Найти тему
Живопись. Фотография.

Жизнь в тени и внутренний свет. Художница Gwen John

«Прекрасная жизнь – это жизнь, возможно, в тени, но упорядоченная, правильная и гармоничная. Я должна оставаться в одиночестве, чтобы делать свою работу». Гвен Джон

Гвендолин Мэри Джон родилась в небольшом городке Хаверфордвест на юге Уэльса в 1876 году. Дочь адвоката и художницы-акварелистки, она с юных лет рисовала окружающий мир, все, от ракушек и рыб, найденных на пляже, до своего младшего брата Огастеса, ставшего впоследствии известным художником. Хотя домашнее раннее образование детей оставляло желать лучшего, гувернантки научили Гвен «вести себя как леди» и даже немного говорить по-французски.

Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://www.wikiart.org/ru/gven-dzhon/the-cat
Источник изображения: https://www.wikiart.org/ru/gven-dzhon/the-cat

Обстановка в семье была мрачной, причиной этого был непростой характер отца. Родители всячески поддерживали интерес детей к живописи и искусству в целом, но и Гвен и ее брат старались проводить дома как можно меньше времени. Когда Гвен было восемь лет, семья, преждевременно лишившаяся матери, переехала в прибрежный валлийский город Тенби. Девочка, тем не менее, всей душой полюбила суровый, почти безлюдный пейзаж, крутые скалы, унылые поля. Все это стало для нее неким символом свободы. Но, став постарше, Гвен Джон поняла, что небольшой приморский городок не может предложить ей то, в чем она нуждалась и что желала.

Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html

Вслед за братом Огастесом, девятнадцатилетняя Гвен Джон уезжает в Лондон и поступает в Художественную школу Слейда, в то время практически единственную, которая позволяла женщинам учиться живописи. Джоны, брат и сестра, казались абсолютными противоположностями. Огастеса считали ярким и харизматичным, в отличие от застенчивой, сдержанной Гвен. Во время учебы в школе Slade, в центре внимания всегда был именно Огастес. Однокурсника однажды спросили, знал ли он Гвен, и он ответил: «Нет, но я помню, как кто-то указал мне на нее, как на сестру Огастеса, когда она переходила Гауэр-стрит». Но, на самом деле, за своей кажущейся сдержанностью Гвен Джон обладала и сильной волей, и страстным характером, а также целеустремленностью и решимостью добиться успеха в качестве художника. Брат всячески старался помочь Гвен. Так, в 1903 году, когда ему было двадцать пять, а Гвен - двадцать семь, он убедил сестру разделить с ним выставку в галерее Карфакс. Однако Гвен Джон тяготила забота брата, ей нужна была независимость, тем более что и Лондон уже чувствовался тесным.

Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://trianarts.com/mujeres-pintoras-gwen-john
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru

Париж она посетила впервые в 1898 году, Тогда Гвен познакомилась с американским художником Джеймсом Макниллом Уистлером, училась у него в Академии Кармен. Уистлер стал первым наставником, который похвалил ее за понимание тона, разглядел ее природный талант. Благодаря Уистлеру, она разработала собственную, уникальную технику живописи. Вернувшись в Лондон, Гвен Джон вела полунищую жизнь, снимая несколько подвальных комнат.

В 1903 году Гвен отправилась в пешую поездку по Франции со своей подругой Дорелией Макнейл, которая позже стала спутницей жизни ее брата. Они провели зиму в Тулузе, а затем вернулись в Париж, где Гвен решила остаться. Здесь она зарабатывала на жизнь, будучи моделью для художниц, а затем для великого скульптора Огюста Родена.

Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html
Источник: https://www.terriwindling.com/blog/2011/11/inspiring-women-gwen-john.html

К открытию выставки Уистлера в 1905 году в Лондоне предполагалось установить памятник в его память. Скульптором стал Огюст Роден. Роден хотел передать в своей работе идеи, интуицию и искусство Уистлера. Он вспомнил музу и ученицу, вдохновлявшую Уистлера, изящную, хорошо сложенную. Так он познакомился с Гвен Джон. Она стала не только его моделью, его музой, но и возлюбленной, и их напряженные и бурные отношения длились почти десять лет. Со временем любовь к Родену стала для Гвен чем-то вроде навязчивой идеи. В конце концов, ему пришлось просить помощи у друзей, родственников, брата Гвен, а также у своих помощников и секретарей, чтобы держать ее на расстоянии. Но все уговоры были бесполезны. Роден начал встречаться с другими женщинами, а она караулила его по дороге на вокзал, ночевала в его саду, мало ела и почти перестала заботиться о себе. Со временем страсти улеглись, Роден поддерживал дружеские отношения с Гвен до самой своей смерти в 1917 году. Гвен также дружила с бывшим секретарем Родена и поэтом Райнером Марией Рильке. Она была знакома со многими великими деятелями искусства своего времени, включая Пикассо и Матисса. Гвен Джон стала известной среди своих сверстников в мире искусства Парижа, где, в числе прочего, прислушивались к ее забавным, едким и проницательным мнениям о том или ином художнике.

Чердачное помещение, которое художница использовала как студию. Слепящий, но мягкий свет, белизна, лишь ярким пятном выделяется простенький коричневый чайник, но и он сияет своими гладкими боками.
Чердачное помещение, которое художница использовала как студию. Слепящий, но мягкий свет, белизна, лишь ярким пятном выделяется простенький коричневый чайник, но и он сияет своими гладкими боками.

Еще при жизни Родена, творчество Гвен Джон нашло еще одного поклонника. Многие годы американский коллекционер ирландского происхождения Джон Куинн покупал картины Гвен Джон. Именно он впервые показал ее работы американской аудитории, выставив их вместе с Пикассо, Сёра и Сезанном.

Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru

Деньги, которые она получала от Куинна, очень помогли в финансовом плане. Гвен Джон всегда жила скромно, но теперь она получила возможность поселиться на окраине Парижа в деревне Медон, по-прежнему предпочитая близость к Родену. Сначала ее жилищем была деревенская комната, позже она купила полуразрушенную деревянную лачугу в большом запущенном саду, за которым с любовью ухаживала в течение многих лет. Отойдя от шумной богемной жизни, она стала строже к себе и обратилась к католицизму. В маленьком домике она жила отшельницей, посвящая себя молитве, своим кошкам и саду, продолжая жить душой. Сама себя она назвала «Божьей маленькой художницей».

Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru

Ее картины в основном являются портретами любимых людей, натюрмортами, автопортретами и кошками. Почти все они небольшого формата, почти все просто дышат тишиной и покоем. Гвен Джон больше всего привлекали внутреннее пространство, воспоминания, спокойствие и гармония. Как-то она напишет в своем дневнике, что "Бог-это Бог тишины". Все это она находила в цветах и листьях, полях и лесах, в мирной красоте своих картин.

Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru
Арт-дилер Мейнард Уокер, навещавший Гвен Джон в последние годы ее жизни, называл ее великим художником и великим человеком, писал о ее редком и милом смирении, о том, что беседы их были о Прусте, о духах, ангелах, грешниках и художниках, и он уходил, «преисполненный удивления ее духом и остротой ее интеллекта».

Гвен Джон умерла в Дьеппе, внезапно упав в обморок, в сентябре 1939 года. Долгое время самая ее могила была утеряна и найдена лишь в наши дни с помощью валлийских телевизионщиков.

Гвен Джон. Автопортрет. Источник: https://gallerix.ru
Гвен Джон. Автопортрет. Источник: https://gallerix.ru

Гвен Джон многие годы пренебрегали, Для многих искусствоведов она была просто «моделью» Огюста Родена или «тихой сестрой» богемного, яркого Огастеса Джона. Однако постепенно этот взгляд изменился, и теперь ее невероятный талант позволил проявить себя. Сегодня она прочно вошла в историю искусства.

Источник изображения: https://gallerix.ru
Источник изображения: https://gallerix.ru

«Ее цветные рисунки часто повторяются десятки раз с небольшими вариациями. Мало кто, встречая эту застенчивую девушку в черном, с ее крошечными ручками и ножками, мягким, почти неслышным голосом и тонким пембрукширским акцентом, мог бы предположить, что это величайшая женщина-художница ее возраста или, как я думаю, любого другого художника». Огастес Джон о сестре

Благодарю за то, что дочитали! Делитесь своим мнением, ставьте лайк, если понравилась статья. А чтобы не потерять меня в своей ленте, подписывайтесь на канал.