Найти в Дзене

Все флаги в гости будут к нам и деньги тоже, если повернёмся лицом к яхтингу

Оглавление

Белеет парус одинокий в тумане моря голубом... Эта история уже давно не про Крым. В советские годы были популярны морские прогулки на яхтах и катерах, соревнования по активным водным видам спорта. Тем не менее, несмотря на большой потенциал и востребованность, яхтенный туризм на полуострове развит слабо. Что нужно сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему? Акценты расставили на пресс-конференции в рамках Крымского открытого парусного фестиваля «Крыбица-2021».

Это второй фестиваль, собравший любителей яхтинга. Первый прошёл в 2020-м и показал, полуостров — идеальное место для развития этого направления, если бы не одно, вернее, два больших «но».

В Крыму не хватает стоянок для яхт
В Крыму не хватает стоянок для яхт

Нужны марины…

За прошедший год обнажившиеся проблемы не решены, и о них вновь говорили на пресс-конференции. Как заметил организатор фестиваля — руководитель яхт-клуба «32 румба» Дмитрий Калита, яхтенный туризм в мире пользуется огромным спросом, и крупные суммы наши соотечественники готовы оставлять за рубежом, чтобы поучаствовать в парусной регате. Часть этих денег они могли бы тратить в Крыму. Достаточно много и желающих полюбоваться красотами полуострова со стороны моря во время круиза, в программе которого — посещение культурных и исторических достопримечательностей. Но далеко не каждый может осуществить желание — стоянок для яхт не хватает, а те, что есть, морально устарели. К тому же свободные места на парковке в дефиците, они распределены ещё зимой. Как отметила один из руководителей рабочей группы по развитию яхтенного туризма при Российском союзе туриндустрии Ирина Панкова, в создании яхтенной инфраструктуры на Чёрном море Россия сильно отстаёт от стран-соседей — Турции, Болгарии, Румынии. В итоге подавляющее большинство наших владельцев яхт вынуждено держать свои суда за рубежом. И там оставляют порядка трёхсот миллионов евро за их обслуживание и стоянку. Эти средства также могли бы пополнять местные бюджеты.

— Многие российские владельцы катеров и яхт базируют их в турецких маринах на побережье Чёрного и Средиземного морей. Они готовы перейти на Черноморское побережье России при наличии соответствующего сервиса, — уточнил председатель Комитета Госсовета РК по туризму, курортам и спорту Алексей Черняк.

— Отсутствие стоянок — самая больная тема. Мне как организатору фестиваля и морских круизов нужно пройти семь кругов ада, подключить административный ресурс, рассылать письма во все марины, порты, чтобы нам дали разрешение постоять здесь пару дней. Ни в одной стране мира я с такой ситуацией не встречался. Необходимы марины и простой механизм оформления стоянки. Тогда в Крым потянутся любители яхтинга, — уверен Д. Калита.

Д. Калита
Д. Калита

Работа в этом направлении ведётся. По информации парламентария, в рамках Федеральной целевой программы развития Крыма и Севастополя на обустройство причалов для приёма яхт на полуострове выделят порядка пяти миллиардов рублей.

— За бюджетные деньги реконструируют или построят причалы, к которым следует провести все инженерные сети, обеспечить электричеством, водоснабжением и водоотведением, спроектировать их с учётом захода больших и малых судов. Что касается яхтенных марин, со стороны государства предусмотрено подведение к месту их расположения коммуникаций, выделение инвестиционных площадок. Само строительство объекта будет производиться за счёт средств инвесторов. К тому же с появлением марин на полуострове будут созданы тысячи рабочих мест, в бюджеты разных уровней начнут поступать большие суммы в виде налогов, не говоря уже о том, что это вызовет интерес среди отдыхающих и, как следствие, увеличит турпоток в Крым, — пояснил А. Черняк.

В ближайшие годы в республике с помощью государственно-частного партнёрства построят семь современных марин — в Керчи, Феодосии, Коктебеле, Судаке, Ялте, Евпатории и Балаклаве. А также около двадцати портопунктов-укрытий. Кстати, первая марина мирового класса, рассчитанная на приём 600 судов, по поручению Президента РФ В. Путина появится в Балаклаве. Она расположится на территории в 11 га. Инвестиции в создание туристической инфраструктуры составят около 14 миллиардов рублей. Проект включает в себя туристско-рекреационный кластер на базе инвестиционных площадок в районе Балаклавской бухты, в том числе рекреационку, судоремонтную базу для ремонта и хранения судов, сеть канатных дорог, яхт-клуб, гостиницы, многофункциональный общественный спортивно-развлекательный и торгово-офисный центр, рестораны.

...и закон

Алексей Черняк подчеркнул необходимость разработки законопроекта о развитии яхтенного туризма как основополагающего документа, который срегламентирует одинаковые правила для всех участников рынка. Он уже работает над его проектом.

— Есть много нюансов, связанных с пограничным режимом. Их необходимо изучить и разработать нормы так, чтобы не только соблюсти меры безопасности, но и создать комфортные условия для яхтсменов и туристов, — ставит задачу парламентарий.

Участники фестиваля
Участники фестиваля

С ним согласен и Дмитрий Калита. По его словам, многие правила, касающиеся яхтинга, сегодня устарели. В частности, необходимость уведомления пограничников о выходе в море за два часа. Погода на Черноморском побережье меняется быстро, и нужно ловить момент для комфортного путешествия. В итоге сейчас они вынуждены решение о выходе в море менять несколько раз в день. Что, естественно, раздражает стражей границ и омрачает отдых путешественников. Стали анахронизмом и запрет удаляться от берега дальше чем на две мили, и механизм оформления разрешения на стоянку яхты в порту. Д. Калита уверяет, за рубежом правила гораздо мягче, поэтому многие яхтсмены предпочитают российскому Крыму Турцию, Грецию, Италию, Хорватию и другие страны.

Елена ШАСТУН
Фото автора