Pontiac Firebird — автомобиль, выпускавшийся концерном General Motors с 1967 по 2002 года. Firebird был представлен на рынок в том же году, что сходная с ним модель Chevrolet Camaro. Оба этих автомобиля созданы на одной базе Pony Car и имеют большой список взаимозаменяемых узлов и агрегатов. В том же году был представлен также и Mercury Cougar.
В эти автомобили по большей части устанавливались двигатели типа V8, производимые разными подразделениями концерна GM. В большинстве своём, двигатели для Firebird производило подразделение Pontiac до 1977 года, эти автомобили наделялись двигателями с многих заводов. С 1982 года было принято решение устанавливать исключительно двигатели производства GM.
Первое поколение
Дизайн первого поколения Firebird походил на бутылку «кока-колы». В отличие от Chevrolet Camaro, у Firebird бампера были интегрированы в дизайн передка, а задние «рубленые» фары были позаимствованы из дизайна Pontiac GTO. Модели кабриолет и купе предлагались вплоть до 1970 года. Изначально этот автомобиль являлся как бы «утешительным призом» для Pontiac, который хотел производить двухместный спортивный автомобиль собственного дизайна на основе своего концепта Banshee. Но General Motors побоялись, что в таком случае появится прямая внутренняя конкуренция с Chevrolet Corvette. В результате было принято решение дать Pontiac общую платформу с Chevrolet, названную F-body. Немного расстроившись из-за такого решения высшего менеджмента, Pontiac взял предоставленную базу и начал её переделывать как с точки зрения дизайна, так и с точки зрения инженерных решений.
Базовая модель Firebird поставлялась с рядной шестеркой (I-6) с системой газораспределения OHC (Overhead camshaft). Такая система газораспределения является наиболее распространённой в автомобилестроении. Питание двигателя обеспечивалось с помощью однокамерного карбюратора. Следующая модель Sprint снабжалась четырёхкамерным карбюратором и развивала 215 лошадиных сил (160 киловатт). Но, в основном, покупатели предпочитали двигатели формата V8: объёмом 5.3 литра с двухкамерным карбюратором, выдающим 250 лошадиных сил (180 киловатт); модель «H.O.» (High Output / Большая отдача) с четырёхкамерным карбюратором мощностью 285 лошадиных сил (213 киловатт); или двигатель объёмом 6.6 литров (400 H.O.), позаимствованный у модели GTO мощностью 325 лошадиных сил (242 киловатт). В 1968 году с двигателем 400 H.O. также предлагалась опция «Ram Air», включающая в себя функциональные воздухозаборники на капоте, систему впуска пониженного сопротивления, более жесткие пружины клапанов и изменённым распредвалом. В то время мощности эта опция не добавляла, но её пик приходился на более высокие обороты. Благодаря использованию в этой модификации не самого мощного двигателя из линейки, стоимость Firebird Н. О. удалось сохранить на низком уровне.
Впоследствии двигатели объёмом 3,8 литра и мощностью 175 лошадиных сил (130 киловатт) с однокамерным карбюратором были вытеснены более мощным двигателем объёма 4,1 литра, развивающим мощность в 215 лошадиных сил (160 киловатт) с четырёхкамерным карбюратором. Также для модели 1968 года двигатель 5,3 литра был заменён двигателем 5,7 литра, «H.O.» версия которого имела изменённую камеру сгорания и мощность 320 лошадиных сил. Впоследствии двигатели такого объёма (5.7л) стали самыми популярными для автомобилей такого класса. Остальные двигатели не получили значительного прироста мощности.
В 1969 году стала доступна дополнительная опция «Trans Am». Эта опция обходилась клиенту в 725 долларов и улучшала параметры управляемости автомобиля и его мощность, эта опция также слегка изменяла внешний вид. «Trans Am» получил своё название от одноимённого сериала, очень популярного в то время в США, и расшифровывается как Trans American — сквозь Америку (вольный перевод). Изначально было сделано всего 697 Trans Am, из них — 8 кабриолетов и 689 купе. В том году была доступна также опция Ram Air IV для двигателя 6.6 литра, дополнявшая опцию Ram Air III, эти двигатели развивали 345 л/с и 335 л/с соответственно. Был снова доработан двигатель объёмом 5,7 литра, после чего начал выдавать мощность в 330 л/с. В течение 1969 года был разработан специальный двигатель объёмом 5 литров для специальных дорожных гонок «SCCA», но для обычных клиентов он был недоступен.
В плане кузова, изменения от модели 1967 года к модели 1968 года заключались в появлении боковых габаритов на кузовах, которые правительство обязало ставить на все новые модели, спереди фонари индикаторов поворота обрели своих дублёров на передних крыльях, сзади на бортах появилась эмблема Pontiac — «V». Также из остекления дверей исчезли раздельные форточки. У модели 1969 года основательно изменился передок — новый бампер «Endura», новые фары и решетка радиатора. В салоне была переделана приборная панель и руль. Также замок зажигания перекочевал с приборной панели на рулевую колонку и совместил в себе запуск двигателя и блокировку руля.
Вследствие некоторых проблем, которые привели к задержке выпуска нового поколения Firebird, и вместо обычного дебюта новой модели в сентябре текущего года Pontiac продолжил выпуск модели 1969 года. Более того, весной 1969 года из всей литературы и описаний Firebird и рекламных проспектов исчезли ссылки на год выпуска модели. Таким образом они пытались продлить продажи моделей 1969 года.
Firebird первого поколения с легкостью можно отличить от Chevrolet Camaro — у Firebird четыре передние фары, тогда как у Camaro — две.