Найти тему
Максим Бутин

3285. СЛОВО И ДЕЛО…

1. Большинство воющих из пропасти различия слова и дела понимают дело как что-то доброе, хорошее, «дельное» как они говорят, как меняющее мир к лучшему, а вот слово, напротив, совсем не ценят, полагают за звук пустой, за однообразный наполнитель болтовни, за трясение воздушных масс и напряжение ими ушей, за порчу бумаги и глаз.

2. То, что бывает пустое слово или набор бессмысленных в своём сочетании слов, сомнений нет никаких. Обыкновенная практика словесного общения каждого хоть чуть-чуть соображающего человека убеждает его в этом ежедневно.

Но ведь примерно то же можно сказать и о деле. Дело может быть начато и не завершено, и итоговый эффект будет хорошо если равен нулю, а то ведь может нанести ущерб строю жизни. Начните перекрывать реку, стоя плотину, и бросьте на половине процесса. Очевидно, что это брошенное состояние природно-социального объекта гораздо хуже нетронутого состояния реки. Или комиссия во главе с А. Б. Чубайсом сделала некое дело — приняла в эксплуатацию Саяно-Шушенскую ГЭС. Уже сама проверка готовности и подписание акта сдачи-приёмки объекта в эксплуатацию есть некое дело, а вовсе не слово, хотя документы и состоят из слов. Но нагрузка на эти документы такова, что они тяжелее тысяч и тысяч слов. Проверить и принять такой крупный промышленный объект — большое дело. А потом станция взорвалась и расследование показало, что гайки на шпильках, на которые были посажены генераторы не только не были крепко закручены и подстрахованы контргайками, а попросту отсутствовали. То есть генераторы сидели на выпирающих шпильках и не срывались с них лишь до поры до времени, ибо имели солидную массу. Вот вам ещё пример недоделанного дела, которое лучше бы вовсе не делать, чем делать так, не доделывая.

3. Из того, что нам, несомненно, знакомы пустые слова и дрянные дела, и мы, не сомневаясь, так их и оцениваем, следует, что возможны слова непустые и дела добрые. То есть стоит говорить о норме как для слова, так и для дела.

В чистом виде дело есть изменение в мире, совершённое человеком. От произвольного процесса дело отлично только тем, что у дела есть субъект, который делом занят. Зачем-то сие ему нужно, он ставит перед собой какую-то цель, поэтому он и занят этими изменениями своего объекта.

В чистом виде слово есть последняя реальность смысла. Не просто сущность, а сущность в выражении. Не просто сущность в выражении, а сущность в предельном выражении. Не просто сущность в предельном выражении, каковое никто не воспринимает, а сущность в предельном выражении, активно врывающемся в воспринимающее сознание. Не просто сущность в предельном выражении, активно врывающемся в воспринимающее сознание, но и сущность в предельном выражении, активно врывающемся в воспринимающее сознание и доносящем целиком всю сущность в воспринимающее сознание.

Из такого определения дела и слова ясно, что человек дела и человек слова заняты активными процессами, некими видами деятельности, в каковых деятельностях они играют ведущие роли. Всё различие слова и дела заключается в том, что в случае слова смысл донесён до воспринимающего сознания в неизменном виде, а в случае дела по образу неизменного смысла (цели) преобразовано вещество природы так, что создан промышленный объект, отношения людей изменены так, что они поставлены в иные условия общения, создана социальная институция (например, футбольный клуб или клуб собаководов) так, что люди могут ею теперь пользоваться и достигать своих целей, согласных с этой желаемой ими институцией.

4. В случае слова совершенно необходима деятельность, но своя, особая, деятельность вербализации, ословесивания смысла и донесения его до воспринимающего сознания.

В случае дела совершенно необходима идея, смысл и, в конце концов, слово, ибо уставные документы, проектно-сметная документация или приказ о расстреле никак не обходятся без слова. Но слово это предельно технично, указывает что делать, каких ошибок избегать и т. п., чтобы смысл был достойно воплощён в материи. Некоторые инструкции писаны кровью погибших людей. И память о погибших свято и молча сохраняется неукоснительным следованием инструкциям.

Кивать на то, что мол «Дело нужно делать, господа!», а не слова расточать, есть не более как еврейское маятниковое моление, застрявшее в шестидесятых годах позапрошлого века, годах пореформенной России с её нигилистами, народовольцами, но и дворянами, осознавшими, что следует заниматься преобразованиями на оставшейся в их распоряжении земле, осознавшими, что промышленное развитие несёт не только абстрактное благо абстрактной Российской Империи, но и им, конкретным людям, становящимся фабрикантами.

5. Диалектика слова и дела назло буржуа и пролетариям додумается до полного тождества слова и дела, уравняет слово и дело в правах и запретит вкусовщину предпочтений одного другому.

Но реалии исторически складывающегося общества могут быть далеки от чистой диалектики. Скажем, в современном российском обществе при довольно значительном бездействии или пускании паров на холостом ходу машины (например, Федеральная служба войск национальной гвардии в 340.000 личного состава, Федеральная служба безопасности — 350.000 человек, колоссально по численности личного состава и министерство внутренних дел — 894.871, а вооружённые силы России вообще близки к паре миллионов — 1.902.758 человек; все эти люди только потребляют ресурсы, ничего не создают) имеется явное пренебрежение словом.

Чистые смыслы большинству людей простых и людей высокопоставленных, даже на самой вершине государственной власти, попросту недоступны. А без чистых смыслов люди общаются только тёмными неясными словами. Этими словами (1) пишут диктанты в школе, (2) формулируют диагнозы и выписывают рецепты в больнице, (3) люто спорят об искусстве, стенка на стенку, Бриммерберг на Бриммерберга, (4) составляют указы и законы, (5) осмысляют свою страну в целом и её отношения с другими странами во всём мире.

6. Некий текст написан на бумаге чернилами, а лучше — кровью. И пока чернила или кровь не высохли, текст грубо смазан ладонью, а бумага скомкана. Страна, не написавшая новый текст, не восстановившая текст старый, смазанный, не расправившая скомканную бумагу, пытается жить по доступным ещё ей обрывкам слов, которые не спрятаны в комке, а видны снаружи. И вы такой стране пытаетесь говорить, что ей нужно большое общее дело, которое всколыхнёт её и её объединит? И. И. Сечина объединит с работягами Ижорских заводов? А. Б. Миллера объединит с умирающими пенсионерами умирающей так и не газифицированной деревни? И вы такой стране пытаетесь говорить, что ей нужны реформы? Что ей нужна революция? Что ей нужно дело?

Господь с вами! Сначала (1) смысл, потом (2) текст и только потом возможно (3) дело, согласное с текстом и смыслом. Не иначе!

2019.06.16.