Найти тему
Детка-малышка

«Индивидуального подхода в школах нет и не будет!». 5 причин, почему сегодня такая система в образовании обречена на провал

Оглавление

Одна из самых часто озвучиваемых претензий к учителю: «Вы, плохой педагог, потому что не нашли к моему ребенку индивидуального подхода!». Не хочет детка домашку выполнять? Виновата училка! А чего она «ключики» к его разуму не подобрала, почему не придумала, как мотивировать лентяя вместо того, чтобы в «Ворд Кафт» с друзьями резаться, читать энциклопедии и учить окончания глаголов. Претензия «не нашла индивидуального подхода» - отличный аргумент со стороны родителей, который в состоянии «утопить» даже самого опытного и квалифицированного педагога. Вопрос, а возможен ли он, этот самый подход в образовании сегодня? Я считаю его несбыточной мечтой, которую вряд ли без серьезных реформ возможно «протащить» в школы. И вот почему.

1. Система, она и в Африке система

Как известно, любая система формирует определенные стандарты. Какая уж тут индивидуализация в рамках школы, если Марь Ивановне государством приказано сформировать ученика, который будет соответствовать придуманным учеными мужами стандартам. Как по мне, это просто смешно. Система не в состоянии формировать личность, ибо постоянно подгоняет «выскакивающих» под определенные рамки, «ровняет» по стандарту, как говорится.

2. Классно-урочная система мешает

Тут уже многие года ничего не меняется, согласитесь. Как длился урок 45 минут, так происходит и по сей день. К каждому типу урока существует строго прописанная структура, за рамки которой ни-ни. Да и детишек в классах, как ни крути, не менее 20. Пока организуешь объяснение нового материала с индивидуальным подходом к каждому из 20 ковыряющих в носу школяров, уже и звонок с урока. А как же закрепление? Как быть с жизненно-необходимой рефлексией? Кстати, бестолковую общественную нагрузку на педагогов и бумажную рутину тоже никто не отменял. Так что при таком сумасшедшем темпе работы вряд ли даже самый «горящий» учитель станет менять привычные формы. Зачем, ведь результат и так есть, качество знаний выше 60 процентов - вполне достаточный уровень для класса. Так зачем тратить дополнительные силы и время на новые технологии?

3. Не осилить одними руками

Понятное дело, что один только учитель не в состоянии внедрить в учебный процесс индивидуализацию в идеальном ее виде. Для этого необходим тьютор. Угадайте, что нужно, чтобы ввести в систему образования тьюторское сопровождение? Правильно, средства. Так, «где деньги, Зин»? Поэтому пока что в обычных школах доступны только «элементы индивидуализации» на уроках.

4. Каждому не угодишь

С чего стоит начать построение системы индивидуального подхода к каждому школяру в обычном классе? Правильно, с исследования его психических процессов, темперамента. Ну что, выяснили, что Петя и Вася аудиалы? Начинайте им рассказывать, как «космические корабли бороздят просторы Вселенной». А кинестетик Миша пусть поплачет в углу классной комнаты из-за того, что не смог пощупать и понюхать этот самый пресловутый космический корабль. А так хотелось! Иванов в силу быстроты мышления решил задачку и толкает в бок более медлительного Петрова. Жутко стеснительная Марина прячется под партой, чтобы ее, не дай Бог, не вызвали к доске, а Леше невозможно закрыть рот, ибо он еще не закончил свою получасовую лекцию о способах размножения джунгарских хомячков. Учесть все особенности такой массы детишек в классе не под силу даже учителю-мастеру. Так что чаще всего, идея внедрения индивидуального подхода на обычном рабочем уроке обречена на провал.

5. И проекты не панацея

Они вроде бы должны были показать каждого ученика с лучше стороны и помочь индивидуализации. Но у нас все как обычно, «не так сталося, як бажалося». Дабы помочь своему чаду, в работу активно включились родители: разрабатывают прогрессивные системы отопления, шпионя за другими, более продвинутыми мамами и папами, клеят, создают презентации, записывают видео. При этом ребенка отодвигают подальше, чтобы не мешал творческому процессу заигравшихся взрослых. И где в хваленом методе проектов теперь личность ребенка?

Что же получается? Ни о каком индивидуальном подходе в сегодняшней системе образования и речи быть не может? По моему мнению, да. А если хочется вам, чтобы развилась каждая грань вашего ребенка, тогда без репетиторов и личных тьюторов не обойтись. Печально, но факт.

-2
Надеемся на Вашу помощь в развитии канала. Если Вы считаете статью интересной и полезной, поставьте «Лайк» и поделитесь ею с друзьями в соцсетях.
Ваше мнение очень ценно для нас, выразите его в комментариях под статьей.