Исключительно удобное положение Смоленска, развитые ремесла и посредническая торговля не только с другими княжествами, но и с заморскими землями сделали город одним из самых богатых и влиятельных в Древней Руси, наряду с Киевом, Великим Новгородом и Владимиром. Просветительская деятельность смоленских князей, поощрявших образование как светских, так и духовных лиц превратили смолян в одних из самых образованных людей древнерусского времени. Это был золотой век Смоленска, который продолжался вплоть до монгольского вторжения в земли Руси в конце 30-х годов XIII века.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
В 1127 году киевский князь Мстислав Великий дает Смоленск в удел своему 17-летнему сыну Ростиславу, ставшему родоначальником династии смоленских князей. В его правление - в 40-х годах XII века - в городе началось бурное каменное строительство. Ввиду отсутствия в Смоленске кадров собственных каменных дел мастеров пригласил в свой стольный город черниговскую строительную артель во главе с зодчим-мастером. Вместе с черниговскими мастерами-строителями были приглашены для работы и постоянного проживания в Смоленске и полоцкие плинфотворители (ремесленники делавшие кирпичи-плинфу). Культурные связи Смоленска и Чернигова в 1148 году были закреплены и династическим браком старшего сына князя Ростислава Смоленского - князя Романа на дочери Святослава Черниговского.
Из Смоленских торговых грамот, написанных в XIII – XIV вв., известно, что в Смоленске в древности хранилось два эталона веса «вощных пуда». «Лежить капь в святое богородице на горе, а другая в немецьскои богородици». То есть за точность одного эталона веса отвечал смоленский епископ, а за точность другого смоленский князь, покровительствовавший иноземным купцам.
Из тех же грамот также известно, что в древности в городе где-то находилась действующая католическая (латинская) церковь. В разных вариантах договоров упоминается или «латинская церковь», или «немецкая божница», или «немецкая богородица».
В 1958 году на княжьем дворе было раскопано странное сооружение круглой формы - ротонда. Советскими учеными было высказано предположение, что это остатки какой-то оборонительной башни. Однако церкви-ротонды круглой формы хорошо известны на северо-западе Европы. Вероятно, основным препятствием для понимания советскими историками причин побудивших смоленского князя Романа построить католическую церковь практически вплотную к своему дворцовому храму являлось категорическое отрицание ими возможности существования на дворе князя Романа «академической школы», о которой писали многие смоленские историки, и которые ссылались при этом на сообщения Татищева.
Новые археологические открытия Николая Сапожникова позволяют считать, что строительство католической церкви возле его княжеского комплекса было связано не только с покровительством смоленским князем иноземным североевропейским купцам. Но, не в последнюю очередь и с тем, что такая планировка Романом своего княжеского комплекса, возможно, действительно отражала его стремление устроить на своем дворе училище и «учителей греков и латинистов своею казною» содержать.
По В.Маркову
Предыдущие статьи по теме: "Союзный договор как предлог к войне", "Победа в дождь, который мешал использовать огнестрельное оружие", "Жалостнейшая повесть о разорении Углича", "Государственные интересы в угоду навязчивой идее", "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва", "Место гибели первого русского святого"