Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

В каких трамвайных депо я бывал

Если человека интересует техника, то каждому любителю хочется побывать в транспортных предприятиях, где ее обслуживают. В этом плане лично мне повезло, моя подростковая мечта посетить трамвайное депо можно сказать неоднократно сбылась, причем удалось побывать в транспортных предприятиях не только города проживания, но и в ряде иных городов, в свое время даже в странах ближнего зарубежья.

Разумеется, первым были «домашние» депо из города Тулы. Впервые на территорию депо я вступил в далеком ныне 1999 году, причем без контактов с руководством, тогда я занимался моделированием трамвайного вагона серии Х в масштабе 1:66, так что очень нужны были его снимки. Это было депо в Криволучье (тогда второе). На территорию меня пустил охранник, время тогда в этом плане было более простое. Я быстро сделал два кадра исторического вагона и немного заглянул на веер, где сделал всего два снимка, но тогда еще фотографировал на пленку, пленку покупал не так часто, так что кадры «берег».

Исторический вагон Х на территории трамвайного депо Тулы, 09.2013
Исторический вагон Х на территории трамвайного депо Тулы, 09.2013
Недавно поступивший вагон модели 71-407 на территории депо Тулы, 09.2013
Недавно поступивший вагон модели 71-407 на территории депо Тулы, 09.2013
Депо Тулы в сентябре 2013 года
Депо Тулы в сентябре 2013 года

Буквально через год я вышел на главного редактора малотиражки «Тульские магистрали», благодаря этой замечательной женщине реализовалась моя мечта побывать на территории трамвайного (да и не только) депо в городе Тула. Я был везде, в депо на Оборонной (первое, ныне снесено), в депо Криволучье (тогда второе) и территории РМП (ремонтно-механическое производство, прежде вагонно-ремонтные мастерские, ныне снесено). В первое время мне давали сопровождающего, потом так примелькался, что позволяли ходить и смотреть одному. Работники были всегда отзывчивые, отвечали на все вопросы. Несколько раз по итогам визита я писал заметки в «Тульские магистрали».

Трамвайные предприятия в Туле посещал регулярно до года 2011, правда к тому моменту РМП было закрыто и снесено, а трамвайное депо на Оборонной перепрофилировано в автобусный парк, так что оставалось одно депо в Криволучье. Последний раз сходил в трамвайное депо в Туле в 2013 году. Далее просто не было потребности, так как изучил все, что только возможно, или никак не мог собраться, пока, наконец, не побывал в начале сентября 2020 года после длительного перерыва. С той поры много изменений произошло, другие люди, другие вагоны, да и восприятие поменялось.

В 2000-е и первые 2010-е годы бывал в трамвайных депо и других городов. Разумеется, Москва, дважды бывал на ТРЗ и один раз в депо им. Баумана. Несколько раз был в депо Орла, один раз в Северном и Восточном депо Курска. В Коломне на территории не был, хотя идеи посетить его возникали, но там и так вся территория просматривается через забор. В Дзержинске побывал, когда трамвайное хозяйство уже было закрыто, и предпочел изучить город. В Рязани бывал только проездом, так что из окна автомобиля увидел лишь трамвайные пути. Через несколько лет трамвая в Рязани не стало. В Петербурге в депо не бывал, но на питерских трамваях несколько раз проехался.

Благодаря проекту «Пантограф», в 2008 году побывал в трамвайном депо Минска, которое впечатлило чистотой, порядком и разумной организацией.

В Минском депо, отставленный модернизированный вагон РВЗ-ДЭМЗ, 2008 год
В Минском депо, отставленный модернизированный вагон РВЗ-ДЭМЗ, 2008 год
В Минском депо, 2008 год
В Минском депо, 2008 год
В Минском депо, 2008 год
В Минском депо, 2008 год

Немного изучили и транспортные предприятия Украины в 2009 и 2011 годах. В ходе двух поездок побывали в вагонно-ремонтных мастерских Днепропетровска, депо им. Шевченко Киева и транзитом прошли по территории Дарницкого депо. Радужно нас приняли в Виннице, где организовали замечательную экскурсию по местному трамвайному депо. Колея в Виннице 1000 мм, так что был необычный для нас подвижной состав, включая швейцарские вагоны. Отличный прием был в западноукраинском городе Львов, за два визита побывали в двух депо, служебном депо, а также в троллейбусном парке. Винничане нас встретили на служебном автомобиле. Но, а львовяне всю официальную программу нас сопровождали, для встречи в городе и поездок в депо выделяли служебную «Волгу», в первый раз главный инженер вызвался нас сопровождать в роли экскурсовода.

ВРМ Днепропетровска, 08.2011
ВРМ Днепропетровска, 08.2011
ВРМ Днепропетровска, 08.2011
ВРМ Днепропетровска, 08.2011
ВРМ Днепропетровска, 08.2011
ВРМ Днепропетровска, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо им. Шевченко, Киев, 08.2011
Депо номер 2, г. Львов, 08.2011
Депо номер 2, г. Львов, 08.2011
Депо номер 2, г. Львов, 08.2011
Депо номер 2, г. Львов, 08.2011
Служба пути, г. Львов, 08.2011
Служба пути, г. Львов, 08.2011

Хотелось бы отметить, что хоть в российских городах, хоть белорусских и украинских мне встретились отзывчивые люди, которые с пониманием относились к интересам в части общественного транспорта, его истории, фотографирования. Работники отвечали на любые вопросы, проводили экскурсии.

Уважаемые коллеги, а вы бывали в трамвайных депо и в каких городах? Шли ли Вам навстречу?

Канал «ПАНТОГРАФ». Фото автора.

Другие материалы канала по теме городского транспорта:

Как в Минске «рижанок» модернизировали

Транспорт России. Трамвай древней Коломны.

Общественный транспорт России. Автобусы Пущино.

-16