Найти в Дзене
Моя страна СССР

Самый популярный микроавтобус в Советском Союзе - украинский «Старт»

Советская автомобильная промышленность имела большое разнообразие моделей. Инженеры постоянно экспериментировали, стараясь создать наиболее удачные образцы. В 1963-ем году украинским инженерам Северодонецкой авторемонтной базы удалось создать микроавтобус, который получил популярность на весь Советский Союз. Его назвали «Старт». «Старт» дан «Старт» производился в Донецке в течение 7 лет, до 1970-го года. Всего здесь было выпущено 150 образцов. Его создавали на базе 21-й «Волги». Корпус был выполнен из стеклопластика и дерева. На тот момент, стеклопластик считали инновационным материалом, за которым будущее, поэтому стремились впихнуть его везде. Первый экземпляр «Старта» разрабатывался специально для любителей путешествий. У него был специальный умывальник, смонтированный в багажнике, а в салоне размещались шкафчики для посуды. Дизайн принадлежит авторству Юрия Андроса. Микроавтобус имел массу в 1.7 тонны, с длиной в 5.5 метров. Ширина колёсной базы 2840 миллиметров. Основным двигателе
Оглавление

Советская автомобильная промышленность имела большое разнообразие моделей. Инженеры постоянно экспериментировали, стараясь создать наиболее удачные образцы. В 1963-ем году украинским инженерам Северодонецкой авторемонтной базы удалось создать микроавтобус, который получил популярность на весь Советский Союз. Его назвали «Старт».

«Старт» дан

«Старт» производился в Донецке в течение 7 лет, до 1970-го года. Всего здесь было выпущено 150 образцов. Его создавали на базе 21-й «Волги». Корпус был выполнен из стеклопластика и дерева. На тот момент, стеклопластик считали инновационным материалом, за которым будущее, поэтому стремились впихнуть его везде.

Первый экземпляр «Старта» разрабатывался специально для любителей путешествий. У него был специальный умывальник, смонтированный в багажнике, а в салоне размещались шкафчики для посуды. Дизайн принадлежит авторству Юрия Андроса.

 Советский «Старт» в классическом бело-голубом цвете. Фото в свободном доступе
Советский «Старт» в классическом бело-голубом цвете. Фото в свободном доступе

Микроавтобус имел массу в 1.7 тонны, с длиной в 5.5 метров. Ширина колёсной базы 2840 миллиметров.

Основным двигателем был «Волговский» ЗМЗ-21. Он имел мощность в 75 лошадиных сил и 4 цилиндра. Этого хватало, чтобы разгонять микроавтобус до приличных 100 километров в час. Ресурс двигателя составлял порядка 250 тысяч километров, после чего ему требовался капитальный ремонт.

В процессе эксплуатации выяснилось, что стеклопластиковый корпус имеет один существенный недостаток: при длительном воздействии отрицательных температур он терял свою прочность, что приводило к деформации кузова.

Новый «Старт»

Свой вариант микроавтобуса пытались выпускать на автосборочном заводе в Луганске. Новый «Старт» лишился своей традиционной надписи, а также получил новую подвеску от ЗиМА. Это позволило добиться более плавного хода, особенно по ухабистым дорогам.

Микроавтобус «Старт» внутри салона. Фото в свободном доступе
Микроавтобус «Старт» внутри салона. Фото в свободном доступе

Инженерам из Луганска пришлось незначительно переработать корпус, поскольку оригинальных чертежей у них не было. В итоге, из сборочного цеха вышло всего 20 экземпляров, после чего производство остановили.

Ещё один вариант выпускался на Коростенском ремонтном заводе в Житомирской области. Производство началось в 1967-ом году. За год тут собрали 70 микроавтобусов. Существовало несколько вариантов расцветки, начиная от классического белого, и заканчивая непривычным розовым цветом.

Автобаза треста «Главдонбасстрой», которая располагалась в Донецке, также собрала 10 микроавтобусов «Старт». Получается, что на Украине их производили все, кому только хватало желания.

Использование

«Старты» использовали для самых разных целей, начиная от такси, и заканчивая службой в милиции. Несколько экземпляров даже отправили в Москву, где они колесили по местным улицам.

Одно время даже пытались создать карету «Скорой помощи» на базе этого микроавтобуса, но заказов не было, поэтому производство пришлось свернуть.

 Кадр из кинофильма «Кавказская пленница». Фото в свободном доступе
Кадр из кинофильма «Кавказская пленница». Фото в свободном доступе

На одном из «Стартов» даже была установлена спецсвязь КГБ. Это была модель, которую передали Шелесту – первому секретарю компартии Украины.

Засветился «Старт» и в фильмах. Внимательные зрители могут заметить такой микроавтобус в одной из последних сцен комедии Гайдая «Кавказская пленница». На нём увозят главную героиню.

Спасибо за внимание! Ставьте 👍лайки и подписывайтесь на ✅ канал!

Вопрос к читателям:

Как Вы думаете, прижился бы в наше время такой микроавтобус?