На Балтике немецкий и советский флоты помнят о трагических эпизодах эвакуации в ходе войны. Для Краснознамённого Балтийского флота таким трагическим событием стал Таллинский переход.
После того, как КБФ приобрёл новые базы в новых союзных республиках, корабли вошли в порты Клайпеды, Риги и Лиепаи, а главной базой стал Таллин. С началом войны флот решено было вернуть в Кронштадт, причём 22 августа 1941 г. был перехвачен приказ Гитлера, требовавший уничтожения всего КБФ на минно-артиллерийской позиции в районе средней части Финского залива. Действия командующего КБФ вице-адмирала В.Ф. Трибуца обсуждать не будем – в некоторых воспоминаниях моряков прямо ставится вопрос, был ли он человеком… не очень умным или прямым врагом?
Таллинский переход был катастрофой: в Кронштадт под бомбами, среди минных полей, под обстрелом береговых орудий добралось всего 107 кораблей, было уничтожено более 60. Погибло, по разным подсчётам, от 12 до 14 тысяч перевозимых военных и гражданских (на самом деле больше, потому что эвакуировались не только на крупных судах, но и на катерах, буксирах, сейнерах и даже яхтах). У немцев было сбито лишь три самолёта (по другим сведениям, 10). Такое соотношение потерь и результатов привело к фантастическому всплеску пропаганды арийской силы и неотвратимого натиска.
Беззащитные транспортные суда превращались в мишени – всё это повторится потом на Чёрном море при эвакуации Севастополя. Так, госпитальное судно «Армения» было атаковано торпедоносцем и затонуло в течение 4 минут. Из нескольких тысяч раненых и эвакуированных спаслось 8 человек. Международные специалисты по морскому праву утверждают… а вот дальше внимание: на борту «Армении» было 4 зенитных пушки, он перевозил военные грузы, поэтому это уже военное судно – немецкий лётчик имел право его уничтожить!
А теперь скажите, почему уже несколько десятков лет полощут доброе имя подводника А.И. Маринеско – он тоже атаковал гражданское судно, на котором установлены орудия и находились военные грузы! И наш, российский «исследователь» с пафосом спрашивает: «Вильгельм Густлофф» был наполнен ранеными, медсестрами и в основной своей массе беженцами, преимущественно женщинами и детьми. Может ли быть названо подвигом торпедирование этого корабля, где, между прочим, погибших было больше, чем на знаменитом "Титанике"? (Атака века – подвиг или преступление? https://tverdyi-znak.livejournal.com/318543.html)
Напомню, в ноябре 1944 г. фашистское командование объявило Балтику «зоной неограниченной войны», поставив задачу топить всё без разбора, что и выполнялось с немецкой педантичностью.
То есть пока ИМ удавалось уничтожать наши корабли, а в Атлантике суда союзников – это были «героические дела бравых парней из Kriegsmarine», а когда советский подводник двумя атаками уничтожил два огромных судна, перевозивших удирающих немцев, его обвинили (причём не только на Западе, но и в РФ) «в массовом убийстве мирных граждан, в том числе маленьких детей, которые эвакуировались на потопленном им корабле... На абсолютно гражданском судне. Чуть ли не под красным крестом».
Причём самое невероятное в этой истории – Хайнц Шон, моряк с «Густлоффа», спасшийся в ту ночь, много лет изучал события и опубликовал книгу, где беспристрастно заключил, что судно однозначно представляло собой военную цель, поэтому его потопление военным преступлением назвать нельзя.
В послевоенные годы немецкий Институт морского права признал, что «Вильгельм Густлофф» все же являлся законной военной целью, так как на нем находились сотни специалистов, а также зенитные орудия.
И только для наших журналистов это остаётся военным преступлением.
А давайте тоже, как американцы в память о погибшем наркомане и наркодилере, будем, приезжая на Балтику, на одну коленку вставать?
Или лучше помянем грешную душу капитана Маринеско, который оказался в нужное время в нужном месте с тремя такими нужными торпедами!