"Самый классный классный", так называется одноименный конкурс, в котором я однажды, а потом несколько лет подряд принимала участие. И даже занимала призовые места. Это было увлекательно и много нового для себя я вынесла из этих конкурсов. Главное, конечно, люди. Глаза, идеи, разговоры, их опыт и настроение! Это и просто, и сложно. Хотя, как посмотреть. В классные руководители идут, как правило очень творческие, неуспокоенные, неординарные, живые, увлеченные, страстно любящие детей и свою работу люди. Они не измеряют рабочее время звонками на урок и часами "сеточной" нагрузки. Они живут этим своим "классручеством", как дышат. И все время смотрят по детям, только они являются мерилом работы класрука. Еще, конечно, родители, которые и помогают, и часто только мешают классному руководителю, т.к. они то точно знают, как ему надо работать.
Формы работы классного руководителя настолько разные, насколько сами классные руководители отличаются друг от друга и насколько по-разному они видят и понимают свою работу.
И чем их, этих форм, больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и поездки, обсуждения и тренинги, дискуссии и дебаты, игры и тематические вечера, экскурсии и интересные встречи, литературные гостиные и всякого рода мастер-классы, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда. И ни один классный руководитель еще не обошелся без родительского собрания, которое как индикатор покажет настроение и чем живет сегодня родитель, что волнует в данный момент родительскую общественность. А кроме них, совместные мероприятия для учеников и родителей: поездки, беседы, праздники, соревнования, игры, турниры, родительские лектории по актуальным проблемам педагогики с приглашением узких специалистов по разным сферам деятельности.
Да, сегодня, (назовем вещи своими именами)- это очень неплохие деньги. И это играет свою роль - в классные руководители полезли все, кому надо и не надо. А то, что эти деньги еще и отрабатывать нужно, а не только числиться в класруках и получать, в голову приходит не всем. И ведь нигде не написано: вот столько поработал...уже хватит, а вот столько...еще - нет. Деятельность классного руководителя практически измерить невозможно, если не свести к банально количеству проведенных классных часов и родительских собраний, выпущенных стенгазет, организованных мероприятий и поездок. Хотя это тоже время, силы, нервы, еще какие! Только одни организационные моменты чего стоят. Перед тем, как провести, все это надо вначале придумать, спланировать, подготовить как можно тщательней. Иногда это даже сложнее, чем провести просто урок по предмету. И вот здесь роль родителей часто может стать бесценной. Стать родителям другом, партнером, соратником, единомышленником и близким человеком, совсем непросто. Завоевать их доверие, пользоваться у них авторитетом - это огромный труд души. На это надо время и мозги, и еще не факт, что получится. Бывает, класрук годами бьется, а не получается быть "на одной волне" с родителями, ну никак не получается.
Да, есть и плюсы, когда три раза в год(в день учителя, в Новый год и 8 Марта) класрук "завален" просто цветами и подарками(кстати, все относительно, кого-то могут просто и забыть поздравить). Но это три раза в год, а остальное время в учебном году классный руководитель много-много работает. Классный руководитель помогает, вникает, поддерживает, спасает, ориентирует и все время находится рядом со своими подопечными. Он не думает о личном времени, силах, эмоциях, здоровье (устал-не устал), отдает все, что есть. Не даром классных руководителей ласково называют "классными мамами", а это надо заслужить. Иногда дети доверяют ему самое сокровенное, даже то, чем не делятся с родителями. Это дорогого стоит. Ведь детей нельзя заставить любить или не любить, это как дышать, это либо есть, либо нет. Дети очень тонко чувствуют фальшь, их невозможно обмануть. Безусловно, "класручество" не для всех. А у вас другое мнение?