Автоэлектрик Александр, или просто Саня, как он себя предпочитает называть, в профессии уже более двадцати лет. Его историю рассказал «Дром».
Саня окончил техникум по специальности “аудиовизуальная техника”. После служил связистом, работал на авиазаводе, а в конце 90-ых устроился в автосервис (на заводе перестали платить зарплату). Тогда было очень мало сервисов по автоэлектрике, и из желающих устроиться двадцати человек осталось только двое. Саня ездил работать в соседний город, но оно того стоило: платили хорошо. Потом он открыл свой сервис и работает в нем уже около тридцати лет. Набрал учеников, которые тоже разбрелись по гаражам и построили свой бизнес.
Ситуации с клиентами бывают разные. Главное в работе — не завышать цену, чтобы человек вернулся. Но возвращаются не все. Был один показательный случай с бабушкой, настоящим божьим одуванчиком. Она приехала на диагностику ранним утром на «Тойоте». Когда работа была выполнена, достала пятитысячную купюру: «Сможете разменять?» С утра клиентский поток небольшой, какое там… Тогда клиентка решила съездить до ближайшего магазина сама, а потом вернуться. Внешность бывает обманчива: не вернулась. В таких случаях всегда надо просить в залог что-нибудь ценное, а лучше — просто подобного не допускать. И помнить, что обмануть может любой человек.
А бывает наоборот: однажды в автомобиле забыли деньги. Пришел клиент с жалобой, что машина плохо разгоняется. Наверняка проблема в топливном фильтре! Оказалось, нет: Саня смотрит — воздушный патрубок странно сжимается, решил проверить воздушный фильтр. А там в корпусе купюры лежат. Владелец машины ездил через границу за китайским товаром, прятал там деньги, а потом о них забыл. Тогда средств было достаточно, зато теперь, говорит, пригодились.
Техосмотр — еще более страшная тема. На чем только люди не ездят! Буквально на всем, к чему приделаны колеса, говорит Саня. Большинство автомобилей, которые он обслуживает, никогда бы не прошли ТО. И сейчас, и при ужесточенном регламенте, — тем более. Один дедушка, например, катается на мотоблоке: приделал к нему тележку и гоняет, катает внуков. Владельцы четырехколесного транспорта откладывают ремонт до последнего: пока автомобиль может ездить, все в порядке. На ремни и подушки безопасности им плевать.
Часто ломаются автомобили марки «Ниссан». Сане привезли одну из таких машин в автосервис. Выявилась неисправность датчика коленвала. Они ломаются иногда за три дня. Магазинные и купленные онлайн — отвратительного качества. Лучше покупать деталь на разборках с гарантией или заказывать оригинал. Дорого, конечно, зато не придется ездить в сервис по два раза в неделю.
Еще одна частая поломка — обрыв электрической цепи. Чаще всего это происходит из-за ржавчины. Из-за отсутствия подкрылков просачивается вода, внутрь попадает грязь и мусор, на проводе повреждается изоляция, и начинается электролиз. Да и проводка, кстати, не лучшего качества: автопроизводители экономят на меди. Особенно это касается новых машин.
Конкуренты часто пытаются «развести» клиента на деньги, говоря, что у его машины проблемы с проводкой. На ней можно неплохо заработать: вырезать оригинальные провода, заменить на дешевые китайские, да еще и ободрать как липку. Саня старается работать честно. Был, например, случай: в соседнем сервисе клиенту на грузовике озвучили цену в 16 тысяч рублей: дескать, нужно менять всю проводку. На деле оказалось, что провода можно восстановить. Саня взял за работу всего тысячу.
Автопроизводители тоже работают не по совести. В старых моделях процессор располагается в салоне, это самое безопасное место. Но в новых автомобилях его ставят под капот, самую агрессивную среду. Здесь ему грозит и жар от мотора, и влажность. А все из-за того, что экономят на проводке: жаль пару лишних метров протянуть.
Некоторые автомобилисты тоже хотят сберечь копеечку, да только себе во вред. Насмотрятся видео на ютубе, откручивают панели самостоятельно и копаются в проводах. Перепутают все окончательно, доломают, а потом все равно едут в автосервис. Мастер тогда выполняет двойную работу: сначала все исправляет за «умельцем», потом устраняет первоначальную поломку.
Детали клиенты тоже предпочитают находить самостоятельно, а если покупаешь сам, требуют все чеки. Их можно понять, но лучше бы внимательно относились к машине, чтобы не попадать в сервис.
Была показательная история с «Маздой»: блок управления двигателем — в хлам, под пассажирским ковриком одна гниль вместо порогов. Пахнуло горелой пластмассой. Процессор Саня заменил, но остались еще проблемы: горит и ABS, и SRS. Однако автовладелец говорит, что если машина на ходу, то это мелочи…
Или вот ситуация с «Короллой», на которую владелец поставил «паленую» противоугонную систему. Оригинальная стоит порядка 10 тысяч, а эта — примерно три с половиной. Ее замкнуло во время движения, стартер размотало, а двигатель сгорел. Проблему мастер, конечно, устранил, и предложил поставить нормальную «противоугонку». Но нет, человек не хочет учиться на ошибках: «и так сильно потратился, пока с такой же поезжу». Ведь все мы знаем, сколько обычно длится это «пока».
Еще одна беда — это «оловянная чума», которая медленно уничтожает автомобиль. Всему виной резкие перепады температуры: например, зимой автомобиль стоит на морозе, градусов минус тридцать. Когда его заводят, температура в двигателе достигает восьмидесяти по Цельсию. Настоящие «качели», для некоторых автомобилей это смерть. Электронная плата состоит из свинца и олова. Последнее имеет свойство плавиться и рассыпаться, и потом автомобиль не заводится. Где именно произошло нарушение контакта, невозможно увидеть невооруженным взглядом. Приходится пропаивать все слабые места.
Саня выступает против тюнинга. По крайне мере, того, который делают многие автовладельцы: ключевые агрегаты заменяют самыми неожиданными элементами. Например, приехал в сервис однажды «Мерседес»: двигатель стоит от «Тойоты», а блок предохранителей — от «Жигулей». Проводка тоже от последних: все перепутано, повода — сплошным комком. Такое вот необычное сочетание.
Еще раньше любили переделывать японские праворульные авто, ставить им руль слева. Это опаснее, чем обычно думают, ведь нужно смещать всю электронику. А японцы старались, долго думали, куда какой проводок поставить. Кто лучший специалист: роботы, осуществляющие сборку, или обычные ребята из гаража? Неудивительно, что потом машина часто ломается.
Не всегда замечают пропажу катализатора. Была беда — воровали их и сдавали в пункты приема. А ведь это важный элемент в конструкции автомобиля, который отвечает за очистку вредных выхлопов. Хотя если своровали — это не вина автовладельца. Бывает хуже: когда автомобилист сам удаляет «ненужную» часть машины, чтобы выйти из «трудной жизненной ситуации». Новый катализатор стоит порядка ста тысяч рублей, в пунктах приема за него можно выручить от силы тридцать. Стоит ли оно того?
Собственно, к чему это все. В последнее время ведется много разговоров про техосмотр, что нужно подготовиться к ужесточению регламента. Но всерьез к этому на деле никто не относится: разбирают свои машины, переделывают, как душе угодно. Стоит только пройтись вдоль дороги вечером: сколько насчитаете машин с обоими работающими фонарями?
Существует довольно много нюансов, на которые автомобилисту стоит обратить внимание. Ранее ТОПС сообщал, почему нельзя использовать солнцезащитные экраны в автомобиле.
Хотите стать героем журнала для автомобилистов "ТОПС"? Расскажите о себе здесь.
Поставьте лайк, если статья была полезна для Вас.
✅Подписывайтесь на Яндекс Дзен для перевозчиков
✅Читайте самые свежие новости на портале для перевозчиков - topsputnik.ru
✅Смотрите видеоновости на Youtube-канале
✅Подписывайтесь на Telegram-канал