Сам факт наличия у римлян гладиаторских боев неизвестен, наверное, только младенцам. Это один из тех фактов, которые кажутся настолько обыденными, что даже не возникает вопроса относительно его происхождения, истоков, смысла и т. д.
Когда же человек посмотрит на это критически, ему становится интересно, откуда все это взялось, почему достигло такого размаха, и вообще, почему гладиаторские игры были только в Риме, а у остальных их не было?
Ведь римская жестокость по меркам тогдашнего мира была еще далеко не пиковой, и уж от избытка гуманизма окружающие римлян народы точно не страдали. Наверняка гладиаторские бои приглянулись бы и им. Но почему тогда у них такого не было?
«Ворованная» культура
Хорошо, что во времена Рима не было украинских национал-озабоченных, иначе они бы сказали, что и Рим тоже все украл, в том числе и у них.
На самом деле украсть культуру вообще проблематично, поскольку, как сказали бы представители определенной прослойки нашего общества, «нет состава преступления». Культуру можно только позаимствовать, вот римляне и заимствовали.
Известно, что наиболее активно заимствования шли по маршруту «Эллада–Рим». Однако были и другие маршруты, в частности из Этрурии, сиречь от этрусков.
Хотя этруски были своеобразным островком уникальности посреди почти полностью индоевропейской Европы, культурному заимствованию это не мешало, тем более что и сами этруски за забором не жили и многое позаимствовали у тех же греков и, вероятно, критян.
Одним словом, римлянам стесняться было нечего.
Сказать точно, что римляне позаимствовали гладиаторские бои у этрусков все же нельзя, поскольку нет никаких документов, в которых говорилось бы что-то типа: «сегодня мы – римляне – решили устраивать гладиаторские бои по примеру этрусков».
Соответственно и этруски не писали ничего наподобие «эти клятые москали римляне все у нас украли, даже гладиаторские бои».
Хотя, может и писали, ибо римляне их покорили, а обиженные всегда скулят и сопли распускают. Но пока что их письменность до сих пор не расшифрована никем (кроме разномастных национал-шизофреников).
«Пусть смерть слабого, будет жертвой усопшему!»
В целом проведение подобных мероприятий не слишком типично для индоевропейских народов. Принести рабов в жертву на могиле хозяина могли многие.
Коней, собак, сбрую, жен и прочее имущество могли туда же отправить, но боев не устраивали. Разве что в гораздо более позднюю эпоху, вероятно, взяв пример уже с римлян.
Но у этрусков уже тогда был обычай устраивать этакую боевую тризну, в рамках которой после смерти хозяина, рабы должны были на его могиле устроить сражение до тех пор, пока один из них не будет убит.
Стоит отметить, что в число сражающихся мог попасть и свободный человек, на которого пал жребий как на потенциальную жертву.
Получалось, что одного из них приносили в жертву, а то, что все определял бой, привносило в это дело элемент божьей воли.
В таких боях прослеживалась идея, характерная для многих языческих сообществ: слабый должен уступить место сильному.
Гладиаторские же бои демонстрировали это самым явным образом. С этой идеей связано и то, что к боям на арене приговаривали преступников, поскольку слабость и преступление воспринимались как родственные понятия.
Ибо преступник подрывает порядок и жизнеспособность общества своими действиями, а слабый может «подставить» свое сообщество просто своей слабостью. Соответственно и преступление можно было искупить, продемонстрировав силу, отвагу и пр с риском для жизни.
Такая вот нетипичная для нашего времени, но достаточно стройная логика. И поскольку и римляне, и этруски смотрели на мир примерно одинаково, нет ничего удивительного в том, что обычай пришелся к римскому двору.
В пользу этрусского происхождения гладиаторских боев говорит и то, что их еще называли погребальными играми. Со временем, бои, разумеется утратили свой сакральный смысл и превратились в шоу, посредством которого политические силы собирали себе очки.
Почему у других народов не появились гладиаторские игры?
Действительно, почему у других народов они так и не появились, хотя их популярность в Риме, зашкаливала? На самом деле здесь ответ носит двойственный характер.
С одной стороны, эти народы были бы и сами рады устроить такое развлечение (да и наверняка устраивали при определенных обстоятельствах).
Однако для того, чтобы эта затея была реализована, нужны гладиаторы, нужны гладиаторские школы, где их будут кормить и обучать, и соответствующая социальная организация, которая сделала бы бои прибыльными. Для многих же народов это было труднореализуемо.
Одновременно с этим нельзя забывать о том, что едва ли ни всех, кто мог что-то у римлян позаимствовать, Рим покорил. Поэтому со временем покоренные народы, составлявшие большую часть империи получили возможность наслаждаться гладиаторскими боями, что они и делали.
И не стоит забывать о ещё двух факторах: некоторые римские соседи слишком сильно ненавидели Рим, чтобы копировать часть его культуры.
Другие же, может, и были не против, но просто не додумались – такое в истории тоже бывает сплошь и рядом.