Практика осознанности - это не исключительно буддийская техника тренировки ума и развития сознания, как принято считать сейчас. Её использовали и в античной философии в качестве инструмента внутреннего совершенствования. Сегодня она широко применяется в современной психотерапии различных направлений.
Осознанность является определяющим качеством для любой системы самосовершенствования человека, будь то практическая философия, религия или психотерапия.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент из учения стоического философа Эпиктета (50 - 138 г. н.э.). Эпиктет - один из величайших философов, чьи идеи носили сугубо практическую направленность. Его мудрость вдохновляла римских императоров, отцов христианской церкви, писателей, государственных деятелей, военачальников, писателей, ученых и психологов. Многие идеи, созданные в лоне стоической философии оказываются актуальными и для современного человека, помогая ему обрести внутреннее равновесие, душевное здоровье и жить согласно разуму. Я очень рекомендую вам познакомиться с этой философией ближе, будучи уверен, что вы обязательно сможете подчерпнуть там много пользы.
Но вернемся к осознанности. Философ говорит здесь о наблюдении за собой и внимательности, что по-сути является синонимами буддийских техник сатипаттхана ("основ внимательности"). Цель практики в обоих случаях идентична: развитие мудрости, понимания природы вещей и приверженность разумному образу действий на основе этого понимания. К слову, таких примеров множество:
Беседы Эпиктета "О внимательности":
Когда ты оставляешь на некоторое время внимательность, ты не это представляй себе, что возобновишь ее, когда захочешь, но руководствуйся тем, что вследствие сегодня допущенной ошибки дела у тебя во всем остальном неизбежно должны идти хуже. Ведь прежде всего зарождается опаснейшая из всех привычка быть невнимательным, затем — привычка откладывать внимательность. А тем самым ты всякий раз отсрочиваешь с одного времени на другое жизнь в благоденствии, жизнь в пристойности, пребывание в состоянии соответствия с природой. Так если отсрочка целесообразна, то совершенный отказ от нее целесообразнее, а если нецелесообразна, то почему ты не хранишь внимательность непрестанно?
В этом фрагменте Эпиктет связывает внимательность с успешным исполнением дел во всех сферах жизни и называет ее основой хорошей жизни в гармонии с собой и миром
«Сегодня я хочу поиграть». Так что же мешает делать это с внимательностью? «Попеть». Так что же мешает делать это с внимательностью? Неужели существует исключение для какой-то части жизни, на которую не распространяется внимательность? Да разве с внимательностью ты сделаешь это хуже, а без внимательности лучше? И что вообще в жизни делается лучше теми, у кого нет внимательности. Разве плотник без внимательности плотничает тщательнее? Разве кормчий без внимательности ведет корабль надежнее? А разве какое-нибудь иное из менее значительных дел от невнимательности совершается лучше? Не осознаешь ли ты, что, как только оставляешь ты мысль, уже не от тебя зависит призвать ее ни для пристойности, ни для совестливости, ни для сдержанности? Но ты делаешь все что взбредет тебе в голову, следуешь взбалмошным порывам.
Практика осознанности универсальна и может сопровождать все наши повседневные дела, влияя на качество их исполнения. Кроме того, внимательность выводит нас из режима автоматических реакций, позволяя действовать разумно и управлять своим внутренним состоянием.
— Так на что же следует мне направлять внимательность? — Прежде всего на те общие правила, ими руководствоваться, без них не ложиться спать, не вставать, не пить, не есть, не сходиться с людьми: что над чужой свободой воли не властен никто, а благо и зло — только в свободе воли. Значит, никто не властен ни предоставить мне благо, ни ввергнуть меня в зло, но я сам над собой в этом имею власть один.
Осознанность дает возможность практикующему стоическую философию держаться необходимой линии поведения на основе свободы воли, ценностей и смыслов. В буддийской традиции осознанность также используется для поддержания этичного образа жизни и управления внутренним состоянием. В современной психотерапии практика осознанности несет те же функции. Она позволяет наиболее полно осознавать ситуации, понимать текущее психическое состояние и выбирать свои реакции на происходящее, вместо того, чтобы действовать на "автопилоте".
Итак, прежде всего следует руководствоваться этими общими правилами и ничего без них не делать, но направить все усилия души к этой цели, не добиваться ничего того, что вне нас, ничего того, что чужое, но как установил могущественный: того, что зависит от свободы воли, добиваться во что бы то ни стало, а всего остального — как будет дано.
Для философа стоика имеет значение только то, что зависит от его свободы воли. Это только его действия и восприятие, т.е. смыслы, которые он придает событиям или явлениям. Остальное его не волнует, так как происходит согласно с течением всех процессов мироздания и не ему решать, хорошо это или плохо. Он живет в согласии с космическим логосом. В его власти только он сам. Не вещи делают нас счастливыми или несчастными, а то, что мы думаем по поводу них. Этот стоический принцип лег в основу современной когнитивно-поведенческой терапии. Изменив мышление, мы можем изменить свою эмоциональную реакцию и поведение.
Так что же, возможно ли уже быть не совершающим ошибок? Невероятно. Но вот что возможно: непрестанно направлять все свои усилия к тому, чтобы не совершать ошибок. Любо ведь, если мы, никогда не ослабляя эту внимательность, будем вне немногих-то ошибок. Ну а когда ты скажешь: «С завтрашнего дня я буду внимательным», знай, что ты говоришь: «Сегодня я буду бесстыдным, докучливым, низким, от других будет зависеть опечаливать меня. Буду гневаться сегодня, буду завидовать». Смотри, сколько зол ты себе позволяешь. Но если это завтра хорошо, то насколько лучше — сегодня. Если это завтра полезно, то гораздо более — сегодня, чтобы ты и завтра смог это и не откладывал опять на послезавтра."
Нет необходимости требовать от себя совершенства, но это не означает, что мы не можем совершенствоваться. Лучшее время для того, что привнести в свою жизни осознанность и начать жить, как мы это действительно хотим - сегодня, здесь и сейчас.