Издавна существовала традиция – самую красивую и нарядную посуду использовать для украшения пасхального седера. Вот пасхальное блюдо, изготовленное в Центральной Европе в середине 18 в. Оно хранится в фондах Государственного музея истории религии (ГМИР).
На его верхнем ободе выгравированы иллюстрации к песенке «Хад Гадья» из пасхальной Агады. Тут и человек с книжкой, который держит на поводке козленка, и кот, который загрыз козленка, и пес, задравший кота, и другие герои песенки. А еще здесь изображен город, а над зданиями выгравированы две буквы: «цади» и «бейт», что можно расшифровать как «цадиким бо», «праведники в нем». То есть, город праведников!
На самом дне блюда изображена пасхальная жертва - ягненок. А вокруг – «четыре сына» пасхальной Агады во всей красе: мудрец, злодей, простодушный и не умеющий задать вопрос, а также герои Торы: Моше, Аарон, Мирьям и Паро – фараон. По внутреннему ободу выгравированы слова «кадеш», «урхац», «карпас» и т.д. – названия каждого этапа пасхального седера, призванные напомнить о порядке его проведения.
(По материалам jeps.ru, из интервью Аллы Соколовой, куратора раздела «Иудаизм» ГМИРа).
Хотите узнать больше о еврейских ритуальных предметах, традиционных изображениях и символах? Запишитесь на онлайн-курс ЕВРЕЙСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ: синагоги, надгробия, ритуальные предметы. 28, 30 июня и 5, 7 июля 19:00. Ведущие - Борис Хаймович, Мария Каспина