Сегодня я собираюсь разобрать книгу Антье Шрупп и Пату «Краткая история феминизма в евро-американском контексте». Это комикс! Причём очень красивый и интересный. Читать его было одно удовольствие.
В самом начале нас ждёт предисловие от переводчицы, известной российской феминистки и моей соотечественницы Ольгерты Харитоновой, и мне очень понравились некоторые её мысли. Во-первых, в России феминизм на пути своего зарождения. Слишком велико противостояние фем-среде среди женщин и правительства РФ. Многие организации закрывают насильственно, к сожалению.
Во-вторых, феминизма в СССР не было, это миф. Послевоенные годы волну феминизма подавили, а создательниц независимого фем-журнала выслали из СССР. Интересно, а после подобного многие будут орать, что феминизм в СССР цвёл и пах? Поэтому постепенно у женщин забирают права: право участвовать в политике (женщин толком не допускали до управления страной) и право на аборт.
В-третьих, феминистками женщины становились и до самого феминизма. Да, феминизм — политическое движение, но это ещё и образ жизни (что активно продвигается радикальным феминизмом, на минуточку). Быть феминисткой — это установка, которая меняет твой взгляд на мир (фем-оптика): именно феминистка заметит признаки и продукты патриархата по сравнению с патриархальной женщиной. И это не клеймо «патриархальная женщина». Это обозначение не-феминисток, которые защищают нынешний уклад нашего общества.
В-четвёртых, русскоязычная фем-литература если и есть, то она не фундаментальна сама по себе, а вот на Западе ситуация другая: у них есть «Второй пол», к примеру, и множество другой литературы. Я считаю это грустным упущением. Но это не значит что в России и в СНГ в целом нет фем-литературы. Я бы посоветовала несколько книг, про которые знаю на данный момент: Ирина Юкина «Русский феминизм как вызов современности»; Лена Климова «Настоящая девчонка» — не фем-литература, а энциклопедия для девочек через фем-оптику, советую дать почитать младшей сестре или дочери; беларусскую писательницу Светлану Алексиевич и её книгу «У войны не женское лицо».
«Сегодня часто понимается, что сначала был сотворён мужчина, а женщина стала дополнением из его ребра. Однако еврейское слово «Адам» не делается мужским именем, а просто обозначает человеческое существо. У Адама еще не было пола. Сотворением Евы в мир явилась не женщина, но, скорее, половая дифференциация: нейтральное в половом смысле человеческое существо «Адам» стало женщиной и мужчиной. Также приравнивание Адама к мужчине указывает на распространенную проблему; в очень многих культурах мужчин путают с людьми как таковыми. В некоторых языках для обозначения того и другого используют одно слово(например, homme французском). Мужчины, таким образом, воплощают суть человеческого, в то время как женщины считаются производными, дефицитарными подчиненными существами...» (цитата из комикса)
Давайте посмотрим на английский язык и вспомним, как там образуется слово «женщина». «Woman» от слова «man», что означает и мужчину, и человека. И только благодаря феминисткам Западной Европы «man» некультурно использовать в значении «человек». Вы думаете в русском языке нет такого? А как же обращение «молодой человек»? Не молодой мужчина или юноша, а молодой человек, чувствуете разницу?
Это называется андроцентричность языка. В радикальном феминизме мы стараемся избавлять от этого, вводя слова «женского типа» в обиход: феминитивы, которые характерны для всех течений феминизма, подружба, т.е. женская дружба, [ругаться]подруга с подругой вместо друг с другом и т.п. Использование фемоцентричного языка несомненно укрепляет сестринство не только как политическое явление, но и как мировоззренческое, как жизненный устой.
Сама книга посвящена женщинам разных эпох, которые продвигали феминистические идеи, лесбийство, идеи сепарации. Женщины, которые боролись за права других женщин. Конечно, рассказать о всём содержании комикса я не могу из-за авторского права. Расскажу обобщённо, чтобы вы могли найти информацию в интернете и изучить её, если не собираетесь читать сам комикс. Хочу отметить, что я беру все феминитивы из самого комикса, но это явно труды переводчицы. Казалось, мелочь, но очень важно и приятно.
Эпоха Античности. Мужская литература, труды о политике и первые женоненавистнические мысли. Среди них и первые писательницы: поэтессы и философессы. Еврейская библия, пророчицы и апостолицы. Первые учёные девушки. Культ андроцентичности в духовной жизни античного общества. Патриархальные мысли от самых известных философов того времени.
Средневековье. Андроцентричность церкви и первые женщины внутри неё, которые пошли против церкви, как института, и, следовательно, общества в целом. Цитата из книги: «Многие мистицистки полагали, что женщинам, поскольку они не вовлечены в мирские властные структуры, легче приблизиться к Богу без посредников (сегодня бы сказали - легче знать, как правильно поступить)». Обвинение женщин в ереси. Первые инквизици против женщин и первые бостонские браки и "бегинки" — среди них и первые анархистки. А вообще, это время первых великих женщин для женской истории и истории мира в целом. А бегинки в итоге были первыми церковными просветительницами.
Новое время. Подъём феминистичного сознания против культуры второсортности женщин, созданной мужчинами. Еврейские дебаты 14-18 веков — Спор о женщинах. Радикализация вопроса о женщинах: от охоты на женщин до появления "жеманниц" в аристократической среде.
Эпоха Просвещения. Марш женщин на Версаль. Эксплуатация женщин в революции и отсутствие их в постреволюционном обществе. Идея о неравенстве полов модернизировалась в идею «А кто же будет заботиться о детях?!». Первые теории о женской гендерной социализации и «Франкенштейн». Декларация прав женщин и гражданки.
Ранний социализм. Идеи освобождения женщин среди мужчин. Женщины надевают брюки и борются за право голоса. Женщины в вопросах о рабстве и рабочем классе.
Начало организованного женского движения. Первая конференция феминисток. Декларация прав и чувств. Противостояние мизогинных антифеминистких мыслей и раннего феминизма. Новые подъём феминистических мыслей. Подъём борьбы чёрных женщин, их приобщение к феминизму. Критика традиционных институтов.
Право женщин на труд. Мужские профсоюзы выступают против женского труда. Объединение феминисток для борьбы за право на труд. Создание первых женских предприятий. Первые про-феминисты и их содействие известным феминисткам.
Критика бесправного для женщины брака. Первые факты сожительствования без брачных уз среди пролетариев. Борьба за право на свободную любовь.
Право женщин на участие в выборах и в партиях. Первая волна феминизма. Преодоление расизма в феминизме и ещё большое объединение белых и черных женщин. Появление суфражизма. Межпартийные женские союзы.
«Второй пол» де Бовуар и дискуссии вокруг книги. Противостояние мнений о женственности, материнстве, сепарации.
Автономное женское движение. Вторая волна феминизма. «Закидывание помидоров» и мизогиния среди социалистов. Разговоры о женском общем опыте. Рост сепаратизма и лесбийского феминизма. Политизация лесбийства. Разговоры о принудительной гетеронормативности. Лесбийский континуум как начало политического лесбийства. Разговоры о сексуальном насилии, изменениях в воспитании детей, праве женщин самостоятельно распоряжаться своим телом.
Борьба за репродуктивную свободу и безопасные аборты. Вторая волна феминизма. «Моё тело — моё дело». Дело Роу против Уэйда в США. Легализация абортов в ГДР. Первые мысли о вреде материнства для женского освобождения.
Домашнее насилие. Вторая волна феминизма. Осознание того, что домашнее насилие не частный случай, а огромная насущная проблема. Появление шелтеров и их огосударствление.
Домашнее хозяйство и материнство. Вторая волна феминизма. Борьба за оплачиваемый домашний труд и освобождение от кухонного рабства.
Воманизм и интерсекциональность. Отделение чёрных женщин и критика «белых женщин буржуазного происхождения». Теория пересечения. Дело де Граффенрид против «Дженерал Моторс».
Продвижение женщин и гендерный мейнстрим. Четвёртая Всемирная конференция под эгидой ООН в 1995 году и разделение понятий «пол» и «гендер». Первые должности по борьбе за равноправие и их проблематичность. Институтуционализация феминизма.
Свобода вместо равенства. Критика институтуционализации феминизма. Насаждение феминизму идей равенства. Новая волна сепаратизма.
Квирфеминизм. Критика биологического пола.
Третья волна феминизма. Окончательный распад феминизма на течения. Постфеминизм и ответный удар. Отвержение идеи вражды мужчин и женщин. Интернет-активизм. Попфем и культфем.
2300 лет истории феминизма были охвачены в комиксе! На самом деле прочитать его стоит неофиткам или тем, кто хочет сложить в своей голове целостную картину феминизма, его истории и развития. Не подходит для тех, кто бы хотел погрузиться в феминизм и его теоретическую сторону.
Прочитала примерно за 4 часа, но я отвлекалась на написание этой статьи, так что много времени у вас это не займёт.
Благодаря книге можно понять, что стало предпосылкой той или иной идеи феминизма, как шла борьба за самые базовые права женщин. Необыкновенно воодушевляет и вызывает восхищение. Я ставлю этой книге 10/10 и советую её каждой феминистке.