Найти тему

Как Госдума 5 лет игнорировала положение старшего поколения

Вспоминая события пятилетней давности, можно со всей ответственностью заявить, что самые важные предложения Партии пенсионеров, сформулированные в 2016 году накануне выборов депутатов Государственной Думы 7 созыва, так и не смогли найти свое воплощение в нормах действующего законодательства.

Причина этого хорошо известна – решение Центризбиркома РФ, признанное позднее Конституционным судом противоречащим статье 42 Основного документа страны, о снятии партийного списка по одномандатным округам не позволило Партии пенсионеров провести полноценную избирательную кампании и в конечном итоге заявить о своих требованиях непосредственно с парламентской трибуны.

Хотим напомнить, что именно тогда Партия пенсионеров предложила высшему законодательному органу представительной власти немедленно приступить к разработке и реализации федеральной общенациональной программы по формированию уважительного отношения к людям старшего возраста.

Мы заявляли, что качество жизни пожилого человека, как и любого человека вообще, объективно не может не носить комплексного характера, включая все сферы общественной жизни, а потому нельзя улучшить социальное и экономическое положение старшего поколения полагаясь только на административные решения. Для этого, по мнению партии, требовались комплексные меры, направленные на снижение трех наиболее опасных факторов.

Во-первых, в результате того, что знания, опыт и достижения старшего поколения в нашем обществе не получили пока должной оценки, существуют жесткие ограничения для профессиональной деятельности и социальной самореализации пожилых людей. Как показывала практика, работники старшего возраста, даже обладающие высокой квалификацией, становились жертвами необоснованных увольнений и были вынуждены соглашаться на низкооплачиваемую работу и тяжелые условия труда.

Во-вторых, наша партия отмечала, что в российском медийном пространстве господствуют представления, способствующие распространению дискриминации по возрасту, — так называемого «эйджизма». В общественное сознание для описания старых людей внедрялись такие определения, как слабый, бедный и одинокий. Соответственно, в средствах массовой информации, в кино, рекламе и на телевидении доминирующий тренд в оценке старости – это ассоциации с депрессией и ограниченными возможностями. По мнению партии, в результате этого разрушается солидарность поколений, следствием которой становится радикализация молодежи и возникновение противоречий между различными социально-возрастными группами.

В-третьих, люди старшего возраста нередко страдают от отсутствия доступной и качественной медицинской помощи. Партия подчеркивала, что наряду с так называемой «оптимизацией» системы здравоохранения, из-за которой в стране закрылось множество медицинских учреждений, крайне медленно развивается гериатрическая помощь, что не позволяло более качественно лечить представителей старшего поколения.

Наша партия утверждала, что улучшение социального положения людей предпенсионного и пенсионного возраста выгодно всему российскому обществу. И не только потому что молодые люди когда-нибудь тоже станут пенсионерами. Положительный эффект они почувствуют значительно раньше. Поэтому, содействуя решению проблем старшего поколения, мы создаем условия для эффективного социально-экономического развития страны и ее политической стабильности. Мы заявляли, что наше общее будущее, будущее детей и внуков напрямую зависит от того, насколько эффективно удастся улучшить положение старшего поколения.

Все эти годы мы пытались убедить парламентские партии, что становление и упрочение необходимого качества жизни старшего поколения должно стать первоочередной задачей всех без исключения государственных органов и социально-ориентированных хозяйствующих субъектов, а потому вопросы обеспечения качества жизни старшего поколения граждан России должны быть включены в законодательство Российской Федерации, а также быть критерием принятия необходимых управленческих решений.

Сегодня же, подводя итоги работы Государственной Думы 7 созыва, становится понятно, что парламентские партии полностью проигнорировали наши предложения, касающиеся повышения качества жизни представителей старшего поколения. Даже внесение соответствующей поправки в Конституцию РФ о формировании уважительного отношения к старшему поколению, за которую в 2020 году проголосовало подавляющее большинство россиян, не стало побудительным мотивом для депутатов, чтобы приступить к разработке соответствующих законодательных норм, уточняющих механизм реализации новой статьи основного документа страны.

В конечном итоге избирателям в очередной раз пришлось довольствоваться исключительно декларациями и рассуждениями, а не законами, закладывающими основу комфортной и достойной жизни граждан нашей страны.