Театралы так заняты разборками новых спектаклей МХАТа и творчеством звезд Дома-2, что не заметили 85-летия Михаила Державина. Человека мягкого, тихого, нескандального.
Ушедшего из жизни, не дождавшись, слава Богу, появления явления и слова под названьем "хайп".
Я бы и сама пропустила, если бы канал "Культура" не угостил к обеду передачей "Эпизоды". И я переключилась с грозного р-р-рр Скабеевой, сколь ни важны были сегодня новости, на бархатный баритон актера. И с наслаждением зависла на пятой кнопке.
При моей жизни Новый Арбат не назывался Молчановкой. А он застал. Я не знала, что он родился там в роддоме имени Грауэрмана. И они с друзьями хотели скинуться и повесить на этом доме мемориальную доску.
А, правда, сколько знаменитых и просто хороших людей пришли на этот свет в роддоме №7. Михаил вспомнил творческую банду, которая мечтала о доске - Андрея Миронова, Марка Захарова, Шуру Ширвиндта...
И принесли его не в особняк на Рублевке. А в квартиру на Большом Левшинском переулке. Думаю, недаром оператор навел камеру на этот балкончик. И задержался...
Не знала я и то, что отца его звали тоже Михаилом. И что Борис Васильевич Щукин, актер, человек-эпоха, а сейчас и знаменитое училище, очень его любил. Михаил Степанович после смерти учителя играл его роли. Вместо отца Павлина стал Егором Булычевым.
Потом Миша переехал с семьей в другой вахтанговский дом. И отец приводил в их квартиру Николая Черкасова. Мальчишки слышали издалека неповторимый голос Паганеля и Александра Невского.
Для каждого из них свою классическую мелодию в дни праздников и розыгрышей придумывал Святослав Рихтер.
Державин-младший вырастет и будет петь и танцевать рядом с самой Татьяной Шмыгой.
А это прекрасное время Ленкома, в котором он тоже играл.
Капустники в Доме актера, дневные сходки в театре, которые придумал Анатолий Эфрос. Друзья, коллеги, которых он видел на расстоянии протянутой руки, стали памятниками.
Стремительно и страстно промчалась молодость.
Оказывается, Михаил Державин сыграл Медведя в "Обыкновенном чуде" задолго до Александра Абдулова. А Принцессой, вы не поверите, была Татьяна Васильева.
Но одной из любимейших ролей он называет Скалозуба в "Горе от ума" - поставленном тогда в необычайно актуальном, близком современникам ключе. Хотя на сцене - никаких выкрутасов. И костюмы классические.
А потом показали потрясающий дом с мемориальными досками на улице Грановского. С каким уважением и почтением Михаил Михайлович вспомнил людей другого круга, с которыми свела его судьба!
- О, действительно, там была потрясающая компания. Я многих застал. Так вот идешь на репетицию и вдруг из соседнего подъезда выходит Ворошилов.
- Здравствуйте, Климент Ефремович!
- Здравствуй, сынок!
Видел он в последнее время не очень хорошо. Как-то у Семен Михалыча Будённого, в квартире которого я жил много лет, дочка которого была моей женой - Нина Семеновна, моя дочка Маша - внучка Будённого... (Эту историю он так и оборвет). Вы представляете, из своего детства, актерского, музыкального, режиссерского, я вдруг попал в новый мир - людей, которых я знал по произведениям. "Климу Ворошилову письмо я написал..." Мы читали эти стихи. И вдруг выходит живой Ворошилов и говорит:
- Здравствуй, сынок!
Из соседнего подъезда выходит Константин Константинович Рокоссовский. Красавец! Опальный, уже лишенный всего Вячеслав Михайлович Молотов. Необыкновенно вежливый: "Здравствуйте!" Всегда на "вы", а я молодой парень... Может быть, он уже знал - появились первые передачи "Кабачок 13 стульев".
Михаил Михайлович рассказал, как Брежнева однажды спросили, какие передачи он смотрит. И Генсек ответил: "Программу "Время", спортивные и "Кабачок 13 стульев". Это раскрыло им дополнительные рамки. Они, благодаря этому, проработали еще много лет.
А я подумала: не так уж важно, что говорят генсеки. Главное - кто и как их слушает. И зачем. Ведь можно пропустить мимо ушей. А можно решить вопросы. На благо, коллективное или свое. Или наоборот. Во зло кому-нибудь.
И тут Михаил Державин вспомнил, какого Тартюфа он играл - и эта его роль тоже стала для меня откровением. Не видела, не знала.
Бывший секретарь Луи Арагона, руководитель Комеди Франсез этот режиссер прекрасно говорил на русском языке.
- Он был необыкновенно точен в отношении того, что он хочет сказать сегодня этой пьесой в нашей стране. Кто такой Тартюф? Я играл не какого-то расхлябанного хитрована, а очень рационального обаятельного человека. И мне Антуан говорил:
- Мишель! Женщины должны плакать, когда тебя в конце уводят гвардейцы. Это человек, который воздействует на общество не силой убеждения, а обаянием. Мишель, в нем что-то есть от Распутина...
Немного я вам рассказала из того, что увидела. Но решила поделиться самыми яркими, запомнившимися моментами, чтоб хотя бы так мы с вами отметили 85-летие доброго человека и прекрасного артиста Михаила Державина.