У многих учеников младших (начальных) классов есть проблемы с чтением и счётом. Дети читают медленно, с запинками, не понимают прочитанного. Такая ситуация почти никак не исправляется учителями. Её исправление ложится на родителей или (как ни странно!) на логопедов.
Может это современная мода - выдать неспособность учителя научить чему-то за "болезнь" или "дефект" ребёнка? Такие диагнозы как "дизлексия" и "расстройство счёта" появились для детей в психиатрии вместе с "влечением к кофе" и некоторыми другими аналогичными "болезнями" для взрослых. Это отдельная тема и желающие могут легко найти больше данных в интернете.
Сейчас в начальной школе часто проводят тестирование на скорость чтения. При этом мало учитывается понимание и дети привыкают громко и выразительно читать что-то механически и без понимания - как роботы. На мой взгляд, это просто вредная практика.
Я видел на доске результатов в первом классе, в котором учился мой сын такие цифры скорости чтения, что когда я сам попробовал читать с такой скоростью, то ничего в голове не оставалось. А я быстро читаю.
У моего сына скорость чтения была далеко не самой высокой в классе, но когда я спросил учительницу, она сказала: "ЗАТО он ВСЁ понимает, когда читает". Меня это полностью устроило.
Но, тогда что получается с другой стороны - раз учительница ВЫДЕЛИЛА понимание прочитанного у моего сына, значит у кого-то этого понимания при чтении НЕ БЫЛО. А скорость чтения была у всех измерена.
В современной начальной школе, по-моему, гораздо меньше внимания уделяется ЗНАНИЮ алфавита, чем раньше. Доходит до того, что у детей ПЕРЕД первым классом проверяют навыки чтения и выходит, что школа снимает с себя ответственность за обучение чтению!
Думаю, что мало кому надо рассказывать - как читают дети перед первым классом. Да и в процессе обучения во всей начальной школе мало кто читает уверенно! А кто-то и после школы читает с трудом...
Подумайте: как может ребёнок быстро читать и понимать написанное, если он узнаёт буквы Х, Ц или Щ через 3 секунды после того как их ему показать? НИКАК! Он будет вместо этих букв произносить всё что угодно, а его будут поправлять, но никто не проверит его знание алфавита.
Я пришёл заниматься к одной девочке: четвёртый класс, медленно читает... Я сразу спросил у неё алфавит - начало алфавита она хорошо знала, а после буквы К - уже плохо. 40 минут я с ней тренировал знание алфавита, в основном последней трети алфавита (эти буквы редко встречаются!). После этого проверил скорость чтения. Она выросла в 2 раза!
Другой случай: ученик 7 (!!!) класса спотыкался при чтении. Я спросил у него про алфавит - он весело отвечает: "Я его никогда не заучивал!" Я начал с ним тренировать алфавит. Тренировали 40 минут - это надо было видеть! Его лицо перекашивало, брови дёргались, плечи двигались, как будто он физическим трудом занимался! Как сейчас говорят - его крючило и колбасило. Через полчаса он начинал отвечать уверенно, быстро и без подёргиваний.
После этой тренировки он читал уже не спотыкаясь. А ведь у него со второго класса был ещё английский язык, а с 5-го - немецкий! Представляете - сколько проблем с чтением у него было много лет? Буквы-то латинские многие похожи по написанию с русскими!
Так что, дорогие родители и учителя, бабушки и дедушки! Если у вашего ребёнка, внука или ученика есть проблемы с чтением - не бегите на поиск ультрамодных техник "быстрого чтения", поверьте сначала - знает ли ученик АЛФАВИТ!
Ученики должны знать алфавит не просто как песенку (как это на уроках английского языка часто учат!) или как стихотворение - наизусть. Попросите их прочитать алфавит С КОНЦА. Вы увидите РЕАЛЬНОЕ знание.
Покажите ребёнку какую-нибудь букву. И если он хотя бы на секунду задумывается - это уже плохо. Для быстрого и уверенного чтения ВСЕ БУКВЫ НАДО УЗНАВАТЬ МГНОВЕННО!
Как хорошо знает алфавит ваш ребёнок?
Вы можете найти мои короткие видео с простыми и полезными тренировками алфавита, а также таблиц сложения, вычитания, умножения и деления в плейлисте https://www.youtube.com/playlist?list=PLmdKEKCg4Pxp0gYCHn-6WLic4-eco2WwS .
Как вы думаете - полезно будет ученикам знать алфавит и уверенно делать четыре действия арифметики с числами до 10?