Некоторое время я работал сценарным консультантом, и если бы мне пришлось назвать единственный наиболее значимый фактор, объясняющий, почему конкретный сценарий получает или не получает продвижение, то я бы назвал… отсутствие ставок (stakes) в каждой сцене.
Даже если сценарий имеет ставки в общей концепции, они часто не выжимают свой замысел до конца и не содержат большого риска для персонажей в каждой сцене. Это часто приводит к сценам, полным несущественных разговоров. Намёк на ещё одну ошибку авторов.
Сценаристам постоянно твердят клише-утверждения, связанные со ставками, такие как "каждая строка диалога должна быть важной" и "если сцена не продвигает историю вперёд - уберите её", и всё же каждый год в WGA регистрируются тысячи сценариев, содержащих сцены с абсолютно нулевыми ставками.
Почему это происходит, когда большинство этих же авторов посещали семинары и курсы по написанию сценариев и читали лучшие сценарные книги от корки до корки?
Причина в том, что большая часть советов, данных для сцен, фокусируется на "конфликте между главным героем и антагонистом" или "один персонаж чего-то хочет, а другой пытается их остановить", но это отводит нас от сути.
Где главный герой конфликтует с антагонистом в сцене в "Одержимости", когда Эндрю и Николь болтают и едят пиццу на первом свидании? Или сцена в начале "Стрингера", в которой Луи случайно проезжает мимо автокатастрофы и останавливается?
Правда в том, что в этих или многих подобных сценах в фильмах и профессиональных сценариях главный герой не может каждую минуту выступать против антагониста. Однако во всех этих сценах что-то поставлено на карту, и именно это я хочу исследовать в этой статье.
Она даст более практический способ решения проблем в сценарии. Сделайте жизнь персонажа сложнее, а затем перенесите это в каждую сцену.
Но сначала давайте посмотрим, что именно мы подразумеваем под термином "ставки" (stakes).
Что такое ставки?
В двух словах, ставки - это причина, по которой читатели хотят продолжать переворачивать страницу и почему аудитория хочет продолжать смотреть.
Если процесс написания отличного сценария можно свести к тому, чтобы посадить главного героя в яму и наблюдать, как он из неё выбирается, то ставки - это причина, по которой главный герой хочет выбраться из ямы. И эти ставки должны применяться к общей концепции, к каждому акту, каждой последовательности и, наконец, к каждой сцене.
Мы должны знать, что существует угроза главному герою, если он останется в яме, а именно, что он умрёт - в прямом или переносном смысле. Мне нравится называть это "смертельными ставками", поскольку в мире кино нет более сильной ставки, чем смерть.
В боевиках/приключениях, триллерах и ужасах главный герой обычно подвергается риску физической смерти, в то время как в драмах и комедиях главный герой рискует умереть в переносном смысле.
И именно этого не хватает во многих сценариях — ощущения, что главный герой умрет в прямом или переносном смысле, которое пронизывает каждую сцену сценария.
Применение ставок ко всем вашим персонажам
Первое, что нужно сделать при рассмотрении вопроса о том, как добавить ставки в каждую сцену в сценарии, - это убедиться, что у каждого персонажа есть своя главная проблема/цель.
Многие сценарии имеют потрясающую концепцию с высокими ставками, и всё же они не могут заинтересовать читателя просто потому, что многие или все персонажи, на самом деле, ничем не рискуют в своей жизни.
У каждого персонажа в хорошо продуманном сценарии должна быть проблема или цель с высокими ставками, а не только у главного героя и антагониста.
Давайте быстро взглянем на трёх главных персонажей в "треугольнике конфликта" сценария, а также на второстепенных персонажей в отношении ставок.
Главный герой
Первая фигура в треугольнике конфликта - главный герой. Очевидно, что у них должна быть серьёзная проблема в жизни, которую они должны решить, иначе они рискуют буквально или фигурально умереть, и это общие ставки фильма.
В "Выжившем" мы хотим знать, сможет ли Хью Гласс выбраться из дикой природы живым. На карту поставлена его физическая жизнь.
В "Головоломке" мы хотим выяснить, может ли Джой привести разум Райли в равновесие. На карту поставлен риск того, что Райли, образно говоря, умрёт внутри.
Независимо от того, буквальные или образные "смертельные ставки" - это то, что должно вести главного героя вперёд и мотивировать его действия на протяжении всего сценария.
Антагонист
У нас есть антагонист, и у него тоже должны быть высокие ставки, связанные с целью, прямо противоположной цели главного героя, которая управляет их действиями. Разница в том, что только антагонист (и, возможно, его соратники) заботятся о том, достигнут ли они этой цели. Нам всё равно, потому что мы болеем за главного героя.
В фильме "Эта замечательная жизнь" Поттер отчаянно хочет заработать как можно больше денег. С его точки зрения, на карту поставлено что-то большое, и он считает, что, образно говоря, умрёт, если не достигнет этого.
В "Звёздных войнах: Пробуждение силы" Кайло Рен стремится уничтожить Сопротивление, а они - победить Империю. У него есть огромные смертельные ставки, связанные с целью, но мы, конечно, надеемся, что он не добьётся успеха.
Персонаж-ставка
Последний персонаж, составляющий треугольник конфликта, — это персонаж-ставка - человек в сценарии, который олицетворяет то, что поставлено на карту для главного героя.
Это тот, за кого сражаются главный герой и антагонист, но, опять же, у них есть своя собственная проблема/цель, которая обычно находится в гармонии с целью главного героя.
В "Астрале" родители Джош и Ренай хотят того же, что и главный герой, их сын, — спасти его, вызволив из рук Других.
В "Энни Холл" главная героиня, Энни, хочет того же, что и главный герой, Элви, — влюбиться и спасти её от смерти.
Второстепенные персонажи
Наконец, каждый второстепенный персонаж в вашем сценарии также нуждается в цели или проблеме со ставками. Они не обязательно должны быть такими большими, как у трёх главных героев, перечисленных выше, но они всё равно должны влиять на жизнь персонажа.
Давайте рассмотрим "Красоту по-американски" в качестве примера. У каждого персонажа в этом фильме есть проблема со ставками, о которых они заботятся:
Лестер - неудачник, который застрял на тупиковой работе, и у него есть семья, где его ненавидит. На карту поставлена его жизнь. Сможет ли он всё изменить?
Жена Лестера, Кэролин, также застряла в неудачном браке и окаменела от страха, что больше никогда не продаст кому-то дом. На карту поставлена и её жизнь тоже. Разберётся ли она с этим?
Дочь Лестера, Джейн, чувствует себя отчужденной от своей семьи и от жизни в целом, пока не встречает Рики. На карту поставлены их отношения. Найдёт ли она любовь и найдёт ли она себя?
Тайная любовь Лестера, Анджела, считает, что она лучше всех, но под всем этим хвастовством скрывается глубокая неуверенность. На карту поставлено её чувство собственного достоинства. Найдёт ли она его?
Сосед Лестера, Рики, живёт в своём собственном маленьком мирке, снимая Джейн на портативную камеру, и у него жестокий отец. На карту поставлено его будущее. Сможет ли он сбежать и быть счастливым с Джейн?
Отец Рики, полковник Фиттс, изо всех сил пытается справиться с гражданской жизнью в пригороде. На карту поставлена его жизнь. Сможет ли он когда-нибудь отпустить прошлое и принять того, кто он есть на самом деле?
Мать Рики, Барбара, психически больна и живет почти в вегетативном состоянии. На карту поставлена её жизнь. Но мы знаем, что она потеряна навсегда.
Теперь взгляните на свой сценарий, поэпизодник или синопсис. Есть ли у каждого персонажа, начиная с главного героя и заканчивая антагонистом, персонажем-ставкой, второстепенными персонажами либо цель, либо проблема с высокими ставками?
Да, главный герой может быть героем, за которого мы все болеем, чтобы добиться успеха в отношении общих ставок фильма против антагониста, но жизненно важно не упускать из виду всех других персонажей.
Так много сценариев проделывают огромную работу по созданию сильной цели для достижения главного героя, но затем забывают обо всех остальных. Это приводит к тому, что персонажи кажутся одномерными и, следовательно, не "оживают", поскольку не обладают человеческими качествами - не имеют желаний и потребностей.
Это также означает, что, если у главного героя есть цель, поставленная на карту, как только он или она находится в сцене, разговаривая с кем-то, кто этого не делает, возникает дисбаланс, и напряжение между противоположными основными целями теряется.
Проведите мозговой штурм возможностей и назначьте каждому персонажу в вашем сценарии цель и/или проблему. Но не создавайте им случайных проблем. Дайте им важность, которая связана с тем, что поставлено на карту в общей цели главного героя и теме фильма.
Например, в "Красоте по-американски" у Рики нет проблем, совершенно не связанных с темой отчуждения в современной жизни, таких как желание потерять девственность.
Он так же недоволен и потерян в том же пригородном образе жизни, что и все остальные персонажи, но справляется с этим по-другому.
Его отец, с другой стороны, хочет контролировать и подавлять, в то время как Джейн хочет уйти, а Анджела хочет вписаться и понравиться.
Применение ставок к каждой сцене
После того, как вы применили серьёзную проблему со ставками к каждому персонажу в сценарии - нужно убедиться, что каждая сцена либо приближает их к достижению цели, либо отдаляет от неё.
Лучший способ сделать это - не спрашивать: "сможет ли кто-нибудь понять историю, если я уберу эту сцену”, а задавать вопрос:
“Что поставлено на карту для этих персонажей в этой конкретной сцене, и как это связано с общими ставками, которые они имеют в течение фильма?”
В первой сцене "Одержимости" жёсткий наставник Флетчер прерывает начинающего джазового барабанщика Эндрю во время репетиции. Мы сразу понимаем, что поставлено на карту в этой сцене для обоих персонажей.
Произведёт ли Эндрю достаточно впечатления на Флетчера, чтобы попасть в его группу? Найдёт ли Флетчер другого звёздного ученика, которого он сможет запугать, чтобы сделать великим?
Эти ставки также связаны с общими ставками фильма. Станет ли Эндрю когда-нибудь легендой джаза? Сможет ли Флетчер когда-нибудь “создать” легенду джаза с помощью своих методов обучения сержанта-инструктора?
Давайте взглянем на сцены, ближе к середине ремейка фильма "Звонок", и посмотрим, как все ставки в сцене соотносятся с общими ставками. Мы задаём вопрос: "будет ли когда-нибудь остановлено зло?" в каждой отдельной сцене. Обратите также внимание, как каждая сцена отдаляет персонажей от их общих целей, а не приближает к их решению.
Ной покупает сигареты. В камере видеонаблюдения он видит, что его лицо искажено.
(Вопрос к сцене: Это ещё один признак того, что он ближе к смерти?)
Рейчел, наша главная героиня, приходит домой и будит няню, которая смотрела запись.
(Вопрос к сцене: Няня умрёт?)
Рейчел наблюдает, как её сын, персонаж Эйден, спит. Она закрывает дверь.
(Вопрос к сцене: Эйден в безопасности?)
Рейчел звонит Рут и просит её присмотреть за Эйденом. Рейчел начинает кашлять, а затем вытаскивает изо рта верёвку. Из телефонной трубки льётся вода.
(Вопрос к сцене: Что происходит с Рейчел? Она следующая?)
Рейчел идёт проверить Эйдена и видит девушку с длинными чёрными волосами, сидящую на стуле. Девушка хватает её за руку.
(Вопрос к сцене: Выживет ли Рэйчел?)
Рейчел просыпается от сна, но у неё синяк на руке, где девушка схватила её. Она встаёт и идёт в гостиную только для того, чтобы обнаружить, что Эйден только что посмотрел видео. Звонит телефон, и Рэйчел кричит, но это Ной. Наконец он говорит, что верит ей. Она говорит, что Эйден только что просмотрел запись.
(Вопрос к сцене: Будет ли Эйден, персонаж-ставка, теперь следующим?)
Как насчёт более неочевидных примеров, поскольку именно в них, как правило, оказываются начинающие сценаристы. Хорошо включать сцены разговора в сценарий, но если вы посмотрите на такие сцены в фильмах, они никогда не будут просто “случайными разговорами”.
Они всегда вовлекают персонажей, в жизни которых что-то поставлено на карту, и всегда происходит что-то, что связано с этими ставками.
Шоу Трумана
В начале второго акта Труман сидит на пляже со своим другом Марлоном. Труман говорит, что всё кажется ему ненастоящим. Марлон говорит, что он никогда не находил такого места, как это, и сцена заканчивается тем, что Труман говорит, что он уезжает на некоторое время.
Что в целом поставлено на карту в фильме, так это вопрос о том, сможет ли Труман когда-нибудь сбежать. То, что поставлено на карту в этой сцене, напрямую связано с этим, показывая растущее осознание Труманом правды и его решимость покинуть остров. Он на шаг приблизился к достижению своей цели.
В поисках утраченного ковчега
В середине первого акта Инди празднует вместе с Маркусом тот факт, что ребята из армейской разведки хотят, чтобы Инди добрался до ковчега раньше нацистов. Неопытный сценарист вполне может написать сцену — Инди празднует с Маркусом. Конец.
Однако в реальной сцене Инди говорит, что он должен найти Равенвуда, своего бывшего профессора, который может знать, где он находится. В целом в фильме на карту поставлено то, доберётся ли Инди до Ковчега раньше нацистов, и эта сцена подталкивает его ближе, раскрывая, что он должен сделать дальше, чтобы достичь этого.
Фильм "На обочине"
Ближе к концу второго акта Майлз и Джек сидят на пляже, и Майлз жалуется, какой он ничтожный. Джек, однако, настроен оптимистично.
Опять же, это не просто два парня, которые болтают. Что в целом поставлено на карту для Майлза, так это вопрос о том, сможет ли он когда-нибудь забыть свою бывшую и двигаться дальше с Майей, и эта сцена усиливает его (и наш) пессимизм в отношении того, что когда-либо произойдёт.
Поэтому мы видим, как он делает один шаг назад от достижения своей цели. Джек, с другой стороны, настроен оптимистично, и мы видим, что с его точки зрения его цель/проблема соединения Майлза с Майей всё ещё актуальна.
Вывод
Попробуйте теперь смотреть фильмы другими глазами. По мере развития каждой сцены спросите себя: "Что поставлено на карту для этих персонажей в этой конкретной сцене, и как это связано с общими ставками, которые они имеют в течение фильма?"
Затем, применив ставки ко всем персонажам в вашем сценарии, пройдите каждую сцену и задайте себе один и тот же вопрос. Если в сцене нет ничего, что связано с общими ставками фильма, то, вероятно, её нужно переработать.
Вместо того, чтобы подходить к каждой сцене с акцентом на конфликт между главным героем и антагонистом, сосредоточьтесь на том, что поставлено на карту в их жизни, каким бы тонким это ни было, и вы будете на правильном пути, чтобы запустить свой сценарий в производство.
by Alex Bloom
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Ставьте лайки и пишите комментарии
Вступайте в наше сообщество в VK и telegram
Мы теперь в instagram и на facebook
Мы разрешаем публикацию наших переводов и материалов только с указанием ссылок на нас.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.