Найти тему
Загадки истории

Бесстыжие валдайские крестьянки: почему о них сложилось такое мнение?

Оглавление

Крестьянок из села Валдай – а этот населенный пункт до 1770 года считался именно селом – представляли как бесстыжих девушек, которые готовы на многое.

Такое мнение существовало на протяжении целых двух веков: 18-го и 19-го.

Причем о валдайских крестьянках вспоминал даже Дюма-отец в одном из своих произведений. В каком именно – напишу чуть ниже.

Слава в писательской среде

Если разобраться, то получится, что не только литераторы отзывались о валдайских крестьянках, как о доступных и бесстыжих девушках. Но вспомню я писателей и поэтов, как авторитетов и людей, рассказавших в ряде произведений о времени, в котором они жили.

Начнем с Александра Сергеевича Пушкина. Точнее – с его товарища.

У нашего великого поэта был довольно близкий друг, которого звали Алексей Вульф. Этот Вульф вполне безобидно, но с намеками, трогательно писал про «лилейные щечки» валдайских крестьянок.

Гавриила Державин был менее сдержан в выражениях. Видимо, из-за жизненного опыта. Он писал про крестьянок так: «Непотребные ямские девки».

Иностранец Франциско Миранда, видимо, начитавшись отзывов и наслушавшись мнений, решил воспользоваться доступностью девушек с Валдая, но ничего не получил. Его поселили за 2 км до Валдая. Запомним этот опыт Миранды. Про него еще потом пойдет речь.

Сам Александр Сергеевич Пушкин решил упомянуть валдайских крестьянок в «Евгении Онегине». Биографу Сергею Соболевскому поэт при этом сообщил в одном из писем, что девушки «податливые». Ничего более А.С. не уточнял. Видимо, рассчитывал, что Соболевский его прекрасно поймет. И мы тоже можем догадаться.

Александр Радищев, несмотря на критику со стороны Пушкина и гонения со стороны Екатерины Второй, упомянул в своем «Путешествии из Петербурга в Москву» валдайских девок, назвав их «потерявшими стыд». Любопытно, что в черновом варианте произведения Радищев указывает, что парился в бане вместе с этими крестьянками.

Еще двух наших авторов упомяну. И потом можно переходить к знаменитым иностранцам.

Итак, Валентин Пикуль в «Фаворите» описал Валдай как самый настоящий вертеп. А Алексей Толстой намекал на «любострастие» местных женщин.

Жан-Франсуа Ансело указывал, что валдайские дамы очень навязчивы и пытаются вовлечь в блуд.

Дюма-старший в «Учителе фехтования» вспоминает, что на Валдае живут девушки, которые носят короткие юбки.

То есть, как вы видите, писатели характеризовали жительниц Валдая примерно одинаково. Почему?

-2

Маркетинг в позапрошлом веке

Крестьянки с Валдая продавали баранки. Но людям, которые впервые столкнули с ними, казалось, что девушки, а точнее – женщины, занимались чем-то другим.

Всё дело в особом методе привлечения клиентов.

Действительно, валдайским женщинам можно было надевать короткие юбки. Более того, они пользовались косметикой. И не «пока муж не видит», а когда продавали бублики. Мужчины сами покупали своим женам косметику, тратили на это деньги. Расходы окупались.

Валдайские крестьянки, действительно, никого не боялись, были настойчивы в продаже товара.

Существовал и любопытный бонус для покупателей. Те, кто приобрел баранки, мог поцеловать женщину-продавца через бублик. И, поверьте, такое желание у многих мужчин возникало. Как я отмечала: косметика, короткие юбки… Всё это использовалось с разрешения церкви.

Девушки, вероятно, были все красивые. Торговать пускали не кого попало, а замужних женщин, которые уже успели родить своего первого ребенка. Причем – именно мальчика. Что касается последнего, то мне не очень понятно, почему заниматься продажей баранок не могли мамы девочек. В остальном – всё понятно.

Во-первых, запрещалось заниматься торговлей незамужним – чтобы никто из покупателей не запудрил мозги, не сбил с истинного пути молоденькую девушку.

Во-вторых, баранки продавали женщины, у которых уже родился первенец. Это были дамы с опытом, но и молодые, красивые. Запрещалось торговать баранками тем, у кого ребенку уже исполнилось 5 лет.

Проще говоря, женщины наряжались, красились и пытались обольстить мужчин-покупателей настолько, что те с удовольствием покупали баранки. Прекрасный маркетинговый ход!

-3

Были ли дополнительные услуги

Судя по тому, что пишут историки и отмечают писатели с поэтами, единственным бонусом от валдайских крестьянок был поцелуй через баранку. Всё остальное – фантазии. Вспомним нашего несчастного испанца, который много хотел, но ничего не получил.

Как я указала, всё делалось ради продаж. И если замужние женщины получали согласие церкви на использование косметики, то они точно не занимались предосудительными вещами. Писатели же выдали желаемое за действительное.

Не исключаю, что были отдельные случаи, когда крестьянки давали покупателям не только бублики. Но без доказательств это ничего не значит.