Гай Юлий Цезарь, воспользовавшись мнимым предлогом развязал гражданскую войну. Одним из приближенных в этой авантюре стал Марк Антоний. Римская республика вошла в свою последнюю историческую веху, с окончанием 2-х гражданских войн, она перестанет существовать, уступив свое место Римской империи.
Ну, а пока, Марк Антоний был назначен Цезарем командиром пяти когорт, с приказом захватить Арреций. Хоть и должность трибуна запрещала командовать солдатами, но кому уже было дело да этого. Антоний хорошо выполнял поручения Цезаря. А после бегства Помпея из Италии, Марк вновь стал голосом Цезаря, созвав народное собрание.
Пока Гай Юлий громил помпеянцев по всей Римской республике (пока еще), Антоний управлял Италией. Стабилизация обстановки на Аппенинском полуострове приписывают как Антонию, так и его второму «наместнику» Лепиду. Плутарх доброжелательно высказывается о способностях Марка Антония к управлению, Цицерон же, наоборот говорит о полном неучастие Антония в государственных делах, отдавший их на откуп Лепиду. Первый писал позднее, второй был открытым врагом Антония, кому верить, тут дело спорное. Хотя если судить о его поведении на Востоке, то скорее будет больше прав Цицерон, нежели Плутарх. Да и свидетельства остались, что Марк Антоний занимал чужое (помпеянцев) имущество, роскошные виллы и прочие недвижимые вещи. Сам Цезарь отправил ему письмо с требованиями вернуть виллу владельцу – Марку Теренцию Варрону. Так что, скорее всего Антоний, почувствовавший себя хозяином положения скатился на уровень обычного преступника-гуляки, который ради веселья мог вытворить что угодно, ведь никто ему не был теперь указ, кроме Цезаря конечно.
Чтобы как-то уберечь город от Антония, он был вызван на фронт, в Грецию. Соединившись с Цезарем, Антоний принимает участие в битве при Фарсале, окончательном поражении Гнея Помпея Магна. Хотя, как отмечают свидетельства, весь главный бой происходил на фланге Цезаря, потому Антоний поучаствовал в данном событии довольно вяло.
С этого время и до мартовских ид (тех самых) Антоний то находился у власти в Риме, то попадал в немилость к Цезарю, но каждый раз, решая какие-либо вопросы, он выходил сухим из воды.
Триумвират
15 марта 44 года до н.э. Гай Юлий Цезарь был убит сенаторами-заговорщиками. В Риме того времени, да и до сих пор бытует мнение, что Антоний, как минимум, знал о заговоре, но ничего не сделал. Может быть в надежде убрать великого Цезаря и самому стать правителем Рима, а возможно это всего лишь домыслы, чтобы очернить Марка Антония – традиции начавшейся при Октавиане Августе.
После убийства Цезаря, Лепид приготовился штурмовать заговорщиков, укрепившихся на Капитолийском холме. Но Марк Антоний отговорил его от решительных действий, и предложил взять, так сказать паузу. Пока Лепид «стоял на паузе», Антоний захватил все сбережения Цезаря (государственные) у его жены (700 000 000 сестерциев). Теперь можно было начинать переговоры.
Дальнейшее всем известно, гражданская война между триумвиратом (Марк Антоний, Октавиан и Лепид) и республиканцами (Кассий и Брут). В тяжелых боях войска триумвирата одолели войска республиканцев. Вроде Цезарь был отмщен, но никто не захотел снимать с себя титулы (и привилегии) триумвиров. Было принято решение разделить Римскую республику. Антонию достался богатый Восток, Лепиду свирепая Испания, а Октавиану – колыбель римского народа, Италия.
Марк Антоний решительно начал свою деятельность с управления восточных провинций. Опять готовился поход на Парфию, но события в Египте начали беспокоить римского наместника. Находясь в Киликии, Антоний вызвал к себе царицу Клеопатру, которую уже знал (ведь она была долгое время любовницей Цезаря и даже родила от него сына).
Клеопатра, решила пойти старым путем. Один раз она уже соблазнила римского военачальника, Цезаря, который помог ей утвердиться на египетском троне. Теперь руками, которые будет делать за Клеопатру все, будут руки Антония. Она решила захомутать себе уже немолодого полководца. Зная, что Антоний жить не может без блеска и вычурности, Клеопатра собрала роскошный флот, переоделась в богиню и отправилась на встречу с римлянином.
Обольстительница добилась своего, Антоний потерял голову от египетской царицы, перестав проявлять интерес к событиям в Италии. Марк сосредоточился на восточных провинциях, Клеопатре и подготовке войны с Парфией. Да и брат Марка Луций вел дела в Италии от его имени, хотя больше от своего. Луций решил воспользоваться общей непопулярностью Октавиана, и начал вооружать недовольных его политикой, тем самым в открытую выступив против триумвира. Луций был осажден войсками Октавиана в Перузии и вынужден сдаться, город был предан огню. Только после падения Перузии Марк Антоний решил отправиться в Италию. Высадившись на Аппенинском полуострове, он осадил Брундизий. К восточному владыке сразу перебежали Гней Домиций Агенобарб и Секст Помпей, вместе со своей флотилией. Дела же Октавиана были куда вон плохи, он не смог собрать достаточного количества солдат, которые захотели бы сражаться против Марка Антония – соратника их любимого Цезаря.
Пришлось Октавиану идти на примирение с Антонием, который на тот момент оказался сильнее. Триумвиры подтвердили раздел сфер влияния в Римской республике, Антоний окончательно закрепился в статусе правителя Востока.
Октавиан против Антония
Влекомый полководческой славой Юлия Цезаря, Антоний решает выйти из тени великого полководца, и все же решается на войну с Парфией. Не удачное наступление закончилось бегством римского триумвира. А пока Марк был занять удиранием от парфян, Октавиан разобрался с Секстом Помпеем. И 1 января 33 года до н.э. он открыто выступил против Антония. Началась древнеримская информационная война, Марка Антония обвиняли в раболепстве перед Клеопатрой, желаниях превратить Рим в египетскую провинцию, а сама столица республики должна стать Александрия. Антоний же в ответ поднял вопрос о наследнике Цезаря, противопоставив приемному сыну Октавиану родного сына от Клеопатры - Цезариона. Антоний опирался на нелатинское население, Октавиан взывал к националистическим чувствам римлян. Но даже те из римлян, которые поддерживали Антония с первых дней, начали оставлять его, так как все больше Марк походил на восточного деспота, манерами, одеждой и речами.
31 декабря 33 г. до н.э. истек срок полномочий триумвиров. Октавиан сложил с себя обязанности триумвира, Антоний отделался пристрастным письмом – что он готов сложить с себя полномочия, если будут решены некоторые законодательные решения, а также будет пересмотрен политический строй республики (возврат к доцезарианской эпохи). Большинство же решений, на которые ссылался Антоний, были решения еще времен Юлия Цезаря, которые так и не утвердили до конца. Когда Октавиан воспротивился сему действу, то сторонники Антония забаррикадировались в Сенате. Пришлось его окружать и брать штурмом. После открытого выступления между двумя триумвирами - войны было не избежать. Но чтобы не потерять политических очков среди ветеранов Юлия Цезаря, Октавиан не выступает открыто против Марка Антония, а объявляет войну Клеопатре, которая по его версии была повинна во всех бедах римского народа.
Антоний начал переправлять войска в Грецию, чтобы оттуда высадиться в Италии и атаковать Октавиана в Риме. Египетский флот во главе с Клеопатрой осуществлял переправу войск, а союзные восточные правители прислали Антонию вспомогательные отряды. Войска и флот Октавиана уступали по численности войскам и флоту Марка Антония, потому Октавиан начал укрепление италийского побережья, которое было ближе всего к Греции.
Марк же промедлив не смог вовремя отплыть в Италию, потому так же окопался на своих позициях. В самом конце зимы-начале весны 31 года до н.э. полководец Октавиана Марк Випсаний Агриппа атаковал Метани в Пелопоннесе, который был южным подступом к войскам Марка Антония. Неожиданное направление атаки спутало все планы Марка. Пока Антоний пытался перегруппироваться и понять, где нанесет следующий удар Агриппа, Октавиан высадился в Греции.
Войска и флот Октавиана установили блокаду «антониевого войска». С усилением блокады и общим поведением Клеопатры и Антония (которые вели себя, как будто были не на войне, а в романтической поездке), привело к тому, что союзные правители начали переходить во вражеский лагерь, а за ними и римляне.
Последней надеждой для парочки стала морская битва и прорыв блокады. Данная битва вошла в историю как битва при мысе Акций. Взбалмошная царица, которая смогла своим высокомерием и истериками настроить почти всех офицеров против Марка Антония, решила не рисковать собственной персоной и потому после начала атаки по деблокированию флота Антония, решила найти лазейку и ускользнуть. При численном большинстве кораблей, Антоний смог начать прорыв, но как только появилась брешь, Клеопатра отдала приказ своим кораблям покинуть «море боя» и отплыть в Египет. Брошенный своей возлюбленной Антоний поспешил за ней, окончательно расстроив принцип атаки своей флотилии, как следствие - полный разгром оставшихся на произвол судьбы кораблей.
Год потребовался Октавиану для того, чтобы собрать силы для вторжения в Египет. 1 августа 30 г. до н.э. флот Октавиана подошел к александрийской гавани, в этот же день оставшиеся войска Антония сдались на милость победителя. Александрия пала. Антоний мало отличающийся врожденный хладнокровием, в этот момент совсем потерял обладание. Клеопатра же сохранила ясность своего царского ума. Египетская царица решила выбить «хет трик» - соблазнить Октавиана, чтобы уже через него добиться всего того, что есть хотелось. Но сначала надо избавиться от Антония. В принципе, давно изучив его натуру, найти решение было просто. По дворцу поползли слухи, что Клеопатра покончила с собой, тогда и так уже отчаявшийся Антоний принял решение пойти за своей возлюбленной, и бросился на меч. Да так не удачно, что смерть не наступила в мгновение око, так что Марк Антоний успел еще увидеть свою царицу, умирая на ее руках.
Октавиан прохладно отнесся к царским намекам Клеопатры, а когда она узнала через слуг, что тот хочет ее протащить как трофей на своем триумфе – покончила с собой. Имя Антония было предано забвению, о нем не говорили плохо, о нем не говорили вообще. Его имя почти исчезло из прошлых документов. Октавиан ставший единовластным правителем Рима сумел не допустить Марка Антония к власти, при своей жизни… но потомки буйного полководца все-таки взошли на римский трон – дочь Марка Антония, Антония Старшая была бабушкой императора Нерона, а другая его дочь Антония Младшая была матерью императора Клавдия и бабушкой императора Германика Юлия Цезаря Клавдиана, более известного как Калигула.
Хотя это уже совсем другая история…
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!