Найти тему
Народная Газета

В «ЧИСТЫЙ ГОРОД» - НА УЛЬЯНОВСКИХ СИМАЗАХ

На прошлой неделе Ульяновскую область посетил министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов. Федеральный чиновник вместе с главой региона Алексеем Русских осмотрел производство автобусов «СИМАЗ» на сжиженном газе и был приятно им удивлен.

- Мы прямо сейчас прорабатываем вопрос покупки автобусов на экологичном топливе в рамках федерального проекта «Чистый город», - заявил Александр Козлов. - В этом году Челябинск уже заказал порядка 150 таких автобусов, и вполне возможно их смогут произвести в Ульяновске. Надо поддержать предприятие: это рабочие места, и самое главное, что у нас в стране производятся автобусы на экологичном топливе, которые ездят по нашим дорогам и городам.

Без выхлопных газов

В декабре минувшего года президент Российской Федерации Владимир Путин заявил, что на сегодняшний день в больших городах используется много транспорта на дизеле, который с «экологической точки зрения оставляет желать лучшего».

- Работа городского транспорта на газомоторном, а тем более на водородном топливе, в высшей степени востребована, - подчеркнул он.

Главная цель нововведений - улучшение экологической обстановки в российских мегаполисах. Вообще российские власти уже не первый год пытаются расширить использование в стране транспорта на газе. Первые решения на государственном уровне о переводе коммерческого транспорта в нашей стране на газ были приняты еще лет 20 назад.

Согласно Транспортной стратегии России, к 2030 году доля автопарка с двигателями на альтернативных видах топлива (в первую очередь речь идет как раз о газомоторном топливе) должна составить минимум 49%. Однако пока дело «всеобщей газификации» двигается очень медленно, автомобилей на ГМТ не более 5% от всего автопарка. Легковые (газовые и битопливные) автомобили занимают всего 0,2% продаж новых автомобилей, легкие коммерческие - 8 - 10%, среди автобусов и коммунальной техники доля повыше - 11 - 12%.

И это при том, что Россия обладает крупнейшими в мире запасами природного газа! Главные преимущества транспорта «на газу» - количество вредных выхлопов сокращается сразу на 80% и более; любой современный газовый мотор легко выполняет и перевыполняет требования Евро-6.

Другой плюс - экономическая целесообразность: современный двигатель, выпущенный на заводе именно для работы на ГМТ, имеет ресурс в 1,3 - 1,5 раза выше, чем обычный, а топливо стоит дешевле бензина.

Две беды

...но перейти в светлое газовое будущее общественного транспорта мешают две проблемы, одну из которых в силах решить Ульяновск.

Во-первых, у нас в стране пока очень мало специализированных газовых заправок, а те, что есть, - в основном в европейской части страны. Чтобы решить эту проблему, в стране в последние несколько лет новые станции строятся стахановскими темпами - по 30 - 50 в год, а в этом году - до сотни, на стимулирование создания сети таких заправок выделяются миллиарды рублей.

Вторая проблема, к решению которой мы можем быть причастны: транспорт на газе нужно или производить, или покупать. В рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» в ближайшее время собираются выделить 20 млрд рублей регионам для приобретения пассажирского транспорта именно на таких видах топлива.

Должны ли 20 миллиардов достаться иностранным концернам, или мы можем потратить их на свои производства? По дорогам России уже колесят газовые грузовики, автобусы и легковушки ГАЗ, KамАЗ, ПАЗ, УАЗ, «Волгобас», «ЛиАЗ», КАВЗ, «НефАЗ», «Урал» и «Лада»...

Ударники труда

А где же «СИМАЗ»? Это ульяновское предприятие является участником национального проекта «Производительность труда». В 2019 - 2020 годы завод поставил 145 автобусов среднего класса для обновления парка общественного транспорта в Ульяновске. В 2020 году предприятие представило новую модель, которая предназначена для работы на маршрутах междугородного сообщения. В марте 2021 года завод приступил к выполнению первого корпоративного заказа - десяти тридцатиместных междугородных автобусов, работающих на дизельном топливе.

- Сейчас ведутся работы по производству первых автобусов на сжиженном природном газе, - рассказал генеральный директор ООО «СИМАЗ» Андрей Лукьянов. - Планируем увеличивать объемы производства до 1500 в год с расширением модельной линейки низкопольными автобусами средней и большой вместимости, большую доля которых составят автобусы на сжиженном и сжатом природном газе.

Транспортные средства ООО «СИМАЗ» укомплектованы всем необходимым для пассажиров: сиденьями с трехточечными ремнями безопасностями, регулировками по углу наклона спинки сидения с откидными столиками, кондиционером, системой видеонаблюдения, рециркулятором воздуха, отопительными конвекторами, USB-разъемами, мониторами для просмотра фильмов, багажными полками с индивидуальной разводкой освещения и вентиляции.

Будущее наступит?

Конечно, электромобилям сейчас уделяют много больше внимания, чем автомобилям на газовом топливе; и то и другое - экологично, но электромобиль кажется современней. Тем не менее, по мнению многих (как отечественных, так и зарубежных) экспертов, в обозримом будущем замены традиционным двигателям внутреннего сгорания в массовом автомобилестроении не предвидится.

Электромобиль хорош для города и в хорошем климате, в заморозки, да на шоссе батарея рискует не дотянуть до заправки, которую еще нужно построить. В жару она перегреется так, что находиться в электромобиле будет попросту опасно. К тому же нужны больше субсидии, льготы.

Так что в ближайшие десятилетия двигатель внутреннего сгорания будет единственным типом силовой установки, особенно для грузового, коммунального, общественного транспорта и междугородних автобусов.

А их можно сделать экологичнее, перейдя на иное, более «зеленое» топливо.

Андрей ТВОРОГОВ

Фото: ulpravda.ru