Найти тему
Мысли об Англии

Англия. Портсмут (Portsmouth)

Город расположен на южном побережье Англии и является военно-морской базой Британского флота. Город можно сказать наполнен музеями и артефактами с тех времён, когда Англия была великой морской державой.

HMS Victory (Победа)

Начать рассказ про город можно с его жемчужины – это сохранившийся по наши дни линейный корабль HMS Vitorу. Это именно тот корабль, что был флагманом британской эскадры в Трафальгарской битве в 1805 году. Именно на его борту погиб адмирал Нельсон (подробнее про него можно прочитать во второй статье этого цикла).

Корабль представляет собой пример одного из самых мощных кораблей парусной эпохи. Он был спущен на воду в 1765 году и имеет длину 57 метров при ширине почти 16.

Доступ открыт на все палубы от верхней и до днища, где уложены бочки с камнями в качестве балласта. Перемещаясь по палубам, замечаешь очень низкие для моего роста в 186 см потолки. Это была вынужденная мера для увеличение метацентрической высоты (увеличения устойчивости судна) и для возможности расположить максимальное количество орудийных палуб. На Виктории их три. Из-за низкой высоты палуб в английский флот брали крепких, но невысоких людей, в идеале до 165 см.

В морском музее, что находится неподалёку от корабля, бережно, в специальной затемнённой комнате и в необходимом микроклимате, хранятся паруса, которые HMS Victory нёс в день Трафальгарского сражения. Парусина частично повреждена пожарами, происходившими на корабле во время битвы, прострелена ядрами и имеет пятна крови. Нахождение в этом комнате, можно сказать даже в зале, потому что паруса разложены на полу, сопровождается звуками морского сражения – шумом ветра, треском горящего дерева, командами офицеров и криками раненых, выстрелами орудий и ружей.

HMS Victory в расцвете сил
HMS Victory в расцвете сил
-2
Большую часть времени корабль только с частично установленными мачтами. Полностью установленные мачты в 3 раза выше
Большую часть времени корабль только с частично установленными мачтами. Полностью установленные мачты в 3 раза выше
-4
-5
-6
-7
Явно видно увеличение калибра орудий от верхней палубы к нижней
Явно видно увеличение калибра орудий от верхней палубы к нижней
-9
Вид на корму
Вид на корму
Руль корабля
Руль корабля
Стоячий такелаж
Стоячий такелаж
Просто симпатичная композиция
Просто симпатичная композиция
Штурвал. Видно, что он прикрыт от осадков и волн
Штурвал. Видно, что он прикрыт от осадков и волн
Любое удобное для этого место использовано для размещения орудия. Сейчас оно установлено в походное положение
Любое удобное для этого место использовано для размещения орудия. Сейчас оно установлено в походное положение
Кровати. Видно, что они легко устанавливаются и сворачиваются
Кровати. Видно, что они легко устанавливаются и сворачиваются
Кровать адмирала в его каюте. Имеет максимальную амортизацию (не видно на фото) и обладает функцией «black out»))
Кровать адмирала в его каюте. Имеет максимальную амортизацию (не видно на фото) и обладает функцией «black out»))
Выход из каюты капитана на балкон на корме корабля
Выход из каюты капитана на балкон на корме корабля
А там индивидуальный капитанский санузел
А там индивидуальный капитанский санузел
Знаменитая картина смерти Адмирала Нельсона на борту HMS Victory. Судя по помещению, его отнесли на одну из самый низших палуб (как минимум мы находимся под первой батарейной палубой)
Знаменитая картина смерти Адмирала Нельсона на борту HMS Victory. Судя по помещению, его отнесли на одну из самый низших палуб (как минимум мы находимся под первой батарейной палубой)

HMS Mary Rose (Мари Роуз)

Можно сказать это одна из самых захватывающих историй про корабль, что я знаю. История уходит в глубину веков почти на 600 лет.

Мэри Роуз был флагманом (читаем - самым большим и сильным кораблём) флота короля Англии Генриха VIII Тюдора. Точных данных нет, но имя вероятнее всего было дано кораблю как комбинация имени сестры короля Марии Тюдор и розы, как символа их рода.

Корабль был спущен на воду в 1512 году и вплоть до 1545 года принимал участие во всех войнах и конфликтах, что вела страна. А в указанном году в Англию произошло очередное вторжение - с недружелюбными намерениями высадился король Франции Франциск I (такое часто бывало в те времена, французы и англичане постоянно обменивались визитами такого рода, целью которых была как максимум попытка захватить престол и как минимум пограбить прибрежные земли). Так вот, чтобы отрезать французов от родного дома (а это значительно повышает шансы на победу, потому что в этом случае вновь прибывшие международные партнёры лишаются возможность подвезти себе подкрепление и пропитание) из Портсмута вышла английская эскадра во главе с нашей героиней.

По рассказам очевидцев корабль был перегружен людьми (700 человек против обычных 400), оружием и боеприпасами, и при выходе из бухты Портсмута на глазах у тысячи зевак, рассматривающих выход эскадры в море, корабль быстро перевернулся и затонул. Всё произошло за пару минут и из всего экипажа спаслось лишь 35 человек. По самой распространённой теории причиной этого послужила комбинация случайностей и ошибок экипажа:

- корабль был перегружен причём, много груза было складировано на верхних палубах, что уменьшало способность корабля сопротивляться опрокидыванию;

- часть груза не была закреплена должным образом;

- часть портиков нижнего ряда орудий была открыта;

- на море было волнение и дул переменный ветер.

Последовательность событий предположительно была следующей: при выходе из бухты Портсмута корабль попал в зону резкого бокового ветра, накренившего корабль, открытые портики с наветренного борта корабля захлестнула волна, из-за этого крен ещё больше увеличился, плохо закреплённые и незакреплённые грузы стали съезжать с одного борта к другому увеличивав крен до недопустимого и приводя к тому, что корабль ещё больше получал воды через открытие портики. Получился замкнутый круг приведший к быстрому погружению корабля в воду.

Корабль сразу же попытались поднять на поверхность, но техническими средствами XVI века это сделать не удалось, хоть и глубина была не большой – примерно 14 метров во время отлива. Одна из причин почему это не получилось сделать был характер дна в этой бухте. Этот характер дна сравним с Севастопольской бухтой, глубина которой составляет 25 метров, но над каменистым дном (что мы и привыкли считать дном) расположен слой твёрдого похожего на мягкую глину ила толщиной порядка 10 метров, а потом ещё слой мягкого текучего ила толщиной 5 метров. Такое же примерно геологическое строение дна и в бухте Портсмута. Так вот, затонувший корабль присосался к илу и с каждым днём погружаясь в него глубже и глубже. Севший на каменистое или песчаное дно корабль мог быть спасён, но в такой ситуации шансов у него не было, удалось снять только часть вооружения и такелажа. Какое-то время борт корабля был виден в бухте во время отлива, но потом и эта часть корабля исчезла.

В XIX веке попытки поднять корабль целиком или по частям были возобновлены. Целью их было найти и поднять с корабля всё что представляет хоть какую-то ценность. И стоит ли говорить, что работы производились с применением любых техник позволяющих это сделать, в том числе и варварских, например использовав взрывчатку. Работы шли с 1836 по 1848 годы. К этому времени корабль был наполовину погружен в твёрдый ил, который и защитил эту часть корабля от разложения силами природы и от разграбления силами людей.

Интерес к кораблю проснулся вновь во второй половине XX века. В 1966 году удалось заново найти местонахождения останков корабля, и в 1969 начались профессиональные подводные раскопки. Удалось найти поднять и сохранить тысячи предметов ремесла и искусства эпохи Тюдоров.

В 1979 году раскопки перешли в новую фазу. Была создана общественная организация под патронажем Принца Уэльского (супруг Королевы Елизаветы II) и целью её стало поднятие целиком сохранившейся части корабля на поверхность. Мэри Роуз была обкопана со всех сторон, а ил был удалён с помощью водомётов. После этого с использованием специальных опорных стоек и плавкрана вся сохранившаяся половина корабля была поднята из воды и бережно опущена на баржу. Баржу отбуксировали в Портсмут в специально подготовленный для этого ангар для проведения консервационных и реставрационных работ. Ключевое слово тут “консервационных”. Дерево, долгое время пролежавшее без доступа кислорода, начинает усиленно гнить как только попадает в обычную для нас и новую для него среду. Именно так были потеряны многие предметы старины, поднятые в процессе раскопок XIX века, так как тогда ещё не существовало технологий позволяющих сохранить их.

После завершения работ по консервации и реставрации ангар был преобразован в музей. Музей этот можно сказать расположен ниже уровня земли. Это было сделано для упрощения поддержания прохладной температуры воздуха в зале, где храниться корабль. Точнее сказать это не зал, а камера, где половина корабля размещена не горизонтально, как её нашли на дне бухты, а вертикально, как она и должна быть. По факту посетители видят корабль в разрезе примерно по его центру. Видны все его палубы и помещения.

Вид сбоку
Вид сбоку
-22
-23
-24
Команда Мари Роуз
Команда Мари Роуз

Естественно, музей полон предметов, которые были обнаружены в отсеках корабля и на морском дне: артиллерийские орудия, инструменты, всевозможные виды вооружения, которые корабль нес на войну, предметы обихода и прочее. Особое место среди артефактов, обнаруженных на корабле, были отлично сохранившиеся английские луки. На этом можно остановиться поподробнее.

Английский лук, более часто его называют длинным английским луком (long bow), занимает особое положение в истории Англии. Данное оружие внесло неоценимый вклад в историю противостояния страны с противниками (кто был прав и неправ в этих противостояниях и войнах мы оставим за скобками). Исторически сложилось так, что в Англии лук издревле и самое главное почти повсеместно использовался для охоты. Этому способствовало то, что на острове произрастали деревья, наиболее подходящие для его изготовления, такие как вяз, ясень, орешник, дуб, и особенно тис. Мастерство изготовления луков уходило далеко в глубину веков и например, лук, сделанный из цельного куска тиса, был эффективнее чем в десятки раз более сложный композитный лук, изготавливаемый мастерами Востока (композитным луком называются луки, создаваемые из нескольких материалов: роговых вставок, жил и дерева). Английские луки имели внушительные размеры – до 2.1 метра и требовали больших усилий для стрельбы. Мальчиков лет с 10 сразу приучали к стрельбе из лука, сначала из детских, но с каждым годом увеличивая их размер. Такой подход формировал у лучников определенные навыки и необходимую мускулатуру. Для посетителей в музее были выставлены несколько луков, поднятых с Мери Роуз. Первый имел силу натяжения 15 кг, и я его смог натянуть в принципе без сверхусилий. Второй был в 25 кг, и я его уже не смог, не хватило сил. Не хватило примерно 10 см, но было ощущение, что через месяц-два тренировок я бы смог им управлять. Третий был в 45 кг, и у меня нет никаких шансов пострелять из него. Вот именно с ним я бы мог управляться только если бы занимался стрельбой с детства и не переставая (и то не факт).

-26

Англии удавалось формировать многотысячные подразделения из лучников, решавших исход битвы во многих сражениях. Тысячи стрел, выпущенных за короткое время мало кому оставляли шанса выжить, плотность огня была до нескольких десятков стрел на один квадратный метр территории на которой стоят войска противника.

Когда мы говорим про искусство владения луком то обычно все воспринимают это как умение попадать в горизонтальную мишень, что мы можем лицезреть на современных соревнованиях. Однако способности средневековых лучников были несколько шире. От лучника требовалось уметь попадать в пень от спиленного дерева, расположенного на расстоянии в 50 метров. То есть надо пустить стрелу вверх так, чтобы она вонзилась в пень с высоты, можно сказать вертикально. Также лучники могли стрелять за угол. На первый взгляд кажется нереально, как стрела может завернуть за угол. Я тоже в это не верил пока не увидел видео, где опытные стрелки-реставраторы выполняют такой трюк.

HMS Warrior (Воин)

Это первый военный полностью стальной корабль для морского плавания. Спущен был в 1860 году. До него сталь и иные сплавы применялась в кораблестроении только в качестве обшивки, а скелет корабля (киль, шпангоуты, бимсы и пр.) изготавливался из дерева.

Корабль был срочно заложен в противовес заложенному чуть ранее французскому кораблю La Couronne (Корона). Многовековое противостояния с Францией требовало всегда быть впереди – хоть по количеству кораблей, хоть по их качеству и характеристикам. Ускоренное проектирование и строительство Warrior, а также задержки в строительстве La Couronne позволили англичанам первыми в мире спустить на воду корабль такого класса. На момент спуска он был самым большим и мощным военным кораблём в мире.

-27

Честно говоря, в мировом масштабе для многих это было недосягаемым решением, но для развитой сталелитейной промышленности Англии это не было чем-то сверхъестественным.

Корабль имел как полное парусное вооружение, так и паровую машину мощностью более 5 тыс. л.с. При движении под парусами было предусмотрено временное складывание дымовых труб (они были телескопические) и снятие гребного винта для уменьшения сопротивления. Причем под парусами он развивал всего лишь немногим меньшую скорость чем идя под паром, 13 узлов против 14,4.

Механизм поднимания винта
Механизм поднимания винта

Кроме этого, на корабле применили следующие нововведения:

- двойное дно;

- разделение судна на водонепроницаемые переборки (всего их было 92);

- полное бронирование орудийной палубы и машинного отделения. Броневые плиты толщиной 114 мм (4.5 дюйма) крепились на 410 мм подложку из тиса.

-29
-30
Броневая коробка
Броневая коробка

Корабль нёс службу на протяжении 17 лет. После морального устаревания и вывода из состава действующего флота он использовался как мобильная генераторная станция, как тренировочный корабль и как склад материальных ценностей и топлива. Он несколько раз менял имя, и во второй половине XX века, только несколько человек в Британском флоте знали, что из себя представляет вот этот ничем не примечательный топливозаправщик под именем Hulk C77. А представлял он последний сохранившейся корабль Викторианской эпохи. И, как и с Мэри Роуз, судьбу его решил Принц Уэльский, решивший восстановить его для потомков. По итогу судьба быть разобранным на металл обошла его, и он был удостоен чести стать музеем, который был открыт для посещения в 1987 года.

Общий вид
Общий вид
Вид с носа
Вид с носа
Вид на бушприт
Вид на бушприт
-35
Так называемое погонное орудие. Иными словами, для погони – так как стреляет прямо по курсу судна. Остальные орудия имеют возможность вести огонь только с бортов. Хорошо видны стальные полосы, прикреплённые на палубе по которым орудие поворачивалось как по рельсам.
Так называемое погонное орудие. Иными словами, для погони – так как стреляет прямо по курсу судна. Остальные орудия имеют возможность вести огонь только с бортов. Хорошо видны стальные полосы, прикреплённые на палубе по которым орудие поворачивалось как по рельсам.
-37
-38
Штурвал. Видны четыре его секции для возможности управления сразу несколькими людьми в неспокойную погоду.
Штурвал. Видны четыре его секции для возможности управления сразу несколькими людьми в неспокойную погоду.
Вид на верхнюю палубу
Вид на верхнюю палубу
Упор бушприта
Упор бушприта
Главные орудия. Можно заметить, что орудия закреплены в походном положении
Главные орудия. Можно заметить, что орудия закреплены в походном положении
Место хранения ружей. Для минимизации времени получения оружия в случае необходимости
Место хранения ружей. Для минимизации времени получения оружия в случае необходимости
Место хранения холодного оружия (абордажные сабли)
Место хранения холодного оружия (абордажные сабли)
Ещё одно место хранения холодного оружия
Ещё одно место хранения холодного оружия
Ещё одно место хранения холодного оружия
Ещё одно место хранения холодного оружия
Военный корабль есть военный корабль. Всё подсинено бронированию, скорости и вооружению. Орудие установлено прямо в каюте офицера.
Военный корабль есть военный корабль. Всё подсинено бронированию, скорости и вооружению. Орудие установлено прямо в каюте офицера.
С другого ракурса
С другого ракурса
Подвесной стол для приёма пиши
Подвесной стол для приёма пиши
Вид на орудийную палубу. Видны подвесные столы, подготовленные ядра и банники, подвешенные под потолком. Круглые люки в палубе — это отверстия для подачи пороховых картузов из крюйт-камеры. Массивные кольца для закрепления орудий.
Вид на орудийную палубу. Видны подвесные столы, подготовленные ядра и банники, подвешенные под потолком. Круглые люки в палубе — это отверстия для подачи пороховых картузов из крюйт-камеры. Массивные кольца для закрепления орудий.
Походное закрепление орудия. Кране необходимая вещь, т.к. вес его несколько тонн
Походное закрепление орудия. Кране необходимая вещь, т.к. вес его несколько тонн
Спусковой механизм и шнур, приводящий его в действие. Рай перфекциониста
Спусковой механизм и шнур, приводящий его в действие. Рай перфекциониста
Каюта офицера
Каюта офицера
Кают-компания. На заднем плане каюта капитана
Кают-компания. На заднем плане каюта капитана
Уровень крена корабля
Уровень крена корабля
Котельное отделение
Котельное отделение
Угольная яма. Видна герметичная заслонка
Угольная яма. Видна герметичная заслонка
-58
Видно, что емкость передвигается по специальному рельсу, по которым она перемещается от угольных ям и вдоль каждой топки
Видно, что емкость передвигается по специальному рельсу, по которым она перемещается от угольных ям и вдоль каждой топки
Хранение внутри корабля одной запасной лопасти
Хранение внутри корабля одной запасной лопасти
Машинный телеграф
Машинный телеграф
Карцер
Карцер
Видны спецпредметы воспитания матросов
Видны спецпредметы воспитания матросов
Дверь каюты главного артиллериста
Дверь каюты главного артиллериста
А вот она сама. Ширина кровати не более 60 см. Длина не более 185
А вот она сама. Ширина кровати не более 60 см. Длина не более 185
Лазарет
Лазарет
Помещение ремонта снастей и парусов
Помещение ремонта снастей и парусов
Крюйт-камера (помещение хранения боеприпасов)
Крюйт-камера (помещение хранения боеприпасов)
Стул капитана с необычной в наши дни для удобства выпуклостью
Стул капитана с необычной в наши дни для удобства выпуклостью
Минибиблиотека
Минибиблиотека
Все книги оригинальные XIX века. Вот эта конкретно 1809 г.
Все книги оригинальные XIX века. Вот эта конкретно 1809 г.
Стихотворение
Стихотворение

На этом всё! Спасибо за прочтение)) Если интересна такая тематика можно поддержать канал лайком или подпиской.

Продолжение следует...