Недостаток денег при желании обзавестись бронированной техникой привели в тридцатые годы XX века к взрывному росту танкеток. Это были слабо бронированные, вооружённые часто только пулемётом бронекоробульки на гусеничном ходу. По ТТХ не дотягивали даже до лёгких танков, но свою роль танкетки сыграли.
Броня, гусеницы и натиск
Танки и бронеавтомобили могли выполнять далеко не все функции, необходимые в сухопутной войне. Кроме того, они стоили довольно дорого и требовали квалифицированной рабочей силы и качественных материалов.
Танкетка могла заполнить собой все имеющиеся ниши, была довольно проста в изготовлении и дешевле даже лёгкого танка в 2-3 раза. А в плане сопровождения пехоты, охранения и разведки ей практически не было равных.
Тон, как и положено, задавали англичане. Именно в Великобритании в конце 1928 года создали танкетку Carden-Loyd Мk VI, которой предстояло стать основоположницей целого класса бронированной техники. На базе этой танкетки создали польские танкетки TK-3 и TKS, итальянские CV29 и CV3/33, советскую Т-27, японскую «Тип 92» и французскую Renault UE (можно встретить обозначение Renault 31R).
В большинстве стран танкетки рассматривались как дешёвая альтернатива лёгким танкам и броневикам, а с учётом отсутствия противотанковой артиллерии даже броня в 6-10 мм вполне защищала экипаж от осколков и пуль. На пехоту и кавалерию убедительно воздействовал укреплённый на танкетке пулемёт, бывало, что и два! Позже появились варианты с установленными 20-37-45 мм пушками. Есть даже упоминание об оснащении танкетки 76-мм орудием.
Гремя огнём, сверкая блеском стали…
К слову, в умелых руках танкетка превращалась в грозное оружие. Например, польский танкист Роман Эдмунд Орлик во время вторжения Германии в Польшу за сентябрь 1939 года на танкетке TKS с орудием 20 mm wz. 38 model A подбил 13 немецких танков. Неплохо выступили советские Т-27 при обороне Москвы (не говоря уже про участие в подавлении басмачества в Средней Азии). Были приданы танкетки и дивизиям народного ополчения, сыграв свою положительную роль.
В СССР ещё в 1926 году принимается танковая трёхлетняя программа с общим фондом 5 млн рублей. Танкетка могла стоить до 6 тысяч, танк – до 18 тысяч. Но самостоятельные разработки были неудачными, пока в Великобритании не закупили Carden-Loyd Мk VI и основательно её не переработали.
Кстати, большим фанатом танкеток был маршал Тухачевский, но идеи применения этой техники у него были явно завиральные. В частности, Тухачевский полагал, что на танкетки необходимо пересадить весь личный состав пехоты РККА, что позволит заменить конницу и не потребует серьёзной поддержки атакующей пехоты танками. Выпустить Тухачевский предлагал порядка 100 тысяч танкеток, не взирая на реальные возможности советской промышленности. Всего же в строй встали чуть более 2500 Т-27, выпущенных в 1931 – 1941 годах.
А вот кто любил беззаветно танкетки, так это дуче Муссолини. Есть немало фотографий, где он выступает перед военными, используя танкетку в качестве пьедестала. Италия была небогата деньгами и производственными мощностями, но её переполняли амбиции. И небольшие, но бронированные гусеничные машины вполне тешили самолюбие вождя итальянцев. Да и сражаться итальянской армии вплоть до второй половины тридцатых годов приходилось в Африке, против вооружённых холодным оружием и щитами эфиопов, так что танкетки были там более, чем уместны. Танкетки стали основой бронетанковых сил Италии. Дуче пошёл на хитрость, называя танкетки малыми танками – так солиднее. Правда, это не спасло итальянские танкетки от полного уничтожения что в боях в Испании – пушками Т-26 и БТ, что позже в действиях против британцев всё в той же Африке (британцы колотили итальянские танкетки почём зря).
Тем не менее, практически все страны предвоенной Европы, хоть что-то из себя представлявшие (плюс Япония) наклепали сотни и тысячи танкеток.
Те же немцы охотно использовали трофейные польские и французские танкетки для охранения и патрулирования, как передвижные наблюдательные пункты и пункты управления, кабелеукладчики, самоходные реактивные системы залпового огня, для связи, разведки, как артиллерийские тягачи, сапёрные машины, снегоуборщики на аэродромах и даже как фальш-танки при обучении пехоты и артиллеристов. Боролись танкетки против греческих и югославских партизан (случаи применения против советских партизан неизвестны).
Есть примеры использования танкеток в авиадесантных соединениях самых разных стран.
К слову, довольно широко применялись танкетки как «учебные парты» на начальных этапах подготовки танкистов. В СССР – даже в организациях Осоавиахима.
Словом, бронированная коробулька в определённых условиях при правильном использовании была более, чем небесполезна, хотя и быстро сошла с исторической арены как самостоятельный вид вооружения.
Константин Барановский