Если рассматривать всех диадохов Александра Македонского то Лисимах среди них был «аутсайдером». Получив самый не притязательный «кусок» империи Александра, Лисимах смог возвыситься над многими полководцами сына Филиппа.
Лисимах происходил из рода пенестов, некого аналога крепостных крестьян Фессалии. Его отец Агафокл смог завоевать расположение македонского царя Филиппа II, так что сыновья Агафокла вошли в свиту юного царевича Александра. Как именно завоевал себе расположение отец Лисимаха точно неизвестно, скорее всего отвагой на поля боя или в соревнованиях, если судить о самом Лисимахе и его подвигах, можно предположить, что данное качества наследственные.
Итак, Флавий Арриан упоминает Лисимаха как одного из телохранителей Александра Македонского, одним словом, Лисимах вошел в ближний круг доверенных лиц. Шанс выпадающий не каждому смертному. Отвагой и силой доказал сын Агафокла свое право находиться рядом с царем.
Курций писал о то, что, однажды охотясь в Сирии на львов, Лисимах в одиночку убил царя зверей, получив при этом разорванное до костей плечо. Этот шрам был из любимейших шрамов Лисимаха, о котором он часто рассказывал (и показывал) будучи царем Македонии. Другой случай со львом произошел из-за Каллисфена. Придворный историк Александра Македонского разгневал царя за слишком правдивое описание его деятельности. Никакой отшлифовки и редакции, в общем с ролью бы журналиста Каллисфен вряд ли справился бы. Александр приказал заковать историка, и оставить так умирать, что и было приведено в исполнение. В 328 году до н.э. Каллисфен умер, но до этого Лисимах в своей неосторожности вступился за историка, за что Александр Великий еще больше пришел в ярость, приказав натравить на своего телохранителя льва. Рассказывали, что Лисимах первый атаковал царя зверей, всунув ему руку в пасть, схватил язык и в конце концов убил зверя. За этот подвиг он получил от Александра прощение и почет, как лучшего из македонцев, после самого Александра конечно.
Возвышение Лисимаха за этим событием правда не последовало молниеносно. Он по-прежнему держался во время битв рядом с царем, но как полководца его ни разу не упоминали. Правда в 324 году до н.э. он получил в командование конницу.
Правитель Лисимах
После смерти Александра Великого на общем разделе «имущества», Лисимаху, как командиру конницы дали в управление большую часть Фракии с выходом к Черному морю. Не самым удачный «кусок пирога», но лучше, чем ничего. Уже в 322 году до н.э. Лисимаху приходиться воевать с Севтом III, правителем Одрисского царства. Не имея большого опыта в командовании большого войска, Лисимах допустил ряд тактических ошибок, но ценой мастерства своих солдат и больших потерь, все же смог одержать победу, правда не сильно убедительную.
Следующим соперником стали геты, с которыми война шла куда более успешней. Ведь для поддержки он заключил союз с Антипатром - наместником Македонии, еще входившим в окружение Филиппа II Македонского. В благодарность за содействие Лисимах поддерживал во всем приемника Антипатра - Кассандра, скрепив союз с ним браком с его сестрой.
Когда разразилась война диадохов, Лисимах как и привык, остался в стороне. У него были задачи по управлению своей территории, а что до больших скол, ему не было и дела. Проблем ему и без бывших соратников Александра Великого хватало – бунтующие фракийцы и набеги скифов. Но война диадохов добралась и до его земель. Антигон шел на Кассандра, чтобы стать официальным царем Македонии. В своей затее он заручился поддержкой старого врага Лисимаха – Севта III. Пришлось и Лисимаху вступить в братоубийственную войну. Антигон отправил своего полководца Павсания на соединение с фракийцами, для дальнейших действий. Лисимах не дал соединиться двум воинствам и громит сначала Севта, а потом уже и Павсания, который погибает в бою.
В 306 году до н.э. начиная с Антигона все диадохи начали себя именовать себя царями, данный тренд не упустил и Лисимах.
Кассандр смог убедить Лисимаха взять свою и его армию и попытать удачу в Азии, на что последний согласился. В 302 году до н.э. Лисимах отбыл в азиатский поход. Удачное наступление позволило его армии дойти до древних Сард. Тут и Антигон решил действовать, дабы затормозить Лисимаха, но был остановлен внезапным наступлением другого диадоха – Селевка. В битве при Ипсе Антигон погиб, и «антигоново» государство поделили между собой победители. Большую часть получил Селевк, основав крупнейшее государство из диадохов, но Лисимах не остался обделенным. Он получил самое выгодное стратегическое положение, заняв Малую Азию, он начал играть заметную роль во взаимоотношении с бывшими соратниками.
Лисимах переключил свои усилия на гетов и одрисов, пытаясь окончательно подчинить их своему влиянию. В это время Деметрий Полиоркет, сын Антигона всеми силами начал мстить за отца. После гибели родителя при Ипсе, Деметрий отплыл из Азии в Грецию, где разорял балканские земли Лисимаха, а в 294 году отвоевал Афины, умертвив сына Кассандра Александра. После его смерти, Деметрий овладел почти всей Македонией (до этих событий, еще в 297 году до н.э. Кассандр умер от водянки) и правил в ней 7 лет.
Лисимах поспешил заключить мир с фракийцами и царем Эпира - Пирром, чтобы вместе с последним выступить против Деметрия. В сражении под Амфиполем Деметрей разгромил Лисимаха, и только помощь Пирра спала жизнь фракийскому царю. Пирр занял македонские города и заставил Деметрия бежать, завладев тем самым всем Македонским царством. Лисимах потребовал от союзника соблюдать закон - «поделиться с другом», за что получил часть Македонии. С годами характер Лисимаха все больше уподоблялся кровавому тирану, им были убиты собственная дочь и зять. Ближайшие офицеры были убиты по подозрению в заговоре. А некий Телесфор был брошен в клетку за неудачную шутку о жене Лисимаха. Из клетки Телесфор так и не выбрался.
В 285 году до н.э. Лисимах разобрался с мятежными фракийцами и гетами, потому решил разобраться и с союзным Пирром, атаковав его обозы, так сказать «без объявления войны». Пока войска громили эпириотов, Лисимах подговорил знатных македонцев выступить против чужеземного царя и призвать его, македонца Лисимаха в свои правители. Пирр, испугавшись удара в спину решил бежать со своими соотечественниками. Так Лисимах стал македонским царем, имея при этом Фракию и Малую Азию. А дальше началась «древнегреческая комедия».
Тиран Лисимах
Жена Лисимаха (вторая) Арсиноя Птолемеевна влюбилась в мужа своей сестры и по совместительству сына Лисимаха от первой жены - Агафокла. Тот попыток Арсинои не понял, потому был отравлен (так не достанься ты никому). Но отправление прошло как нельзя плохо. Тут бы отцу горевать, но как выяснилось он сам пытался от сына избавиться, подозревая его в измене. Потому, после неудачного отравления он приказал родную кровиночку зарезать, что и было исполнено. Все, кто пытался соболезновать по поводу отправки Агафокла к Аиду, отправлялись вслед за ним. Жена Агафокла, сын Лисимаха Александр и казначей Лисимаха евнух Филитер смогли бежать от кровавого тирана к Селевку, и начали побуждать его выступить против Лисимаха, который совсем голову потерял.
Лисимах прознав про козни, направленные против него сам решил выступить против Селевка. В феврале или марте 281 года до н.э. в битве при Курупедионе (что был в Лидии) армия Лисимаха и Селевка сошлись в страшном сражении. В кровавой бойне 80 летний (или 74 летний, а возможно и 70 летний – данные разнятся) Лисимах был сражен селевкидским воином. На этом история сына крепостного была закончена. Селевк не смог получить Македонию, так как на пути к ней был убит соратником – Птолемеем Керавном, который сам стал македонским царем.
Ну, а после Лисимаха осталась память, как о бесстрашном воине Александра Македонского, мудром наместнике Фракии, освободителе Малой Азии и кровавом македонском царе.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!