Самые удобные, "полезные" произведения пишут те композиторы, которые сами в совершенстве владеют своим музыкальным инструментом.
Исполнителям же, в таком случае, легче понять идеи автора, справиться с техническими трудностями, показать свою интерпретацию, ибо композитор - исполнитель всегда ориентируется на возможности инструмента.
Такие композиторы - исполнители есть во всех специальностях. Например, у трубачей - это Брандт и Щёлоков; у кларнетистов - Круселль и Вильдганс. Пианисты Лист, Рахманинов, Шопен, Скарлатти, Черни и многие-многие другие обогатили фортепианный репертуар произведениями - шедеврами. Все скрипачи мира играют концерты, пьесы, каприсы Паганини, Сарасате, Венявского, Данкля, Вивальди, Изаи и т.д. Список композиторов - скрипачей очень длинный. Альтисты исполняют сонаты, этюды Борисовского, Дружинина, Бруни. Среди альтистов эти имена известны и значимы.
Композиторы - виолончелисты не остались в стороне! Чаще всего это были блестящие виртуозы своего времени, талантливые исполнители. В силу специфичности инструмента и его бедного (по сравнению со скрипичным, например) репертуара, они расширяли технические возможности виолончели, расчищали ей "место под солнцем".
Давыдов, Боккерини, Пиатти, Франком, Гольтерман...Все виолончелисты мира почитают эти имена.
Но сегодня я хочу вспомнить имя Давида Поппера - крупнейшего виолончелиста своего времени.
16 июня исполняется 178 лет со дня его рождения!
- Годы жизни: 16.06.1843-7.08.1913;
- Родился в Праге;
- Учился у Гольтермана в Пражской консерватории;
- Профессиональная деятельность: сольный исполнитель, ансамблист, оркестрант, композитор, педагог;
- 27 лет вёл классы виолончели и квартета в Академии музыки Будапешта;
- Исполнитель - романтик: взволнованная, приподнятая манера игры; красивый, сочный тон; виртуозность - отличительные черты Поппера-виолончелиста по словам современников;
- Автор каденций к классическим виолончельным концертам;
- По эскизам Й.Гайдна написал концерт для виолончели До мажор (входит в педагогический репертуар ДМШ);
- Автор множества произведений не только для виолончели;
- Автор аранжировок и транскрипций для виолончели известных произведений Баха, Шопена, Шуберта, Шумана, Чайковского и др;
- Успешно гастролировал в дуэте с первой женой Софьей Ментер - любимой ученицей Листа;
- Играл в ансамблях с Листом, Брамсом, Есиповой, Ауэром - известными музыкантами экстра-класса того времени;
- Один из последних знаменитых виолончелистов, которые не использовали шпиль. Но "до поры, до времени". Во второй половине XIX века Лиза Кристиани (первая профессиональная виолончелистка) и Франсуа Серве показали преимущества игры со шпилем. Это позволило виолончелистам "освободить ноги", ощутить больше свободы и уверенности
устойчивостив игре. Такой исполнитель-виртуоз, как Поппер, не мог не среагировать на все преимущества новой детали у виолончелистов; - Автор "Школы игры на виолончели".
Каждый уважающий себя виолончелист играет этюды Поппера из сборника "Наивысшей трудности". Об эти этюды уже поколения музыкантов "ломают руки", но не зря, ибо в последствии они становятся приличными, продвинутыми челлистами.
Вспоминаю, как мой профессор в консерватории велел к техническому зачёту выучить весь сборник этюдов Поппера (советское издание - 25 этюдов. На самом деле - "40 этюдов высшего мастерства"). Надо сказать, что для зачёта задание было необычным, т.к. всегда хватало 2 этюда на разные виды техники. Но вызов был принят! Я выучила 24 этюда, последний, 25-й, учить не стала: флажолеты не люблю)) Остальные 24 играла наизусть достаточно уверенно и ловко. Только накануне зачёта профессор снял интригу и назвал 2 номера, которые я должна была сыграть перед комиссией. "Спасибо" я не забыла сказать!))
Глядя на нынешние времена, сложно предсказать рост общественного интереса к музыкальному искусству. Скорее заметна обратная тенденция: большинство людей не интересуется классической музыкой, домашнее музицирование исчезло, как вид досуга, покупка любого музыкального инструмента рушит семейный бюджет... Проблем много.
Но - парадокс - в мире музыкантов меньше не становится, по-прежнему много хороших и очень хороших скрипачей, пианистов, виолончелистов. Все они когда-то начинали с ежедневного тренинга, прошли 17-летний путь нелёгкого обучения, проявили терпение и настойчивость в выбранной профессии.
Главный этап в обучении музыканта - с 7 до 14 лет. За это время приобретаются все технические навыки, решаются проблемы постановки, растёт профессиональный уровень. С 7 до 14 лет нужно обязательно познакомиться с произведениями Д. Поппера: "Тарантеллой", "Прялкой", "Концертным полонезом", другими пьесами и этюдами. А "Танец эльфов" будет отличным показателем качества штриха сотийе и беглости-координации пальцев.
Все произведения Давида Поппера несут большую пользу виолончелисту, дают хороший импульс для технического развития, профессионального мастерства. И всё благодаря композитору, потому что его сочинения написаны грамотно, талантливо, с пониманием. Композитор, зная все тонкости и сложности игры на виолончели, пишет удобно, "под пальцы". Даже длинный пассаж не будет напрягать исполнителя, потому что он будет "виолончельный". Виртуозный блеск сочинений не померкнет от обилия технических трудностей.
А "40 этюдов наивысшей сложности" Поппер написал не для того, чтобы перед виолончелистами поставить 40 преград. А чтобы, изучая эти этюды, музыканты совершенствовались в игре на инструменте, оттачивали технику и мастерство, развивались.
В мире не существует ни одного виолончелиста, который бы не знал, не играл произведения Д.Поппера. И в Китае, и в Европе, и в Америке, да во всех странах, имя Давида Поппера известно, его произведения звучат и будут ещё долго звучать в музыкальных классах, на концертных площадках.
В жизни всё может быть. Но чем больше музыки в жизни человека, тем он счастливее...