Коллеги и друзья! На мою сексистскую провокацию в Фейсбуке "Дамиано в шотландской юбке" наши девушки ответили по-разному: некоторые улыбнулись, многие многозначительно промолчали, а некоторые меня усовестили: "Лучшая реклама Вашего курса, Александр Георгиевич, - это все-таки ИСТОРИЯ. Лучше расскажите какую-нибудь историю. Неужели за 40 лет преподавания у Вас не было интересных историй. А Вы такую чушь тут публикуете..." (этот совет мне в личку написали).
Мда... я усовестился, дорогие мои. И решил рассказать Вам сегодня историю. Она случилась очень давно - в самом начале 80-х годов. Я был даже младше того возрастного студента c бородой, который пришел ко мне в третий раз на пересдачу и категорически заявил (ему было явно за 30, а мне до 30 тогда еще было далеко):
- Теперь я разобрался! Теперь я понял, что Вы неправильно сделали на лекциях!
- И что же такое неправильное я сделал?
- Так нельзя обозначать клеточки четырехклеточной таблицы сопряженности (ЧТС), как Вы обозначили - А-B-C-D.
- Почему это нельзя? Это же просто первые буквы алфавита.
- Вот именно, что у Вас какой-то букварь получился! А в букваре первые буквы идут в одну строчку, а тут ведь важно, что в таблице имеются ДВЕ строчки, а не одна (!).
- Ну допустим, Вам это показалось неудобной системой обозначений, хотя это условность. А как же правильно? - спрашиваю я студента, который просто сиял в этот момент просветленным лицом человека, постигшего истину.
- А надо так, как показано вот в этом учебнике:
А11 А12
А21 А22
Вот видите, в каждой клеточке буква А. И тогда человек не путается, что в каждой клеточке одна величина указана - число испытуемых, как Вы и говорили! А на строки и на столбцы указывают цифровые индексы. Понятно теперь? (Это он меня пафосно так спрашивает, понятно ли мне, наконец, стало на третьей пересдаче, а то до этого я, по его мнению, находился в явном заблуждении).
- Ну я рад, что Вы нашли удобный для Вас вариант обозначения и разобрались! Но, скажите, - спрашиваю. я, - разве обозначения так важны? Их ведь в математике принято в разных задачах вводить РАЗНЫЕ - как захочется, так и вводят математики.
- Вот именно эти математики и вредят НОРМАЛЬНЫМ людям! Им, видишь ли, все равно. А нормальным - не все равно!
- Приведите пример нормальных людей, пожалуйста.
- А вот физикам, например, не все равно! У них во всех задачках путь - это S, а время - это t...
... Ну вот такая история у меня случилась. А вы, друзья, на чьей стороне в этом споре про обозначения?
Вот примерно такие разговоры мы и будем вести с участниками "Дистанционной ПсихоМетрической Школы", которая открывается этим летом немного раньше - 21 июня.