ХХ век переосмыслил не только роль художника в существовавшей художественной системе, но и рождает новый тип творца, который превращает процесс создания произведения в игру, эпатирует публику и собратьев по профессии, привлекает в работу достижения и открытия науки и техники. Марсель Дюшан - культовая личность во всех отношениях, один из первых художников-авангардистов (дадаистов, сюрреалистов и других "истов"), который, успев написать и выставить несколько живописных работ, сделал вывод о "смерти живописи".
1. Марсель Дюшан (1887-1968) родился в семье преуспевающего нотариуса и получил классическое образование. Его дед был довольно известным живописцем и графиком. Поэтому, увлечение искусством в семье не было случайным (два его брата также "ушли" в творчество). В возрасте 15 лет Марсель начал писать довольно приличные картины в импрессионистической манере, также прошел увлечение постимпрессионизмом, кубизмом и фовизмом. Однако, уже эти работы говорят о творческих поисках юного художника, попытках синтеза и, главное, о нежелании писать "в стиле того или иного творца".
2. Марсель Дюшан был не плохим карикатуристом. Он сотрудничал с известными изданиями - "Ле Рир" ("Смех") и "Ле Курье Франсэ" ("Французский курьер"). Уже тогда зарождается его авторский почерк -
подписи под рисунками в виде каламбура, игры слов, шарады/ребуса. Впервые, как карикатурист, выставился в 1907 г. на парижском Салоне художников-сатириков.
3. Около 1910 года Дюшан знакомится с таким методом, как "хронография", суть которого заключается в графической регистрации процессов. Результатом изучения стало несколько версий "Обнаженной, спускающейся по лестнице". Первый вариант не был пропущен на выставку и это было для Дюшана как "ушат холодной воды". Именно тогда он понял, что "избавился от прошлого" и не может принадлежать к какой-либо группе. Можно быть только самим собой, что он и делал всю оставшуюся жизнь. Через год, в 1913 г., за океаном, в Нью-Йорке была выставлена "Обнаженная, спускающаяся по лестнице №2" и Дюшан внезапно приобретает титул "главного представителя современной живописи". Этот факт еще раз говорит о том, насколько разным было восприятие искусства публикой в старушке Европе и Новом Свете. Именно в Америке творчество Дюшана окажется мотивирующим, интересным и понятным (насколько это вообще можно применить к мастеру).
4. 1913 год становится переломным для Дюшана во многих отношениях. Два события предопределяют дальнейшее направление таланта мастера. Он посещает вместе с Ф.Пикабиа и Аполлинером сценическую адаптацию романа Р.Русселя "Африканские впечатления" и понимает, что есть новые формы и области в искусстве, не тронутые художниками. Тогда же, Дюшан устраивается на работу в парижскую библиотеку Сен-Женевьев, где знакомится с трудами А.Пуанкаре. Это приведет к отказу от живописи, художник выбирает новые формы выражения.
5. Желая сменить обстановку, в 1915 г. Дюшан едет в Нью-Йорк, где с удивлением узнает, что является очень популярным в Америке художником (после появления на выставке 1913 года "Обнаженной, спускающейся по лестнице №2"). Жизнь здесь полностью поглощает художника и он очень плодотворно работает (даже в традиционных техниках). В 1917 г. он посылает на выставку Общества независимых художников свой знаменитый "Фонтан" под именем д-ра Ричарда Матта. И теперь искусство перестает быть прежним.
6. Он первым создал ready-made, то, без чего не возможно представить культуру второй половины ХХ века. Прикрепленное колесо от велосипеда к стулу - первая подобная работа в истории. Саму концепцию "готовых вещей" он разовьет чуть позже. Главное - искусством может стать любая вещь, помещенная в непривычную для нее среду. И, в тоже время, под сомнение ставится само понятие "искусство" и поклонение перед ним. Опять каламбур.
7. Дюшан - предтеча кинетического искусства. Он создавал как моторизированные скульптуры, так и роторельефы. Он рисовал рисунки на плоских картонных кругах и крутил их на фонографическом проигрывателе. При вращении плоские диски выглядели трехмерными. Некоторые ученые-оптики всерьез думали, что они могут быть полезны для восстановления трехмерного стереоскопического зрения у людей, потерявших зрение на один глаз.
Так же, предвосхищая произведения Д.Кейджа, признанного классика кинетического искусства, Дюшан работал с различными музыкальными идеями. Сохранилось как минимум три его пьесы: две композиции и ноты к мюзиклу. Согласно рукописи, не опубликованной при жизни мастера, произведение предназначалось для механического инструмента, «в котором подавлен виртуозный посредник». Описано и само «устройство, автоматически записывающее фрагментарные музыкальные периоды», состоящее из воронки, нескольких вагонов открытого типа и набора пронумерованных шаров.
8. В 1923 г. Дюшан забрасывает художественное творчество и посвящает себя исключительно шахматам, принимает участие в международных турнирах. Он живет между Америкой и Европой, организовывает художественные вечера и, скрывая от всех, на протяжении 20 лет (с 1946-го по 1966-й года), в своей студии в Гринвич-Виллидж, работает над последним произведением "Дано...". Работа была настолько окутана тайной, что только спустя 25 лет после смерти художника было установлено, что позировала ему возлюбленная Мария Мартинс, скульптор из Бразилии. "Все дано, но все недосягаемо"
9. Дюшан был самоучкой, что не помешало ему произвести революцию в искусстве и стать родоначальником постмодерна. Некоторые исследователи считают, что единственным художником, который имел влияние на Дюшана был Анри Матисс, даже после того, как он отказался от традиционной живописи.
10. Один из образов и псевдонимов художника - Роуз (Роза) Селави (R(r)ose Selavy), что представляет собой излюбленный каламбур - "Эрос, жизнь такова"/"Тост за жизнь". В 1921 году совместно с Маном Рэйем они создают этот женский образ Дюшана. Однако!
11. Не смотря на ярко выраженную позицию холостяка, Дюшан был дважды женат. В 1927 году он женился на Лидии Саразен Левассор. После медового месяца пара станет жить отдельно, а через полгода Лидия подаст на развод. Что это было, знают только одни двое. Или только сам Дюшан.
В 1954 году он решился на повторный брак. Избранницей стала Алексин Саттлер, с которой он проживет 14 лет, пока смерть не разлучит их.
12. Художник скончался скоропостижно, после ужина с друзьями, от инфаркта - 2 октября 1968 года. Был похоронен в Руане. Эпитафия была придумана им самим еще при жизни: "Впрочем, все равно умирают другие!"...
Сам художник верно подметил: "Творческий акт совершается не только художником, зритель приводит произведение в контакт с внешним миром, расшифровывая и интерпретируя его внутреннее содержание, и, таким образом, вносит свой вклад в творческий акт".
Читайте еще: Прерванный полет. Михаил Казас, Живопись 1937 года и Как стать мастером косплея