Найти в Дзене
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

Место гибели первого русского святого

Когда Владимир Мономах заложил главный храм Смоленска – Успенский собор – было вполне естественно подчеркнуть и причастность Смоленска к культу первых русских святых. Строительство на Смядыни, месте, политом невинной кровью святого Глеба, каменного собора имело не только местное, но и общерусское значение. Подтверждается это тем, что древнерусские летописи удостоили даты строительства только двух смоленских святынь: древнего Успенского собора на Соборной горе и Борисоглебского собора на Смядыни.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

"И пришел в Смоленск, и отошел от Смоленска недалеко, и стал на Смядыне в насаде… И когда он так молился со слезами, внезапно пришли посланные ... погубить Глеба. И тут вдруг захватили посланные корабль Глебов и обнажили оружие. Отроки же Глебовы пали духом. Окаянный же Горясер, один из посланных, велел тотчас же зарезать Глеба. Повар же Глеба, именем Торчин, вынув нож, зарезал Глеба, как безвинного ягненка"- гласит летопись. На месте нахождения нетленного тела Глеба образовался колодезь. Народ почитал его воду святою.

Наверное, не надо объяснять, почему небесными покровителями смоленского княжеского дома Ростиславичей были первые русские святые Борис и Глеб.

Борисоглебский собор в Чернигове
Борисоглебский собор в Чернигове

Очевидно, что семейный храм-усыпальница черниговский князей Борисоглебский собор послужил прототипом возведенного позднее в Смоленске на Смядыни черниговскими мастерами также Борисоглебского собора. Причем, после проведения раскопок руин смоленского собора в 1909 году Иваном Орловским оказалось, что черниговский и смоленский храмы во многом были сходны и в архитектурных формах и даже в размерах.

21 августа 1191 года было совершено «великое священие» Борисоглебского собора на Смядыни. К этому же событию было приурочено перенесение в смоленский Борисоглебский собор из Вышгорода под Киевом  древних рак (гробов), в которых ранее покоились мощи двух первых русских святых.

В отличие от многих других смоленских домонгольских храмов к древнему собору на Смядыни судьба долгое время была довольно благосклонна. Но и его «везение» закончилось, когда во время Смоленской войны 1632 – 1634 годов Борисоглебский собор был взорван и более уже никогда не возобновлялся.

По В.Маркову

Предыдущие статьи по теме: "Союзный договор как предлог к войне", "Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие", "Жалостнейшая повесть о разорении Углича", "Государственные интересы в угоду навязчивой идее", "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва"