Найти в Дзене
kot v sapogah

БУЛЛИНГ: ОТ ТРАВЛИ – К ТРАВМЕ -2

(Окончание, начало читайте в выпуске нашего канала от 16.06.2021)

Пишет Кошка В Сапогах

Разделяй и властвуй

В своей знаменитой книге «Буллинг в школе: что мы знаем и что мы можем сделать?» (1993) норвежский психолог Дан Ольвеус следующим образом определяет типичные черты учащихся, склонных становиться «булли»:

· Они испытывают сильную потребность господствовать и подчинять себе других учеников, добиваясь таким путем своих целей.

· Они импульсивны и легко приходят в ярость.

· Они часто вызывающе и агрессивно ведут себя по отношению к взрослым, включая родителей и учителей.

· Они не испытывают сочувствия к своим жертвам.

· Если это мальчики, они обычно физически сильнее других мальчиков.

Типичные жертвы буллинга также имеют свои характерные черты:

· Они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы.

· Они часто тревожны, не уверены в себе, несчастны и имеют низкую самооценку.

· Они склонны к депрессии и чаще своих ровесников думают о самоубийстве.

· Они часто не имеют ни одного близкого друга и успешнее общаются со взрослыми, нежели со сверстниками.

· Если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников.

Многие ученые отмечают, что школьный буллинг имеет опасные психологические последствия. Американские психологи установили, что буллинг и виктимизация порождают такие серьезные личностные проблемы, как тревожность и депрессию, расстройства питания, низкую самооценку.

Виктимизация ребенка в школьные годы часто сопровождается повышенной застенчивостью, подозрительностью, недоверием к людям. У многих людей, проходивших сквозь строй школьной травли, и во взрослом возрасте сохраняются обидчивость, замкнутость, неуверенность в себе, панический страх перед коллективом, особенно незнакомым.

Причем все эти качества способны спровоцировать новую волну агрессии. Случается, что жертву давнишней травли постоянно, где бы она ни появлялась, сопровождают насмешки и косые взгляды. Возникает пожизненный порочный круг, который сам человек не в силах разорвать.

Житейскими советами («Да не обращай ты внимание, не бери в голову, надоест, и отстанут» и т.д.) тут не поможешь, поскольку игнорирование издевательств может привести к все новым изобретательным и изощренным «пыткам». В конце концов человек рискует получить тяжелое психическое заболевание – социофобию. Требуется помощь квалифицированного психолога, но найти ее непросто, поскольку не каждый психолог готов разбираться в этой проблеме.

В жерле вулкана

Существует множество точек зрения на то, как и почему возникает травля. Согласно одной из них, буллинг – это продолжительное подавление одних людей другими, не переходящее в правонарушение.

В криминальной ситуации вина обидчика явная – кто-то кого-то ударил или украл что-нибудь, тут нужно вызывать полицию, фиксировать правонарушение в документах и прочее.

Ситуация буллинга сложна тем, что на первый взгляд вроде бы ничего не происходит: подумаешь, пошутили немного, поиграли, а он обиделся, он сам виноват, потому что нервный, неадекватный.

Девизом агрессора можно считать фразу «Попробуй докажи, что это я тебя травлю, ты же мне ничего не сделаешь». Обидчики, как правило, держатся друг за друга, они вынуждены постоянно хитрить и защищаться. Другие ученики того же класса стараются не вмешиваться, боясь поменяться с жертвой местами.

Структура класса такова, что в нем всегда, в зависимости от личностных качеств, есть преследователи и их группы поддержки, изгои, сторонние наблюдатели, провокаторы (которые сами не участвуют в конфликте, но могут подначивать обе стороны, снимать происходящее на видео и выкладывать в интернет).

Мелкая ссора перерастает в крупный конфликт, и постепенно в его воронку втягиваются не только ученики, но и родители, защищающие своих детей, и педагоги. В нем, как в жерле прожорливого вулкана, сгорают не только добрые отношения, но и самое важное – учеба.

Кстати, иногда реакция педагогов не прекращает, а только разжигает конфликт. Бывают случаи, когда педагоги поддерживают ее, считая, что травля закаляет, что она может служить подготовкой к взрослой жизни.

Некоторые учителя сами подогревают травлю, считая, что она помогает управлять классом (вспомним историю о «чмошниках», ведь дедовщина – это тот же буллинг) или избавиться от неугодного ученика.

Я сама в школьные годы, к счастью, на короткое время, попала к учительнице, у которой был один метод воспитания – выставить ученика на позор перед всем классом. Все рано или поздно должны были подвергнуться публичному осмеянию, за исключением нескольких любимчиков.

Поводом могли послужить и неверно решенная задача, и дырка на чулке, и даже смешная фамилия или прозвище. Главным для нее было довести несчастного ребенка до слез и вызвать гомерический хохот одноклассников. Эта садистка имела звание Народного учителя СССР!

Ситуация травли часто возникает и в случае, когда сталкиваются различные социальные нормы. Носителями этих норм бывают дети из разных слоев общества, представители разных национальностей, просто дети с различными лидерскими устремлениями.

Вот пример: воспитанника детдома взяли в приемную семью, он перешел в обычную школу. Через несколько месяцев спокойный и дружный класс было не узнать – товарищи ополчились на новичка. Выяснилось, что подросток не умел общаться с обычными сверстниками и использовал формы поведения и защиты, принятые в детском доме.

Только участие школьных медиаторов, применение антибуллинговых программ, многократное совместное обсуждение ситуации помогли восстановить нормальную обстановку в классе.

Добавлю: все вышесказанное необязательно относится к детям и подросткам. Вдумайтесь – каждый второй человек в мире когда-либо подвергался буллингу. Начинаясь в младшем возрасте, он, как пламя, перекидывается на все общество, отравляя его едким дымом взаимной ненависти.

-2