Найти тему
АЗБУКА СТРАНСТВИЙ

За точность купеческих весов отвечает церковь

Исключительно удобное положение Смоленска, развитые ремесла и посредническая торговля не только с другими княжествами, но и с заморскими землями сделали город одним из самых богатых и влиятельных в Древней Руси, наряду с Киевом, Великим Новгородом и Владимиром. Просветительская деятельность смоленских князей, поощрявших образование как светских, так и духовных лиц превратили смолян в одних из самых образованных людей древнерусского времени. Это был золотой век Смоленска, который продолжался вплоть до монгольского вторжения в земли Руси в конце 30-х годов XIII века.

Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях

В 1127 году киевский князь Мстислав Великий дает Смоленск в удел своему 17-летнему сыну Ростиславу, ставшему родоначальником династии смоленских князей. В его правление - в 40-х годах XII века - в городе началось бурное каменное строительство. Ввиду отсутствия в Смоленске кадров собственных каменных дел мастеров пригласил в свой стольный город черниговскую строительную артель во главе с зодчим-мастером. Вместе с черниговскими мастерами-строителями были приглашены для работы и постоянного проживания в Смоленске и полоцкие плинфотворители (ремесленники делавшие кирпичи-плинфу). Культурные связи Смоленска и Чернигова в 1148 году были закреплены и династическим браком старшего сына князя Ростислава Смоленского - князя Романа на дочери Святослава Черниговского.

Из Смоленских торговых грамот, написанных в XIII – XIV вв., известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици». То есть за точность одного эталона веса отвечал смоленский епископ, а за точность другого смоленский князь, покровительствовавший иноземным купцам.

Из тех же грамот также известно, что в древности в городе где-то находилась действующая католическая (латинская) церковь. В разных вариантах договоров упоминается или «латинская церковь», или «немецкая божница», или «немецкая богородица».

Раскопки Смоленской ротонды
Раскопки Смоленской ротонды

В 1958 году на княжьем дворе было раскопано странное сооружение круглой формы - ротонда. Советскими учеными было высказано предположение, что это остатки какой-то оборонительной башни. Однако церкви-ротонды круглой формы хорошо известны на северо-западе Европы. Вероятно, основным препятствием для понимания советскими историками причин побудивших смоленского князя Романа построить католическую церковь практически вплотную к своему дворцовому храму являлось категорическое отрицание ими возможности существования на дворе князя Романа «академической школы», о которой писали многие смоленские историки, и которые ссылались при этом на сообщения Татищева.

Внутреннее пространство ротонды
Внутреннее пространство ротонды

Новые археологические открытия Николая Сапожникова позволяют считать, что строительство католической церкви возле его княжеского комплекса было связано не только с покровительством смоленским князем иноземным североевропейским купцам. Но, не в последнюю очередь и с тем,  что такая планировка Романом своего княжеского комплекса, возможно, действительно отражала его стремление устроить на своем дворе училище и  «учителей греков и латинистов своею казною» содержать.

По В.Маркову

Предыдущие статьи по теме: "Союзный договор как предлог к войне", "Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие", "Жалостнейшая повесть о разорении Углича", "Государственные интересы в угоду навязчивой идее", "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва", "Место гибели первого русского святого"