музыка? Я думаю, пока ничего сложного. Можно проверить себя.

Заставка №2

Следующий вопрос тоже трудным не назовёшь, поэтому я его решил немножко усложнить – совсем чуть-чуть. Перед началом очень популярной передачи мелодия звучала в инструментальном варианте, но вообще-то, это – песня, вот в песенном варианте её и приведу.

Мирей Матье в СССР была одной из самых популярных французских певиц, может быть, самая популярная. Мне в её исполнении больше всего нравилась песня «Чао, бамбино, сорри». Красивая ритмичная песня, однако, думаю, всю мощь и силу её голоса гораздо лучше раскрывает песня «Прости мне этот детский каприз» Патрисии Карли. Давайте посмотрим и послушаем, а вы тем временем вспоминайте, заставкой к какой передаче была эта мелодия в исполнении ансамбля Поля Мориа.

Mireille Mathieu - Pardonne moi ce caprice d'enfant

Узнаем правильный ответ?

Заставка №3

Мелодия Popcorn («Воздушная кукуруза») появилась вследствие эксперимента композитора Гершона Кингсли с первым в мире синтезатором, изобретённым Робертом Мугом в начале 60-х. Синтезатор так и назывался «синтезатор Муга», произвёл фурор в музыкальном мире, одними из первых его в своих песнях применили Beatles в альбоме Abbey Road. Позднее появились версии, якобы «Кукуруза» вовсе не проста и беззаботна, композитор этим критиковал поп-музыку, показывая, какая она кичливая (corny). Однако сам Кингсли решительно заявил, что мелодия пришла ему в голову, когда он слушал звук машины для попкорна, и не надо искать в ней какой-то скрытый смысл.

Tom Bergner - Popcorn

Заглянем, правильно ли угадали?

Заставка №4

Органная токката и фуга (ре минор) Баха считается очень сложным для исполнения произведением: только истинный музыкант-виртуоз осмелится за неё взяться. Все музыкальные критики сходятся во мнении, что она буквально переполнена глубокими мыслями и смыслами, поэтому идея озвучки ею какого-либо видеоряда давно витала в воздухе. Первым это осуществил Уолт Дисней в мультфильме «Фантазия» в 1940-м году.

Разумеется, и на нашем телевидении она не могла бы служить заставкой к какой-нибудь легкомысленной передаче. Нет, передача была очень серьёзная, и произведение звучало в классическом исполнении – на органе. Здесь, однако, приведу альтернативное современное исполнение Марцина Якубека.

Toccata and Fugue in D minor Johann Sebastian Bach Metal Version

(Автор ролика - Marcin Jakubek)

Заставка №5

Вот, ну никак бы не подумал, что песня «Мама», которая в исполнении ансамбля Поля Мориа служила заставкой ещё к одной передаче, написана Сонни Боно. Я его привык знать как автора хитовых песен A Cowboy’s Work Is Never Done («У ковбоя дел по горло»), Little Man, инструментальное исполнение которой звучало в мультфильме «Ну, погоди!», других таких же – в общем-то, лёгких и весёлых. Но мелодия этой песни настолько глубока и пронзительна, что, на мой взгляд, вокальное исполнение его супруги Шер явно до этой глубины не дотягивает, и только музыкальный инструмент трампет с задачей справляется. Ну, и телевизионная передача советского телевидения была под стать своей заставке.

Sonny Bono – Mama

Правильный ответ тут:

Заставка №6

А вот следующий вопрос, думаю, уже не так прост. Инструментальная пьеса Hawaii Tattoo была написана Мартином Беттхером в 1961-м году. В некоторых источниках композитором указывается Майкл Томас, и здесь всё правильно. Потому что это один и тот же человек. Просто Беттхер был известен как композитор совсем другого музыкального направления, и быть автором такой легкомысленной вещицы ему показалось зазорным, и он – специально для неё – взял себе псевдоним. А написана она была для бельгийской группы Уайкики (знаменитый гавайский пляж), чей продюсер и обратился к Беттхеру. Остаётся добавить, что в Бельгии и Германии композиция была в чатах более трёх лет да и продавалась неплохо: более полумиллиона пластинок только в Германии.

The Waikikis - Hawaii Tattoo

А теперь настало время проверить догадку.

Поделитесь в комментариях, все ли угадали правильно.

До новых встреч! Всем – хорошего настроения!