Увеличивающаяся стоимость светодиодных экранов – вопрос, который волнует не только заказчиков, но и производителей. Изготовители вынуждены пересчитывать цены на одни и те же проекты буквально каждые несколько дней. Договоренности с клиентами, достигнутые несколько месяцев назад, трещат по швам. У обеих сторон возникают претензии друг к другу. Государственные закупки остаются нереализованными. Разобраться, что происходит на рынке LED-продукции, и что предпринять в этой ситуации покупателям светодиодных экранов, нам поможет коммерческий директор российского производителя LED-экранов и медиафасадов компании ДжиТи Лайт Станислав Хлыновский.
- Станислав Олегович, когда мы говорим о повышении цен на светодиодные экраны, о каких цифрах идет речь? Насколько значительным является удорожание?
- Рост цен на разные компоненты LED-экранов неоднороден. Удорожание на отдельные позиции достигает 40%. В среднем же стоимость экрана сегодня на 15% выше, чем в конце прошлого года. Учитывая, что цена на дисплей может достигать нескольких миллионов (в зависимости от размера, шага пикселя и других параметров), подорожание весьма существенное. К тому же осложняется ситуация тем, что рост цен происходит практически каждые несколько дней. Выполняя расчет проекта в понедельник, мы не можем быть уверены, что цена останется неизменной к пятнице. Это вызывает недовольство заказчиков. Но и нас, как производителей, такое положение дел совсем не радует.
- Чем же вызвано подорожание? Дело в кризисе полупроводников?
- Первые признаки кризиса, а, следовательно, удорожания LED-оборудования появились еще осенью 2020 года. В октябре выросли цены на чипы управления, печатные платы и некоторые виды сырья. В январе этого года отдельные производители комплектующих увеличили стоимость бюджетных моделей чипов, а некоторые даже заблокировали большие объемы поставок. Повышают цены и производители печатных плат, ссылаясь на значительное удорожание материалов: олова, меди и др. Я считаю, что причин, по которым мы сейчас имеем, то что имеем, несколько. Во-первых, пандемия, пик которой еще и совпал по времени с периодом смены устаревших технологических процессов на более современные. Во-вторых, значительный рост цен на металл, используемый для светодиодных кабинетов и несущих конструкций. В этой сфере удорожание исчисляется не процентами. Стоимость сырья увеличилась за полгода примерно в 2,5 раза! В-третьих, цены на электронные компоненты. Здесь рост достигает 80%.
- Все это комплектующие иностранного производства?
- Да. Стоимость собственного производства мы удерживаем на прежнем уровне. Внедряем новые технологии, автоматизируем процессы. Но, к сожалению, отдельные компоненты приходится закупать, поскольку аналоги в нашей стране просто отсутствуют. И вот тут мы попадаем в зависимость от цен китайских производителей. Масла в огонь добавляют и транспортные компании, поскольку с транспортировкой из Поднебесной сейчас тоже возникают серьезные проблемы, причины которых частично пересекаются с причинами удорожания комплектующих. В частности, это торговая «война» между Китаем и США. Обострение ситуации спровоцировали и задержки грузов в китайских портах. Блокировка Суэцкого канала стала лишь «первой ласточкой». Перебои в работе 3-х крупнейших китайских портов уже привели к задержкам в транспортировке электронных компонентов на срок более полумесяца.
- По вашей оценке, как будет развиваться ситуация в ближайшем будущем?
- Специалисты нашей службы логистики дают неутешительные прогнозы. По оценке экспертов проблемы в портах, связанные с обострением пандемии, продлятся еще как минимум до конца июня. А также нужно учитывать, что еще месяц, а то и больше потребуется, чтобы отправить все грузы, скопившиеся за май-июнь. То есть гарантировать прежние сроки доставки можно будет не ранее, чем к концу лета. Да и эта оценка может быть ошибочной, если распространение вируса в Китае продолжится.
- Получается, что светодиодные экраны в ближайшее время дешеветь точно не будут? Что вы рекомендуете потенциальным покупателям?
- Действительно, наша продукция стабильно дорожает последние месяцы, причем мы, как российский производитель, выгоды от этого не получаем. Важно, чтобы заказчики понимали, что расчеты стоимости теряют свою актуальность уже в течение недели, поэтому сейчас настало время быстрых решений. Затягивать с покупкой в надежде выиграть в стоимости – точно не получится. Наоборот, слишком низкая цена должна насторожить. Дело в том, что сейчас на рынке появилось много продукции низкого качества. До кризиса полупроводников такие комплектующие не пользовались спросом. Сейчас же в условиях дефицита многие компании-сборщики экранов готовы покупать некачественные компоненты. Для покупателя такая экономия не сулит ничего хорошего. Экран может выйти из строя буквально в течение пары месяцев. А ремонтировать такое оборудование сложно из-за морально устаревших комплектующих.
- Как реагируют ваши заказчики на столь стремительные изменения цен?
- По-разному. Со многими компаниями мы работаем не один год, и у нас уже налажены партнерские отношения. Значительная часть наших клиентов – крупные федеральные холдинги, для которых именно качество является определяющим условием закупки. А вот в секторе госзакупок есть определенные сложности, связанные с тем, что некоторые госзаказчики довольно инертны при инициации тендеров, а их расчеты начальной максимальной цены контракта весьма далеки от реальности.
- Насколько ваша компания готова к преодолению сложившейся ситуации?
- Мы уже 17 лет занимаемся производством экранов, и за это время преодолели немало экономических кризисов. К тому же мы постоянно разрабатываем и совершенствуем технические решения, чтобы минимально зависеть от сторонних поставщиков. Однако полностью отказаться от китайских компонентов пока просто невозможно. Мы стараемся использовать альтернативные варианты – продукцию европейских производителей, собственные разработки. Логистическая служба постоянно отслеживает ситуацию с транспортировкой. Основной задачей отдела ВЭД сегодня является заключение долгосрочных контрактов с заводами-изготовителями чипов и электронных плат, а также создание складских запасов. Такая стратегия помогает частично справиться с последствиями кризиса. Сдерживать рост цен мы не в силах, но делаем все, чтобы качество нашей продукции оставалось на высоте. Прогнозируемый срок выхода из кризиса – 2022-2023 год. Поэтому нам нужно быть готовыми к работе в сложных условиях. И мы уверены, что справимся с этим, и сохраним лидирующие позиции среди российских производителей.
Подробнее о ценах на светодиодные экраны на сайте системного интегратора в области светодиодных и цифровых технологий компании ДжиТи Лайт - www.gtlamp.ru