Найти тему

Телеспектакль "Эзоп" (1981). Выпей море, Ксанф...

Ленинградское Телевидение нередко радовало любителей умного и небанального кино отличными постановками. Причем, показывали их отнюдь не только на "Третьей кнопке". Так произошло и с замечательным телеспектаклем "Эзоп", поставленным режиссёром Олегом Рябоконем в Ленинграде в 1981 году. В основу постановки легла не слишком известная даже в те образованные времена пьеса "Лиса и виноград" бразильского драматурга Гильерме Фигейредо.

Обычно в подобных постановках Ленинградского Телевидения играли преимущественно актёры Ленинградских театров, но на сей раз режиссёру удалось собрать для своего телефильма-спектакля действительно исключительный состав.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Судите сами - в телефильме снимались: Олег Табаков - в роли философа Ксанфа, Любовь Полищук - его жена Клея, Валентин Гафт - "афинский стоик и мудрец" Агностос... Ну и Александр Калягин в главной роли, древнегреческого мудреца, баснописца... и раба - Эзопа.

Конечно, жанр телеспектакля и отсутствие обильного финансирования сделали постановку очень лаконичной и камерной, но от этого игра актеров стала только ярче.

Впрочем, и сама пьеса хороша. (Ленинградцам она была уже знакома по постановке БДТ с Виталием Полицеймако в главной роли. Был такой спектакль и во МХАТе.)

Большая часть сцен была снята в павильоне при минимуме декораций и реквизита, однако съёмочной группе удалось выбраться и "на натуру". Так что в фильме есть и почти натуральные древнегреческие пейзажи. Как водится, Грецию сыграл томный и щедрый Крым.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Сюжет пьесы довольно прост, лаконичен и по-своему изящен. Но пересказывать его я не стану - полагаю, среди моих читателей найдутся те, кто еще не видел этот спектакль и мне не хотелось бы портить им удовольствие. Наверно, главное, на чем делает акцент режиссёр, - это трагедия человека - мудрого, благородного, думающего - волею судьбы поставленного в униженное положение и вынужденного подчиняться и прислуживать людям мелким и никчемным. И Александру Калягину блестяще удалось донести до нас, зрителей, эту трагедию своего неординарного героя. Он действительно вызывает и уважение и сострадание.

А еще, невзирая на постоянно подчеркиваемое уродство, он привлекателен - благодаря масштабу личности, уму и харизме героя. Так что красавицу Клею вполне можно понять.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Ну и еще пару слов о Клее и сыгравшей ее Любовь Полищук. Актриса здесь традиционно прекрасна, костюмные роли всегда шли ей необыкновенно. Но говорит она в фильме не своим голосом - озвучивала Клею актриса Галина Чигинская - из-за большой загруженности у Полищук просто не хватило времени на озвучку.

Прекрасен и Олег Табаков. Да, его персонаж малосимпатичен (да что там, он попросту гнусен!). Но именно благодаря трактовке Табакова спектакль получил лёгкую комедийную нотку, которая, как мне кажется, очень его украсила и обогатила. (Да и вообще - злодей с манерами и интонациями Кота Матроскина - это очень смешно, правда!) Впрочем, при всей забавности Ксанфа временами он действительно страшен.

Яндекс Картинки
Яндекс Картинки

Роль Валентина Гафта меньше и не столь интересна, но мне кажется, он сумел извлечь из неё максимум. Характер его героя хорошо виден и понятен. (Ой, зря Ксанф сел с ним вино пить!)

Финал ставит перед героями и зрителями вопрос выбора. И каждый делает свой.

Право слово, вспоминаю сейчас этот телеспектакль и немного завидую тем, кто будет смотреть его в первый раз...


Надеюсь, вам понравился материал. Напомню, что по существующей на Дзене традиции
поблагодарить автора можно (а некоторые считают, что даже нужно!) лайком. Заглядывайте, читайте.

Яндекс картинки
Яндекс картинки