Если Вы думаете, что столица штата Канзас - это Канзас, то Вы глубоко заблуждаетесь. В одном из самых богатых в 20-м веке штатов США столица относительно небольшой тихий городок Топико, а центр штата город Уичито (Wichita) - просто самый большой город штата. В 1917 году на параде в Уичито проехал "демонстрационный" броневик от местной автомобильной школы. "Псевдоброневик" конечно имеет только условное отношение к Первой мировой войне, но совершенно не косвенное отношение к Великой войне имеет та пропагандистская компания, которая велась в САСШ для того, что бы убедить фермеров, что их сыновья должны уплыть на другую сторону океана и помочь славным парням побить проклятых бошей. Одним из важнейших методов, в отсутствие телевидения и интернета были парады. Те, кто еще помнит советские парады на Первого мая или Седьмого ноября, хорошо себе представляют что и как происходило. Но глядя на лица американцев на фотографиях начинаешь даже подозревать, что они в это верили.
Парады проводились по поводу отбытия и прибытия войск, открытия записи в добровольцы, начало военного займа, да и вообще по любому поводу, когда нужно было показать что народ и армия едины. И Уичито не была исключением, даже больше, она была одним из лидеров в деле парадостроения. Будучи в самом центре страны, штат был равноудален и от мировой войны и от проблем на Мексиканской границе. Такая себе "средняя Америка". Сейчас этот город - мировая столица авиапромышленности, здесь базируются Цесна, Хаукер Бичкрафт, Леарджет, работают филиалы Боинга и Аирбаса, а во второе десятилетие 20-го века Уичито был центром огромного региона, в котором началась разработка нефти и одним из самых богатых городов страны. А там где нефть, там и деньги, и связи с федеральным правительством, поэтому все праздники и парады проходили с повышенным воодушевлением.
"Псевдоброневик" построенный для рекламы Автошколы по подготовке военных водителей для армии США в Уичито был одним из нескольких машин такого типа, фотографии которых сохранились в истории. Стоит отметить, что в отличие от некоторых образцов "демомашин", которые можно отнести только к курьезам, канзасская машина, если бы состояние кузова не выдало его производство из кровельного железа, выглядит вполне приемлемо и достаточно подробно повторяет идею обобщенного броневика: стальные диски колес, наклонная лобовая броня, защита радиатора, защита окон, прожектор освещения, оружейная башенка. Примерно так же только из настоящей брони выглядел например White Armored Car М1917.
"Потемкинская бронемашина" в штате Канзас была мелочью, по сравнению с тем, что сделали в Нью-Йорке на Юнион-Сквэа (Union Square). Там построили почти настоящий корабль, для привлечения молодежи для службы в Военно-Морской флот. Построили правда из дерева, но зато в натуральный размер. В рамках флота это был настоящий боевой корабль, который назывался USS Recruit и имел собственный экипаж. Задачей наземного линкора была агитация, рекрутирование и первичное обучение новобранцев.
USS Recruit, построенный в 1917 году, был только немного меньше в длину настоящего боевого линкора, но имел внутри все то же, что и судно в море. И это работало, потрогав гиганта, пройдясь по его отсекам, выйдя на палубу к гигантским пушкам, будущий рекрут наверняка начинал ощущать в себе патриотический подъем и желание стать "супермэном" на настоящем корабле, особенно если самая большая, что он видел перед этим, машина была Жестянка Лизи. Ну не зря же по всей нашей стране сейчас разбросаны тысячи танков и броневиков в парках и у на площадях, по которым лазит молодежь. Конечно это варварство с исторической точки зрения, но если хоть один из тысячи захочет после того, как он забрался на броню Т-55, начать водить настоящий танк, то пропаганда свое дело сделало. А USS Recruit стал очень удачным для Флота США, за все время "работы" через него прошло более 25 тысяч рекрутов, влившихся в ряды моряков.
Деревянный линкор на Юнион-сквеа был исключен из списка флота в 1920-м году и просто разобран на дрова. Но его дело и дело броневика из Уичито не умерло - так в 1949 году был построен в Сан-Диего "наземный эсминец" в две/трети размера от массового судна типа Дилей (USS Dealey) и назван этот сухопутный корабль был так же - USS Recruit (TDE-1). В 1982 году макет эсминца был переделан в модель фрегата Класса Оливер Хазард Перри (Oliver Hazard Perry-class frigate), а в 1997 окончательно выведен из состава флота, хотя и сейчас стоит неиспользуемый на своем месте.
О других американских броневиках опытных и серийных можно прочитать здесь:
"Короли" для морпехов. King Armored Car. 1915. Ross Landing Transport - Первый десантный броневик.
Броневик на популярном шасси. White Armored motor car №3. 1917. Второй прототип.
Неугомонный Дэвидсон. Davidson-Cadillac Armored Car М.1915. Новые эксперименты в США.
Полноприводный броневик Джеффери. Armored Motor Car No.1. 1915. Первая броня Америки.
Федерал в Нью-Йорке. US Federal armored car. 1915. Башенный броневик национальной гвардии.
Стандартный бронетранспортер Национальной гвардии. 1st Motor Battery N.G.N.Y. 1916. Назад в будущее!
И РЕО то же. REO Model F Armored Car. 1916. Первый бронированный пикап.
Источники:
https://www.loc.gov/resource/anrc.06992/