Найти тему
IQ.HSE

Эффект локдауна: пройти коронакризис и идти дальше

Оглавление
© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, показал способность государства вести диалог с бизнесом. Однако у бизнеса остались вопросы. Какие, выяснили эксперты НИУ ВШЭ и РСПП. Испытания локдауном и планы компаний в «новой реальности» изучили на примере шести отраслей российской экономики. Доклад по результатам исследования «Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие» представлен на XXII Апрельской международной научной конференции, организованной совместно НИУ ВШЭ и Сбером.

Оценить ответ

Проект был инициирован тремя подразделениями НИУ ВШЭ — Институтом анализа предприятий и рынков, Центром исследований структурной политики и Институтом «Центр развития» совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП).

Основная цель — оценить влияние кризиса и ответы на него со стороны компаний и государства. Для этого были изучены данные официальной российской и международной статистики и интервью (всего проведено 45) с собственниками и топ-менеджерами предприятий, а также руководителями бизнес-ассоциаций.

Анализировалась ситуация в шести отраслях российской экономики. В первую волну исследования (интервью в июле–октябре 2020) попали те, кто  испытал шоки на раннем этапе кризиса: фармацевтика, розничная торговля и информационные технологии. Во вторую (октябрь 2020–март 2021) — отрасли, в которых вероятны отложенные последствия: химическая промышленность и автопром, а также туризм, пострадавший сразу и надолго.

На пороге кризиса

Самая крупная из шести отраслей — розничная торговля. До кризиса она быстро менялась — нарастало влияние крупных сетей, рос запрос на цифровые технологии. Одновременно негативно сказывалось сокращение покупательной способности населения.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Туристический сектор — меньший по объёму, но наращивающий присутствие в экономике за счёт существенного мультипликативного эффекта, то есть динамики сопутствующих товаров и услуг — гостиниц, ресторанов, развлечений, транспорта.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Ещё меньший (0,35% ВВП) — автопром, с высокой долей зарубежных компонентов, не самыми передовыми технологиями, слабо ориентированный на экспорт и сильно — на господдержку.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Химическая промышленность — работала на экспорт и при этом улучшила спрос на свою продукцию внутри страны после введения антироссийских санкций. Отрасль с высокой зависимостью от импортных технологий и оборудования и слабым развитием современной научной базы.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Сектор Информационных технологий —  высокодинамичный, с ключевым заказчиком в лице государства, но одновременно оттоком кадров за рубеж и конкуренцией за лучших специалистов.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Фармацевтика — растущая, социально значимая, сочетающая свободу ценообразования и жёсткое госрегулирование отрасль, проигрывающая по ценам на препараты КНР и Индии, а по качеству и инновационности — развитым странам.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Познавая в сравнении

Различие отраслей позволило увидеть как особое, так и общее в их реакции на кризис, а сравнение с аналогами за рубежом показало российскую специфику, которая определяет свои подходы к антикризисной поддержке и развитию секторов.

В розничной торговле, к примеру, значительно меньше, чем в развитых странах, представлены форматы самообслуживания. Их доля хотя и увеличилась — с 40,2% в 2005 году до 70,1% в 2019-м, но меньше, чем во Франции, Польше, Чехии, Германии, США. То же — с онлайн-продажами.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

В туристической отрасли доминирует выездной туризм. В то время как основные драйверы в мире — внутренний и въездной.

Химическая промышленность больше связана с выпуском крупнотоннажной продукции относительно низких переделов, в основном для вывоза (вклад низких переделов в экспорт — около 70% в 2019 году).

В фармацевтическом производстве существенно выше доля дженериков, то есть лекарственных препаратов, по своему действию схожих с запатентованными оригиналами.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

IT-сектор смещён на аппаратное обеспечение, при этом меньше составляющая IT-услуг. Ситуация, характерная, прежде всего, для развивающихся стран.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Масштаб производства автомобилей на одной платформе, то есть на базе единых конструкторских и производственных решений, в России значительно меньше, чем у иностранных производителей: в 1,5–3 раза по сравнению с развивающимися странами и в 4–7 раз — со странами-лидерами.

Падения и взлёты

Сокращение ВВП России в отмеченном пандемией 2020-м составило 3,1% — меньше, чем в ряде ведущих стран. Самым большим падением отметился максимальный по карантинным ограничениям второй квартал: минус 8% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. В третьем экономика частично восстановилась.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Отрасли отреагировали на кризис по-разному. Наиболее глубоко упал туризм. Самоизоляция и закрытие границ фактически перечеркнули его активное трёхлетнее развитие — валовая добавленная стоимость (ВДС) отрасли в 2020 году по сравнению с 2019-м сократилась на 54,6%.

В розничной торговле (кроме торговли автотранспортными средствами) ВДС потеряла 6,3% тоже после трёх лет положительной динамики.

В химической промышленности и IT, напротив, сохранилось движение вверх, а фармацевтика вышла на пик своего роста (+22,2%).

В автомобилестроении сокращение объёма ВДС ускорилось в сравнении с 2019 годом почти втрое из-за снижения спроса и ограничений на поездки.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Поиск выхода

Кризис повлиял разнонаправленно не только на уровне отраслей. В проигравших секторах были выигравшие компании. Всё зависело от умения быстро адаптироваться, получать преимущества перед конкурентами, расширять рынки сбыта.

Имели значение размеры бизнеса. Крупный, обладающий резервами и переговорной силой, и малый — основанный на партнёрских отношениях и привыкший рассчитывать на себя, пострадали меньше, чем средний (предприятия с годовым доходом до 2 млрд руб. и численностью персонала 101–250 чел.)

От размеров зависели и ответы на кризис. Крупные предприятия чаще  оптимизировали затраты, снижали издержки, усиливали контроль за формированием цен. Относительно небольшие быстрее адаптировались к запросам, корректируя перечень своей продукции и услуг.

Для всех предприятий самой распространенной практикой стал перевод сотрудников в режим дистанционной занятости. По отзывам участников исследования, это не было сложно, помогло обеспечить управляемость и продолжить работу.

После снятия карантинных ограничений «удалённые» форматы не удалили — многие  фирмы «перекроили» рабочее пространство и отказались от части офисных площадей. Хотя в целом отношение к дистанту остаётся неоднозначным.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Переход на «удалёнку» усложнил запуск новых проектов. Но сам кризис поиску нового только способствовал — компании стали активнее обучаться и интенсивнее коммуницировать.

Усилилось внимание к коллективным действиям в отраслевых интересах. Появились примеры солидарности и взаимопомощи (часть персонала, потерявшего работу в общепите, была трудоустроена в торговле).

Хорошо, но можно лучше

Трудности подтолкнули компании и государство к взаимодействию. Государство продемонстрировало способность разговаривать с бизнесом, однако у бизнеса к этому разговору остались вопросы:

  • Представление государства о секторах экономики. Оказалось упрощённым при определении механизмов поддержки: плохо учитывались сегментированность отраслей и особенности воздействия различных мер.
  • Помощь среднему бизнесу. Её не хватило.
  • Условия отбора предприятий для антикризисной поддержки. Грубая селекция на уровне кодов видов экономической деятельности. Существенно потерявшие выручку могли не получить помощь, так как их деятельность не входит в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии.
  • Бюджетные средства, в частности, закупки для государственных нужд. Нужные, но «токсичные», то есть с высоким уровнем давления на отрасль со стороны проверяющих органов.
  • Административная нагрузка. Не всегда уменьшалась, а то и усиливалась, несмотря на декларирование снижения давления и мораторий на проверки.

Каждому — по кейсу

Информацию о том, как сектора экономики развивались до кризиса, что произошло во время него и на что обращать внимание после, исследователи сгруппировали в отраслевые кейсы.

Вызовы и перспективы для каждого из шести «подопытных» — свои. Для торговли, к примеру, значимы вопросы беспошлинного ввоза покупок из-за границы (сохранение высоких порогов повышает доступность товаров для покупателей, но снижает спрос на внутренних рынках) и параллельного импорта (разрешение ввоза брендовой продукции без статуса официального дилера).

Для туризма актуален выбор моделей управления отраслью и финансирования с привлечением средств из разных источников.

Для IT важно преодолеть кадровый голод, предотвратить (через государственное и саморегулирование) возможный оппортунизм «цифровых гигантов».

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Для фармацевтики актуальны несистемность государственного регулирования, его частые изменения, дискуссионные регуляторные инициативы (правило «третий лишний» в госзакупках, регулирование цен на жизненно важные препараты и др.), а также высокая зависимость производства от импорта сырья и субстанций, оборудования.

Для химии — повышение экспортной конкурентоспособности, выход на новые рынки, развитие научной базы и модернизация с участием государства.

Для автопрома — проблема избыточной занятости на крупных предприятиях, определение «технологического будущего» отрасли в России, развитие производства автокомпонентов.

© Дарья Делоне
© Дарья Делоне

Что дальше

Что будет завтра, зависит от всех и каждого. Цифровизация государства повышает эффективность господдержки и создаёт новую платформу для работы с бизнесом. С другой стороны, в этом же риски усиления контроля.

Приоритетные в кризис меры по снижению административного давления на компании могут сойти на нет, если не отработать соответствующие механизмы и не изменить критерии оценки деятельности контрольных органов.

При общем запросе на модель «ответственного государства» оно будет всё больше финансировать развитие, но обратная сторона медали — иерархическая структура экономики и  огосударствление отдельных секторов. Следом встаёт проблема ограничения рыночных стимулов, а продолжающееся поглощение перспективных компаний крупными игроками, в том числе с госучастием, не способствует росту новых национальных чемпионов.

Исследование показало, что по сравнению с кризисами прошлых лет, бизнесмены заметно чаще стали говорить о необходимости не только поддержки от государства (инвестиций, госзаказов и проч.), но и стимулирования, прежде всего, потребительского спроса.

В политике компаний, по выводам экспертов, сохранится и усилится ряд трендов:

  • прямое взаимодействие с покупателями;
  • развитие собственных каналов сбыта;
  • повышение роли нематериальных активов — навыков и знаний;
  • спрос на навыки анализа больших данных и предсказательной аналитики продаж, интернет-маркетинг;
  • развитие «распределённых» компаний (открытие филиалов в регионах, создание удалённых подразделений — складов, производственных участков, привлечение к работе сотрудников из других регионов и стран).

И всё это в русле главного: в «новой реальности» отрасли, как и экономика в целом, неминуемо станут более глобальными и гибкими, с серьёзным запросом на человеческий капитал, формирование которого зависит от эффективности государственной политики.
IQ

Материал написан на основе доклада «Оценка влияния кризиса, связанного с пандемией COVID-19, на отрасли российской экономики и их посткризисное развитие», созданного авторским коллективом: Ю. Симачев, Н. Акиндинова, М. Глухова, Т. Долгопятова, Н. Ершова, М. Кузык, А. Федюнина, А. Яковлев. При подготовке доклада и разработке отраслевых кейсов использованы материалы О. Балаевой, А. Бутова, А. Волковой, С. Мисихиной, А. Назаровой, М. Предводителевой, И. Седых.

Автор текста: Светлана Салтанова