Найти в Дзене
Игорь Орлов

Почему так важны пост и молитва? Объяснение святителя Григория Паламы.

Оглавление

Пост и молитва являются одними из основных средств духовной жизни. И действуют они вкупе.

Почему так?

Святитель Григорий Палама объясняя этого говорит, что душа и тело человеческие взаимосвязаны. И человеку свойственны, по искаженной природе, как душевные, так и телесные страсти. И это все отвращает его от обожения, святой и светлой жизни, на которую призван человек Богом.

Древняя икона святителя Григория Паламы (фото из Яндекс Картинки)
Древняя икона святителя Григория Паламы (фото из Яндекс Картинки)

Душевные (тонкие, на уровне чувств и мыслей) изгоняются бдением и молитвой. Телесные (грубые, на уровне ощущений и желаний) — постом.

Преподобный Григорий Синаит (фото из Яндекс Картинки)
Преподобный Григорий Синаит (фото из Яндекс Картинки)

В исихазме, направлении христианской жизни, которое еще называют «христианской йогой» и представителем которого были и святитель Григорий Палама, и Григорий Синаит, и многие другие подвижники, принимается следующее условное деление.

Если посмотреть на тело человека, то можно провести условную горизонтальную линию на уровне середины сердца.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Те части тела, что расположены выше середины сердца — освящаются действием умной молитвы.

Части, расположенные ниже середины сердца — духовно очищаются действием поста.

Исихасты, совершая умное делание, никогда не опускали молитву Иисусову ниже сердца и категорически запрещали так поступать. Об этом пишут, например, святитель Игнатий Брянчанинов, святитель Феофан Затворник: не опускать молитву ниже верхней части сердца, чтобы не породить тяжелую брань (по этой теме есть ряд статей на этом канале, посвященным пониманию "сердца" в христианстве)

Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Игнатий Брянчанинов
Святитель Феофан Затворник
Святитель Феофан Затворник

Если нужно освободиться от телесных страстей, ниже середины сердца, то для этого существует пост.

Потому, пост тесно связан с молитвой. Ибо человек цел и нуждается как в телесном, так и душевном очищение и духовном оздоровлении, как Богоподобное существо.

Фото из Яндекс Картинки
Фото из Яндекс Картинки

Впечатления от мира порождают страстные чувства и мысли, а те приводят в движение, зарождают греховные ощущения и желания. И человек, вместо устремленности к Богу и Богоподобию, уподобляет себя представителю низшего, животного мира.

При этом, святитель Григорий Палама подчеркивает, что пост связан не только с отказом от телесной пищи, но и с отказом от греховных развлечений, зла.

Лучшее проведение постных дней (малых или больших) — в уединении от дурных стимулов окружающей жизни. На время поста, если есть возможность, - удаляться от суеты мира. Проведя пост — вернуться в него обновленным духовно и, как говорит святитель, укрепленным как броня, против искушений мира. То есть пользоваться благами мира, но не извращенно и не порабощаясь вещами, а свободно, спокойно, бесстрастно.

Святитель Григорий Палама говорит так:

«Если же ты постишься в пище, глаза же имеешь совратителем к прелюбодеянию в тайниках твоей души, и к любопытству, и к злословию; слух же воспринимающим бесчинства, и блудные песни, и недобрые клеветнические нашептывания; и иные чувства, так же вредящие, то какая польза от поста?» (Свт. Григорий Палама. Беседы. В 3 ч. М.1994)

И он напоминает, что смысл поста — чистота, наведение порядка в себе самом, чтобы быть человеком Божьим.

Поддерживая тело чистым от телесных страстей, человек лучше настраивается на молитву умом и сердцем своими.

В современном мире, где велик избыток путанной информации, переплетений лжи и правды, давлений скрытой или явной злобы, индифферентности и пустоты, пост и молитва служат пониманию и обретению существенно важных вещей. Очищаясь постом человек лучше концентрируется на спасительных вещах, лучше подмечает и различает их в реальности. Все это способствует нахождению правильных, спасительных, важных решений в реальности.

Святитель Григорий Палама рассматривает действие поста и молитвы на евангельском примере.

Когда ученики Христа пытались исцелить бесноватого отрока, у них ничего не получилось. Их слова, действия, сочувствие и даже добрые желания помощи больному ребенку, оказались бесплодны. Христос же исцелил мальчика Божественной силой. Тогда спросили у Христа ученики: почему им не удавалось это.

На что Христос сказал:

«Сей род изгоняется только постом и молитвой» (Мк 9,29)

То есть Божественная сила, изгоняющая сей род, дается Богом человеку через пост и молитву.

Святитель Григорий Палама дает объяснение тому, что это за род бесовской. Он называет его родом разнузданности.

Исцеление Христом бесноватого отрока (фото из Яндекс Картинки)
Исцеление Христом бесноватого отрока (фото из Яндекс Картинки)

Если хотите поделиться по теме данной статьи — пишите в комментариях.

Понравилось — ставьте лайк.

Читайте, пишите комментарии, подписывайтесь на канал.

Делитесь в соцсетях с друзьями.