Бывает, живёт человек с мечтой, говорит о ней с придыханием, слова подбирает самые красивые и верит, что когда-нибудь чудо случится.
У моей подруги такой мечтой была обычная работа. Кассиром в питерском метро. Сидеть, продавать жетоны, улыбаться людям, не бояться, что выгонят на улицу с волчьим билетом. Стабильность, надёжность и престиж в одном флаконе.
Более 13 лет она проработала кассиром в общепите, прекрасно знала кассовую дисциплину, контрольно-кассовое оборудование, аккуратно работала с наличными деньгами, играючи разбиралась с банковскими терминалами. Профессионал из профессионалов с лёгким общительным характером. Но пока работа была, о метрополитене сладко мечталось и только.
Дела в ресторанах шли к закрытию, паспорт нагло напоминал про возраст: 50 - это вам не 25. После долгих мучений на свет появилось: «Прошу уволить по собственному желанию…». Во время тягостных раздумий подруга начала звонить в отдел кадров Петербургского метрополитена и узнавать о вакансии кассира. Открывались новые станции, появлялась надежда. «Звоните», - требовали суровые кадровики.
На всё нужно время. Мечта мечтой, а кушать хочется. Поиск работы привёл на биржу труда, специалисты которой направление в метрополитен не давали, но помогли составить грамотное резюме. Его подруга отправила в отдел кадров могучей организации. Параллельно она в свои прекрасные 50 лет бегала на собеседование по всем предлагаемым вакансиям, но везде находили причину не брать её на работу.
- Она же не теряла надежду. Через знакомых нашла ещё один телефон отдела кадров заветной организации и добилась приглашения на собеседование.
От звонка до встречи с кадровиками метрополитена пролетело недели три (они вообще не торопятся). Было велено прихватить на встречу все документы об образовании, трудовую и т.п. Дали направление на собеседование, ждать его пришлось всего месяц.
Одолела и эту горку. Буквально ещё через месяц прошла первое тестирование. Потом в медленном томлении дождалась второго тестирования с немыслимым количеством вопросов о мироздании и со стремлением заставить соискателя креативно мыслить. Велели ждать звонка.
Если бы не биржа с её небольшим пособием, кушать бы было нечего совсем. Но что не сделаешь ради мечты. Хотя эпитеты из рассказа об этом хождении по мукам стали исчезать очень быстро, уступая место задумчивому молчанию.
После второго тестирования необходимо было пройти медкомиссию. За свой счет (4000-4500 рублей), если принимают на работу, то деньги возвращают. Потом три месяца обучения. Потом шесть месяцев работы стажером за 50% от оклада в те часы, когда мало пассажиров (два года назад это было 18000 рублей, со слов участников различных форумов, подруга уже не помнит сумму).
Звонка с результатами второго тестирования моя милая подруга не дождалась. Когда дозвонилась сама, коротко буркнули: «Вы не подошли». К тому времени от мечты остались одни лохмотья.
Она уже начала стажироваться по направлению биржи труда кассиром, но продающим билеты на пригородные электрички. Вместо 16 человек в смене трудились только 8. Люди работали практически без выходных по 12 часов в смену. Не смогла работать с таким графиком по состоянию здоровья.
Я нашла для подруги в интернете расписание работы кассиров метро: «… четыре бригады, то есть четыре старших кассира и восемь кассиров. Они работают с 08:00 до 20:00 и с 20:00 до 08:00, потом – выходной. Остальные кассиры работают по именным графикам, либо по восемь часов, либо по двенадцать. Как правило – это с 07:00 до 19:00, два через два. За смену положено пять перерывов: три по 20 минут и два по 10 минут. Для кассира суммарно выходит один час двадцать минут на отдых за 12 часов работы. Но со станции во время смены выходить запрещено, поэтому есть помещение, где можно отдохнуть и пообедать» (vk.com/metrospbofficial).
Нагрузка у кассиров колоссальная. Несмотря на то, что в вестибюлях метро стоят автоматы для продажи жетонов, пополнения карт и т.п.
Подруга - очень добрый и отзывчивый человек, друзья стали советовать пойти в социальную службу, чтобы помогать больным и немощным. Узнала адрес, бегом побежала.
Встретили равнодушно, дали возможность в амбарной книге написать свой номер телефона. При наличии мест грозились позвонить. В книге до номера телефона подруги были мелко исписаны страницы три. Столько желающих работать. Моей – не позвонили. Наверное, еще очередь не подошла.
Подруга давно работает помощником воспитателя в детском саду, место нашла сама, «износив не одну пару обуви». Работа трудная, её много, с небольшой оплатой – минималка.
И, по-моему, у неё больше нет мечты.