Возводить новые дома в древнем городе - тяжелая задача, удачно справиться с которой может далеко не каждый архитектор: работая в старинном городе, зодчий должен опираться на уже сформированный архитектурный облик города и при этом не забывать про поставленную перед ним современную задачу.
Архитекторы по-разному решали эту проблему: зодчие времён модерна старались воссоздавать старинные стили, используя при этом современный архитектурный язык - так в нашей стране появился неорусский стиль. В более поздние времена архитекторы-неоклассики шли другим путём: они возводили здания в новых, куда более крупных масштабах, но при этом придавали им внешние черты классической архитектуры. Но наиболее интересный способ избрали для себя архитекторы-модернисты: в их распоряжении не было богатого выбора декоративных черт, и они ничего не стилизовали - перед ними стояла задача строить совершенно новое, не похожее на архитектуру прошлого, но при этом стараться не испортить исторические ансамбли и согласовать свои работы с древнерусскими зданиями.
Сегодня я постараюсь рассказать вам несколько подобных примеров: мы с вами рассмотрим архитектуру Владимира 1970-80-х годов, в которой отчётливо выразились творческие поиски той самой золотой середины - между абсолютно новым и проверенным временем старым!
Владимирский вокзал
Дата постройки: 1975 год
Адрес: Вокзальная улица, 2
Что в первую очередь видит турист по прибытии в город? Нет, его знакомство с новым местом начинается не с основных достопримечательностей, потому что первое, что предстаёт перед его взором – это вокзал. Именно вокзал встречает туристов «одёжкой», формируя у них первое впечатление о городе.
Всё это актуально и для Владимира: большая часть туристов попадает в город по железной дороге и их знакомство со старинным городом начинается с "Владимира-Пассажирского". В 1970-х годах перед советскими архитекторами стояла тяжёлая задача: им требовалось возвести современное здание на месте снесённого старого вокзала, обладавшего интересной архитектурой, и построить новое здание, не отстающее по красоте от старого вокзала.
Сразу стоит отметить, что старинный вокзал не сочетался со старинной архитектурой Владимира ещё больше, чем здание советской постройки: старый вокзал был построен в эклектичном стиле, и ни о какой древности тут не шло и речи - обычное (пускай и удачное с точки зрения архитектуры) провинциальное здание.
Да и объёмы у него были совсем скромными - такое здание точно не подходило для одного из главных городов туристического маршрута "Золотое кольцо". Тут нужен был размах, нужно было увеличение объёмов. С этой задачей и столкнулись владимирские зодчие!
Чем же так хороша архитектура владимирского вокзала? А красота здесь, как известно, в простоте: архитекторы не стали мудрить и сделали фасад белоснежным, или, если выражаться в более подходящих для Владимира терминах - белокаменным. Причём облицевали фасад известняком - тем же материалом, который использовался в архитектуре Владимира ещё 10 веков тому назад!
Подобный выбор цвета и строительного материала идеально сыграл на внешнем облике вокзала, создав тем самым отсылку на главную отличительную черту зодчества Владимиро-Суздальского княжества 12 века - идеально белые стены храмов, украшенные легко узнаваемыми характерными узорами. Вместо узоров на здании современного вокзала располагается несколько цветных мозаик, а также ребристая верхняя часть здания - подобный приём отсылает нас к резным фасадам древних храмов Владимира!
К слову, полное непонимание этого интереснейшего художественного замысла многими людьми (как местными, так и гостями города) приносит свои горькие плоды: недавно представители РЖД предложили проект реконструкции вокзала под современный облик. Разумеется, под реконструкцией понимается полное уничтожение изначальной идеи и замены белых гармоничных стен на дешёвый и убогий вентафсад.
Радует одно - сейчас от этой идеи пока что отказались, потому что общественность встала на защиту внешнего облика вокзала. Дай бог владимирцам удастся отстоять памятник архитектуры советского модернизма - архитектурного стиля, который так не любят современные чиновники (вспомним хотя бы случай с уничтожением СКК в Санкт-Петербурге).
Владимирский академический областной театр драмы
Дата постройки: 1971 год
Адрес: Дворянская улица, д. 4
Ещё одним зданием, хорошо знакомым любому туристу, является здание Владимирского областного театра драмы, расположенное в самом центре Владимира: на Театральной площади, напротив одной из самых известных достопримечательностей города – Золотых ворот.
Здание драмтеатра куда более характерно для советского модернизма, нежели здание вокзала: от уникальной владимирской черты здесь лишь всё та же "белокаменная" облицовка, тогда как остальные приёмы отсылают нас к практически типовым проектам домов культуры, театров и кинотеатров СССР 1960-1980-х годов: крупные панорамные окна в основании здания, создающие эффект лёгкости здания, и при этом брутальные геометрические фигуры в задней части постройки, служащие здесь чисто утилитарной функции здания.
Владимирский областной театр драмы удивителен тем, что находится он в самом сердце города, в окружении старинных памятников архитектуры, и при этом никто не скажет, что он портит облик города. Наоборот, он интересно дополняет его, делает центральную площадь запоминающейся и очень удачно осовременивает древний город Владимир!
Корпус технико-экономического факультета Владимирского государственного университета
Дата постройки: 1980-е
Адрес: Дворянская улица, д. 3
Неподалёку от здания драмтеатра находится ещё один интересный памятник архитектуры советского модернизма: я говорю об одном из корпусов Владимирского государственного университета на Дворянской улице, построенного уже в 1980-х годах, ближе к закату Советского Союза.
Здание на Дворянской служит идеальным примером советского модернизма: оно "не перетягивает на себя одеяло" и не выделяется из общего архитектурного ансамбля. Напротив, оно сделано максимально скромным, а некоторые черты здания созвучны с соседними постройками: полукруглые арочные мотивы, задающие основное настроение фасаду корпуса ВлГУ, являются отсылкой на расположенные поблизости Золотые ворота и на старообрядческий "Красный" храм (обе постройки обладают аналогичными чертами и формами).
Да и в целом здание соразмерно окружающей застройке, что ещё раз демонстрирует позицию владимирских зодчих времён СССР - введение новой архитектуры должно чётко сочетаться с канонами древних построек Владимира. И в этом главный плюс местного модернизма - увы, в других городах России (например, в Санкт-Петербурге) архитекторы-модернисты не всегда помнили о важности сохранения исторического облика и могли возводить новые архитектурные доминанты в историческом центре города.
Заключение
Подводя итог, мне хотелось бы объяснить одну важную вещь. Дело в том, что я довольно часто прибегаю к тематике архитектуры советского модернизма на своём канале: я делал это раньше, и, без сомнений, планирую делать это в будущем.
Но нужно понимать, что я не являюсь заядлым фанатом этого стиля: да, подобная архитектура действительно мне нравится, но не по этой причине я уделяю ей столько внимания, дело тут в другом - почему-то в наши дни советский модернизм максимально недооценён. К этому стилю относятся скептически и критикуют за якобы отсутствие художественной ценности, хотя на деле модернизм - это очень тонкое течение искусства, в котором замысел архитектора не всегда понятен с первого взгляда, а культурная ценность зданий в этом стиле понятна далеко не всем из-за отсутствия декоративных украшений.
Однако это не делает стиль неинтересным, и в своих работах мне хотелось бы знакомить вас с представителями стиля модернизм, и доказывать вам, что этот стиль точно заслуживает вашего внимания!
Что ж, в будущем ещё обязательно вернёмся к этой теме, так что до скорых встреч!