Найти в Дзене
Тайн нет.

Хэтум "История тартар".

Оглавление

Расцвет истории земель Востока.

оригинальное название.

La Flor des Estoires de la Terre d'Orient.

Лист из рукописи Хетума. Чингисхан прячется под кустом на который села сова.
Лист из рукописи Хетума. Чингисхан прячется под кустом на который села сова.

О сове можно прочитать здесь.

История тартар.

Автор: армянский историк Хет.ум,

В 2004 Робертом Бедросяном на английский, в 2020 году переведено на русский.

Любительский перевод Ануфриева Олега,

Предисловие.

В место многоточий, перед словами территориальных образований можно поставить слова: государство, царство, королевство, ханство. Если переводчик жил с царским политическим строем, то он приписывал Царство такое-то такое, где страной управлял король, то такое-то такое Королевство. Республика-если перевод делает республиканец. Многие из этих территорий за время своего существования образовывали ещё большие владения, многие уменьшались в размерах, а некоторые были государствообразующими и его же разрушающими. И сами территории преобразовывались, меняясь во всём, а не только в названиях. Одни поменяли названия, другие сохранили, а третьи исчезли совсем. При чтении данного произведения не забывайте о самом главном — это политически составленный текст. Хет.ум его писал для западных правителей, чтобы те вновь возобновили крестовые походы. История тартар записана таким образом, чтобы читающий не смог усомниться в их “правильных” действиях в Азии, показывая тартар не как захватчиков, а как освободителей. Хоть Хет.ум и закрывал глаза на бесчинства тартар, но с исторической информацией он отлично справился. Хет.ум достаточно точно описывает историю того времени. Он жил среди тартар, вращался в их политических кругах и лично вместе с тартарами участвовал в боевых действиях и непросто рядовым солдатом, а руководил войском.

В 1307 году Хет,ум пишет трактат La Flor des Estoires de la Terre d'Orient (Расцвет Истории Востока) на старофранцузском языке. Позднее в том же году Николас Фоконом перевёл его на латынь.

В свой труд Хет,ум включил общий обзор по истории Тартар*. Он уверяет, что в период от Чингис-хана  до восшествия на престол Мункэ он «все записал, что было ему известно об тартарах из истории»; от Мунке до смерти Хулагу он полагается на рассказы своего дяди Хет,ума I; а после прихода к власти Абаги (Абака-хан) он пишет, исходя из собственного опыта когда лично принимал участие во вторжении Иль-Ханидов (Хулагуиды) в Мамлюкскую Сирию в 1303 гг. Это значит, что автор данного трактата вместо того, чтобы быть набожным и благочестивым гражданином, был успешным, влиятельным генералом и тактиком, который участвовал в течении 30 лет со своим войском в многочисленных походах тартар против мамлюков.

* При переводе с других языков на европейские использовалось слово Тартары ( латинский - Tartaria, французский - Tartarie, английский - Tartary, немецкий -Tartarei , армянский - T'at'ar, китайский - Тар-тар. На Руси-Орда ( "Московия-Тартария"-секретная операция Ивана Грозного).

Если судить по количеству сохранившихся средневековых рукописей, данное произведение пользовалось спросом долгие годы,, и его часто находят в других текстах, касающихся монголов и западных путешествий на Восток.

В 1351 году книгу Хетума с латыни на французский язык перевёл Жан Ле Лонг из Ипра.

Хуаном Фернандесом де Эредиа, магистром Ордена госпитальеров Св. Иоанна была заказана испанская версия, позднее в том же веке Ричард Пинсон в 1521 году подготовил английский перевод для Генриха VIII, который тогда ненадолго задумался о том, чтобы самому отправиться в крестовый поход.

В 1529 году французский перевод латинского текста Ле Лонга был опубликован под названием L'Hysloire merueilleuse plaisante et reconatiw du grand Empereur de Tartaric.

В XVI веке латинский текст издавался шесть раз. Издательство Le Noir при попытке выпустить собственный экземпляр, заменило новой книгой под названием «des Sarrazins e desTurcz depuis le premier iusqus aux pre-sens q'ont conqueste Rhodes Hongrye et dernierement assailli Austriche »(История турок, завоевавших Родос в Венгрии и недавно осаждавших Австрию, от начала до наших дней).

Французский текст трижды печатался в начале 16 века, а латинский текст издавался в 1529, 1532 гг. Также были выполнены переводы на немецкий (1534 г.), итальянский (1559, 1562 гг.), испанский (1595 г.) и голландский (1563 г.). К этому времени Het'um стал известен как Хетум, Хайтон, Хейтон, или брат Антон Армянин. На основе латинского текста было публикация М. Авгерином в 1842 г. Французское издание из латинской версии появились в 1906 г., C. Kohler et al, в Recueil des Historiens des Croisades: Documents arméniens, II. Испанский текст с исследованием был опубликован Уэсли Робертсон Лонг, La Flor de las. Историас де Ориент (Чикаго, 1934). В 1988 году Гленн Бургер опубликовал Hetoum, A Lytell Cronycle, перевод Ричарда Пинсона (ок. 1520 г.) из Ла. Fleur des histoires de la terre d'Orient (около 1307 г.) (Торонто, 1988). Это исправленный староанглийский текст на основе нескольких сохранившихся рукописях A Lytell Cronycle, сопровождаемых обширным введением, комментариями, библиографиями, текстовые примечаниями, французско-английские варианты, указатели имен собственных и мест.

Сегодня к книге «La Fleur des histoires de la terre d'Orient», написанной киликийским, армянским принцем Хетумом Корикосским, вновь появился интерес.

Карты имеют примерные обозначения и вставлены для лучшего понимания мира 12-14 веков.

Оглавление.

Книга первая.

Глава 1. ... Катай.

Глава 2. ... Тарс.

Глава 3. ... Туркестан.

Глава 4. ... Хваразмия.

Глава 5. ... Комания.

Глава 6. ... Индия.

Глава 7. ... Персия.

Глава 8. ... Мидия.

Глава 9. ... Армения.

Глава 10. ... Грузия.

Глава 11. ... Халдея.

Глава 12. ... Месопотамия.

Глава 13. ... Земля Турок.

Глава 14. ... Сирия.

Книга Вторая.

Глава 15. Владычество над сарацинами.

Книга Третья.

Глава 16. Земля, которую впервые заселили тартары.

Глава 17. Чингиз-Хан, первый правитель Тартарии.

Глава 18. Угедей, Второй правитель Тартарии.

Глава 19. Джинон-хан (Гуюк-хан), третий правитель Тартарии.

Глава 20. Старший сын (Чингисхана) Джучи, брат Угэдэя.

Глава 21. Второй сын (Чингисхана) Угэдэй - Хан, и Байджу,

Глава 22. Третий сын (Чингисхана) Йохагата (Чагатай), брат Угэдэя.

Глава 23. Мункэ-Хан, четвертый правитель Тартарии.

Глава 24. Крещение Мункэ-хана.

Глава 25. Как брат Мункэ-хана Хулагу опустошил Ассирию и вошёл в Персию.

Глава 26. Как Хулагу захватил город Багдад и покончил с халифом главой сарацинской религии; смерть Халифа.

Глава 27. О преследовании сарацин.

Глава 28. Как Хулагу завоевал город Антиохию.

Глава 29. Взятие Дамаска и Святой Земли вплоть до египетской пустыни.

Глава 30. Хубилай-Хан, пятый правитель Тартарии.

Глава 31. Смерть Хулагу и, как султан вернул себе земли Сирии и Египта.

Глава 32. Абага, сын Хулагу, который унаследовал власть своего отца.

Глава 33. Как султан Египта победил правителя Армении, схватил одного из его сыновей и убил другого.

Глава 34. Как Абага вошёл в Египет и уничтожил страну турок.

Глава 35. Отравление египетского султана.

Глава 36. Как тартарский генерал Мангодан бежал от страха.

Глава 37. Как Тегудер, второй сын Хулагу, унаследовал трон Абаги.

Глава 38. Как сын Абаги, Аргун, стал владыкой тартар после смерти Тегудера.

Глава 39. Преемник Аргуна, Гейхату.

Глава 40. Как умер Байду, Владыка Тартар.

Глава 41. Как сын Аргуна, Газан, захватил власть, и о его деяниях.

Глава 42: Победа и раздел добычи.

Глава 43. Как предатель Кипчак вернул страну султану.

Глава 44: Великий урон, нанесенный тартарам на равнине Дамаска от разлива вод.

Глава 45. Как султан заключил перемирие с правителем Армении.

Глава 46. Относительно раздела моей книги с самого начала.

Глава 47. Т'Амар-Хан, шестой правитель Тартарии, и его власть и господство над подданными.

Глава 48. Подробнее о религии и обычаях Тартар.

Глава 49. Предпосылки для начала боя.

Глава 50. Египет и возможности Султана.

Глава 51. Авторитет султана на земле Сирии.

Глава 52. Египет и как он переходил из рук в руки.

Глава 53. Как город Акра был взят у христиан.

Глава 54. Расположение и описание Египта.

Книга Четвертая.

Когда же придёт время для начала войны?

Почему им надо идти в Святую Землю?

Как враги христианской веры были унижены и повержены?

Как Гарбанда, повелитель тартар, предложил отправиться в Святую Землю со своими войсками?

О сильных и слабых сторонах противника.

Имена девяти султанов, которые были убиты и отравлены.

Провизия против султана Египта.

Как следует посылать послов к Гарбанду, правителю тартар, чтобы враги их не перехватили.

Как сделать египетского султана подвластным христианам и Тартарам

Всеобщий поход.

Книга Первая.

Глава 1 ... Катай.

Катай считается самым богатым и великим государством в мире. Здесь много людей живут в роскоши. Катай расположен на берегу океана моря. В граничащем с ним море так много островов (Филиппины), что никто не знает их количества, потому что никто в мире не посетил все. И до сих пор, нога (имеется ввиду европейского) человека не ступала туда, но люди видели привозимые оттуда бесчисленные предметы роскоши, сокровища и богатства. Оливковое масло стоит там больших денег и сильно ценится, правители и знать хранят его с большой осторожностью как главное лекарство...

Глава 2 ... Тарс.

В Тарс есть три провинции которыми управляет местная знать. Тех, кто там живёт называют Эо'Гуры. Во все времена и сейчас они поклонялись и поклоняются идолам, кроме родственников тех правителей, которых своим светом привела звезда в Вифлеем в Иудее, чтобы они могли поклониться рождению Господа. Даже в среде тартар можно найти много знатных вельмож, которые произошли от этой линии и которые твердо придерживаются веры Христовой. Идолопоклонники в этих краях плохие ...

Глава 3 … Туркестан.

На востоке Туркестан граничит с Тарсом; на Западе-с Персией; на севере-с Хваразмией; на юге оно простирается до индийской пустыни. На этих землях нет хороших городов. Вся территория — это холмистые равнины удобные для выращивания растений. Основная часть населения — пастухи, живущие в быстро разбираемых строениях. Эти дома, можно легко перемещать с одного места на другое. Самый большой город называется Окерра. Здесь мало выращивают ячменя и пшеницы. Жители никогда не употребляют вина, вместо него пьют кумыс и другие напитки, которые делаются из молока. Они едят рис, пшено и мясо. Их называют турки. Хотя они и мусульмане, но есть такие у которых нет религии и религиозных законов. У них нет собственных букв, и они используют арабскую письменность.

Глава 4 ... Хваразм (Хорезм).

Население Хваразма многочисленно. Здесь много хороших городов и деревень потому, что земля эта богата и плодородна. Здесь собирают большие урожаи пшеницы и других продуктов, но производят мало вина. Эта территория с одной стороны граничит с пустыней, которая простирается на восток длинной в сто дней пути; на западе Хваразм доходит до Каспийского моря; на севере граничит с Команией; а на юге-с Туркестаном, Главный город называется Хорезм, а народ-хорезмцы. Они язычники, у них нет письменности и законов, но есть свирепые воины. Среди них есть люди, называемые колтинки. Жители разговаривают на своём собственном языке используя греческие буквы, и греческую религию. Причащаются в соответствии с греческими обрядами и подчиняются патриарху Антиохийскому.

Глава 5 ... Комания.

Комания по своему размеру самое великое в мире. В некоторых местах там зимой бывает очень холодно. И из-за ужасного климата людям и животным трудно жить. А летом в других местах бывает так жарко, что ни человек, ни зверь не могут вынести ни жары, ни мух. Это царство почти всё расположено на равнине, и на этой земле нет деревьев, ни другой растительности, кроме как в городских садах. Люди на этих равнинах живут в шатрах, для отопления которых они вместо деревьев сжигают сухой навоз животных...

Глава 6 ... Индия.

Индия уходит далеко в океан, который там называют Индийским морем. На востоке Индия граничит с Персией в месте под названием Балазам. В этой провинции находят драгоценные камни под названием палеи (рубины). На севере большая индийская пустыня, где, говорят, царь Александр видел множество змей и различные виды животных. Здесь (в ...

Глава 7 ... Персия.

Персия разделена на две части. Над обеими частями правит один единственный правитель и владыка. Одна часть персидской земли начинается на востоке, где она граничит с Туркестаном, и простирается на запад до великой реки Физон—одной из четырех рек, вытекающих из земного рая. На севере простирается до Каспийского моря; на юге-до индийской пустыни. Эта земля сплошная равнина. Среди множества ...

Глава 8 ... Мидия.

Мидия чрезвычайно длинная и узкая. На востоке она граничит с Персией и, частично, с Великой Индией. На западе доходит до Халдея; на севере до Великой Армении; и на юге до города Акисум (Кишм) который стоит у океана. Найденные там крупные жемчужины развозят по всему миру...

Глава 9 ...Армения.

На Земле Армении есть четыре княжества, но только один правитель управляет всем. В длину Армения начинается от границ Персии, а на западе доходит до турок. В ширину Армения начинается у города Дарьял, называемого Железные Врата. Который построил царь Александр (Великий). Он не хотел, чтобы все народы, живущие в глубинах Азии, могли пройти без его согласия в Большую Азию. Город был построен в узкой части между Каспийским морем и большой горой Кавказа...

Глава 10 ...Грузия.

Грузия начинается на востоке у подножия горы под названием Альпонис (гора Эльбрус). Там живет много разных народов, и поэтому этот район называется Аланк'. Грузия простирается на запад, север и до земли турок. С другой стороны простирается великое море (Черное). На юге она граничит с Великой Арменией. Грузия делится на две части: одна называется Грузия, а другая-Абхазия...

Глава 11 … Халдейя.

Халдейя простирается от срединных гор на востоке (Курдистанский хребет) до Великого и древнего города Ниневии (Мосул) (на карте), недалеко от реки Тигр, — это тот самый город, который упоминается в Библии. (куда повелению Божьему послали проповедовать пророка Иоана), теперь там всё разрушено. И глядя на людей, до сих пор там живущих, то с трудом, верится, что Ниневия когда-то была одним из величайших городов в мире. В ширину на севере, Халдейя доходит до города Марага, а на юге до океана. Главный и известный всем город в Халдейи называется Вавилон. В Вавилон Навуходоносор привел из святого города Иерусалима пленённых сынов Израилевых...

Глава 12 ... Месопотамия.

На востоке граница Месопотамии начинается от великого города Мосул, построенного на реке Тигр, и уходит далеко на запад до реки Евфрат и города Роха (Эдесса) (на карте), который когда-то был главным городом государства Абгара. Именно в Абгару была отправлена икона Вероники, которая сейчас находится в Риме. Рядом с Рохой находится Земля Харран (на карте) на которой когда-то жил Авраам. Господь повелел ему покинуть...

Глава 13 ... Земля турок.

Земля турок богатая и большая, там много рудников, где ведётся добыча серебра, золота, железа и меди, а также обилием квасцов. Здесь изобилие всевозможных злаков, фруктов и вина. Разводят много видов животных, особенно делается упор на разведение лучших лошадей. На Востоке земля турков граничит большей частью с Великой Арменией и, немного с Грузией; в то время как на Западе она доходит до города Саталия (Анталья) (на карте), построенного на побережье греческого (Средиземное) моря. На севере она ни с одной страной не граничит, но на всем своем протяжении проходит вдоль берега Великого Черного моря...

Глава 14 ... Сирия.

Сирия на востоке простирается от реки Евфрат до города Самос (Газер), на Западе граничит, с Греческим (Средиземным) морем, где начинается египетская пустыня. В ширину территория простирается от города Бейрута до Монреальского Крака (Аш-Шаубак). На востоке она граничит с Месопотамией; на севере она частично граничит с малой Арменией и частично с турецкой землёй. На юго-западе с ней не граничит ни одно из владений, так как с двух сторон она окружена Греческим морем и Аравийской пустыней.

Книга Вторая.

Глава 15. Владычество над сарацинами.

Как известно из Евангелия от Луки, во время рождения Господа нашего Иисуса Христа император римлян Август, единолично властвовал над всем миром. Но потом некий персидский правитель по имени Ксосров Ануширван (Xosrov Anushirvan, 531-79 или Xosrov Aparvez, 591-628) первым поднял мятеж в Римской империи и получил титул императора Азии. Он захватил правление над Персией, Мидией, Арменией и Халдеей, и его власть возросла настолько, что он силой полностью отвоевал эти территории у римского императора. Персидское правление на этой земле осуществлялось триста двадцать девять лет. Затем сарацины отняли у них власть над Азией, и это видно из последующего рассказа...

Книга Третья

Глава 16. Земля, где впервые жили тартары.

Земля, где изначально жили тартары, находится на дальней стороне Великой Бельгийской горы (Буркан-Калдун), которая упоминается в истории об Александре (Великом). Тартары здесь жили, словно дикие звери. У них не было ни письменности, ни религии. Они были пастухами и пасли стада животных кочуя с места на место в поисках корма для своих стад. Они считались неумелыми воинами, презираемыми всеми и подчиняющиеся каждому. Раньше здесь было много тартарских народов, известных в мире как Моголы. Множась, они разделились на семь основных, самых почтенных и уважаемых среди них народностей...

Глава 17. Чингиз-Хан, первый император Татарии.

После того как Чингиз-Хан взял власть над всеми землями вокруг Бельгийской горы, ему ночью пришло еще одно видение. Вновь явился Белый воин и сказал ему: "Чингиз-Хан, слушай волю бессмертного Бога, ты должен пройти через Бельгийскую гору и направился на Запад, завоевывая королевства, области и территории подчиняя народы под свое господство. Чтобы все поверили, что эти слова отражают волю бессмертного...

Глава 18. Угедей, Второй император Татарии.

Угэдэй-Хан, сменивший своего отца, оказался сильным политиком и мудрым человеком. Тартары любили его, они, единодушно были ему верны и преданны. Став во главе тартар Угэдэй-Хан думал над тем, каким способом ему завладеть всей Азией. Сначала он захотел испытать силу правителей Азии и сразиться с самыми могущественными. Он выбрал самого храброго своего командира (предположительно Гебесабада) и послал на разведку, а с ним 10 000 всадников...

Глава 19. Джинон-хан (Гуюк-хан), третий император Тартарии.

Когда умер Угэдэй-Хан (1241) власть унаследовал его сын Гуюк (был Ханом 1246-48), правление которого было недолговечно. Его сместил один из его чрезвычайно могущественных родственников, по имени Манго (Мункэ-Хан, 1251-1259), он подчинил себе много территорий. Ощутив в себе силу и могущество, он пересек Китайское море и попытался захватить остров (предположительно Япония). Но пока он вёл осаду острова, то чрезвычайно проницательные и умные жители тех мест посылали специальных людей, которые тайно ныряли в море...

Глава 20. Старший сын (Чингисхана) Джучи, брат Угэдэя.

Получив от отца командование над большим конным отрядом старший сын (Чингисхана) Джучи, брат Угэдэй-Хана, вторгся на запад. Там завоевав Туркестан и малую Персию, он нашёл плодородные, богатые и благоприятные земли для жизни, он расширил свою власть до (или от) реки Фисон. Армия под его руководством увеличивалась в размерах и количестве. До нашего времени преемники Джучи удерживают господство в этих краях. Сейчас над этой территорией правят два брата, одного зовут Капар (Чапар), а другого-Доакс (Токта). Мирно поделив друг с другом землю и слуг, они живут в комфорте и благополучии.

Глава 21. Второй сын (Чингисхана) Угэдэй - Хан, и Байджу,

Второй сын (Чингисхана) Угэдэй-Хан дал Байджу другую часть тартарских войск, он пошёл и вторгся в северные территории, достигнув земли Комании. Хорошо вооружённые команы сопротивлялись тартарам, пытаясь защитить свои владения. Но потерпев поражение бежали как трусы до самого Венгерского королевства. Там по сей день живет много команов. После того как Байджу изгнал всех команов из земель Комании, он направился на Русь и подчинил её. Следом он завоевал земли Качар...

Глава 22. Третий сын (Чингисхана) Йохагата (Чагатай), брат Угэдэя.

Третий сын (Чингисхана) Йохагата (Чагатай), брат Угэдэя, с тартарами которых ему выделил отец пошёл на юг и вторгся в Малую Индию. Его путь проходил через пустыни, горы, необитаемые и бесплодные земли. Он шёл до тех пор, пока не пересёк их все. Потеряв в пути много людей и животных, он повернул на запад. После множества испытаний, выпавших на их долю, добрался до своего брата Джучи, которому он всё рассказал о своем трудном путешествии. Джучи посочувствовав своему брату, и отдал тому часть земель завоёванных им и его народом. Два брата с той поры всегда жили вместе. Там и сейчас живут их наследники. Молодое поколение почитает своих предков. Размножаясь на своих территориях, они Живя в мире и спокойствии они, множась заселяют захваченную территорию. Наследники Джучи, живут и в наши дни, поносит имя параши [Борак].?

Глава 23. Мункэ-Хан, четвертый правитель Татарии.

1253 год. Правитель армян Хетум, увидел, что тартары полностью подчинили себе все земли, районы и территории до владений турок. Он, посоветовавшись со своими советниками решил лично отправиться к правителю тартар, а чтобы легче было заключить с ним мирный договор он решил попытаться предложить дружбу и заключить взаимовыгодные соглашение. Но сначала за разрешением на безопасное путешествие через земли тартар он, первым послал Смбата своего брата, главного помощника и военачальника армянской армии. Смбат брат армянского правителя отправился к тартарскому хану (в Каракорум),

Глава 23. Крещение Мункэ-хана.

Мункэ, согласился с милостивой щедростью на просьбы армянского царя, и крестился у армянского епископа. Его семья и множество других уважаемых и благородных мужчин и женщин крестились вместе с ним. Затем он (Мункэ) отправил войско, под командованием своего брата Хулагу для освобождения Святой Земли. Теперь правитель Армении шёл назад в сопровождении Хулагу, они переправились через реку Фисон. Хулагу завоевал все страны, встречающиеся на пути за три месяца. Он дошел до земли ассасинов. Эти люди были без веры и жили без законов, и убивали себя по указанию своего повелителя. Их крепость называемая Дикатон, была снабжена всем необходимым и непреступна. Хулагу приказал одному из своих тартарских военачальников взять в осаду крепость. Через (?) это осаждённое место было захвачено. Здесь правитель Армении получив много даров от Хулагу, через три года вернулся в своё королевство.

Глава 25. Как брат Мункэ-Хана Хулагу опустошил Ассирию и вошёл в Персию.

Хулагу, позаботившись о сохранения персидских владений, отправился в местность под названием Сотлок (Солох, равнина Хамадана). Там он решил отдохнуть и отдыхал все лето. А с наступлением зимы он осадил город Багдад, в котором жил глава и учитель мусульманской религии. Хулагу созвал войско из 30 тысяч тартар, живущих стране турок. Собрав со всех сторон своих людей, он напал на этот город и быстро взял его. Халифа схватили и привели к Хулагу. Они были удивлены и поражены богатством города. Город Багдад был взят в 1258 году.

Глава 26. Как Хулагу взял город Багдад и покончил с халифом, главой сарацинской религии; смерть Халифа.

Когда Хулагу сделал всё, что хотел с городом Багдадом, он приказал представить перед ним Халифа и все его сокровища. Хулагу спросил его: "осознаешь ли ты, что все вещи, которые ты видишь, были твоими?” И халиф ответил: "Да”. Тогда Хулагу упрекнул его: "как же так получается, что при всем этом богатстве у тебя не было наемных войск и ты не призывал своих соседей защитить тебя и твою землю от могущества Тартар?” Халиф ответил: "Я думал, что моего народа будет достаточно”. Тогда Хулагу сказал ему: "тебя называли халифом, главой всех тех, кто исповедовал религию Махмуда, но ты даже не поперхнулся своим богатством. Такой великий вождь теперь не должен питаться никакой другой пищей. Это огромное богатство-пища, которую вы так любили и хранили с ненасытной жадностью”. Сказав это, Хулагу приказал поместить Халифа в комнату и поставить перед ним жемчуг и золото, чтобы он ел их столько, сколько ему будет угодно. Он приказал, чтобы ему не давали никакой другой еды или питья. Так кончил свою жизнь этот жалкий, жадный, алчный человек. После этого ни один халиф не жил в Багдаде.

Глава 27. О преследовании сарацин.

После завоевания Багдада и прилегающих территорий Хулагу разделил их между своими военачальниками и советниками по своему усмотрению. Он повелел, чтобы к христианам повсюду проявляли уважение, и чтобы им было вверено управление крепостей и городов, а сарацинов отдать в самое низкое рабство. Жена Хулагу, по имени Дукос Сарон (Докуз Хатун), была христианкой, происходящей из рода тех правителей, которые ведомые звездой пришли с Востока, чтобы присутствовать при рождении Господа. Эта женщина, чрезвычайно набожная христианка, и все сарацинские мечети были разрушены. Все их религиозные празднества в честь главы веры были запрещены, а все сарацины были отданы в рабство, в котором они находились долгое время.

Глава 28. Как Хулагу завоевал город Антиохию.

Потом Хулагу решил отдохнуть в городе Эдесса. Он послал гонца к царю Армении, чтобы тот пришел к нему со своими войсками, так как он планировал отправиться в Святую Землю, чтобы вернуть ее христианам. Царь Хетум выступил с 12 тысячами всадников и 40 тысячами пехотинцев и отправился к Хулагу. Хетум сказал: "Ваше (величество?), султан из Алеппо держит власть над всей Сирийской землёй, и город Иерусалим находится там же. Поэтому, если Вы первым захватите главный город Алеппо, то будете повелевать всей Сирийской землёй”. Хулагу принял совет во внимание и приказал осадить Алеппо. Город был, укреплён стенами, густонаселён и богатым. Хулагу смело атаковал его, используя подкопы, машины, называемые мулами, лучников, катапульты и различные другие виды оружия. Несмотря на неприступность города, он за девять дней завладел им, и обнаружил там огромное количество сокровищ. Через двенадцать дней Хулагу при помощи камне метательных устройств захватил в центре города крепость,

Глава 29. Взятие Дамаска и Святой Земли вплоть до египетской пустыни.

После этого Хулагу взял город Дамаск вместе с сыновьями и женой султана Алеппо. В поисках милости султан Алеппо пришёл к Хулагу, но его надежды не оправдались. Ибо Хулагу отправил его с женой и детьми в Персию, чтобы Сирия оставалась спокойной. Хулагу отдал царю Армении большую часть добычи и многочисленные крепости, расположенные рядом с его царством. Армянский царь укрепил их по своему усмотрению.

Глава 30. Хубилай-Хан, пятый правитель Тартарии.

Дойдя до Персии Хулагу, получил известие, что знать и вельможи уже посадили на трон Тартарского ханства брата Хубилая. (узнав об этом Хулагу не пошел дальше, а вернулся в Тебриз, где оставил своего сына, домочадцев и слуг). Находясь в Тебризе, он узнал, что Партат [Берке] идет с большим войском в его земли. Хулагу немедля собрал весь свой народ и пошёл по некой замерзшей реке против своих противников. Там произошла жестокая битва. Но под тяжестью множества воинов и коней лед треснул, и 30 000 тартар с обеих сторон утонули. Опечаленные своими потерями те, кто остался в живых с обеих армий повернули назад.

Глава 31. Смерть Хулагу и, как султан вернул себе земли Сирии и Египта.

Когда Хулагу сражался с Берке, как было описано выше, султан Египта (Кутуз) со своей армией выйдя из Египта пошёл в Гениалек (Хаймелот, Айн-Джалут) в Палестину и начал воевать с тартарским полководцем Кит-Буга (1260). Кит-Буга был убит, а едва спасшиеся и оставшиеся в живых тартары, пробились в Армению (Киликийскую). Кроме нескольких городов на ...

Книга Третья

Глава 32. Абага, сын Хулагу, который унаследовал власть своего отца.

Абага был мудрым и умным человеком, он успешно управлял. Но он не хотел быть христианином, как его отец. Он был идолопоклонником и всегда воевал со своими соседями. Абага никогда не пытался напасть на земли египетские. Египетский султан легко покорил Сирию, и христиане потеряли власть над Антиохией и многими другими Сирийскими крепостями (так записано в летописях о Святой Земли).

Глава 33. Как султан Египта победил правителя Армении, схватил одного из его сыновей и убил другого.

После султан Египта, Бнтукстар (Аль-Малик Рукн-ад-Дин Бибарс Бундукдар, или Байбарс), стал настолько сильным, что он напал и разорил земли Армении. Случилось так, что султан Египта узнал о том, что правитель Армении собрав большое войско отправился к тартарам. Поэтому тот...

Глава 34. Как Абага вошёл в Египет и уничтожил страну турок.

Любимый своим народом и тартарами Левон правил Арменией мудро и с умом. От всего сердца он старался уничтожить сарацин. Наконец то Абага заключил мир со своими соседями, с которыми он уже давно враждовал. Султан Египта вошел в земли турок, убил много тартар и завоевал много деревень и районов.

Глава 35. Отравление египетского султана.

Исполнив свою волю против страны турок, а тартары были преполнены добычей и богатствами, отнятыми у мятежных сарацин, Абага призвал правителя Армении и предложил ему земли турок, ибо (Левон) и его отец всегда были верны тартарам. Мудрый и рассудительный правитель Армении поблагодарил его за этот дар, но отверг его из-за того, что он не смог бы управлять двумя странами. Ибо султан Египта был чрезвычайно могуществен и замышлял уничтожить Армению. И армянский правитель...

Глава 36. Как тартарский военачальник Мангодан бежал от страха.

Когда Абага замышлял войну против египетского султана, он послал своего брата Мангодана (Мангу Тимура, ум.1282) в Сирию с 30-тысячным тартарским войском, чтобы занять ее и отдать христианам, а сам бы последовал следом. Если султан выступит против них, то они должны будут храбро сражаться с ним, а если султан не осмеливался прийти на битву, он приказывал им занять земли и города и передать их христианам, чтобы те их удерживали. Так же был призван правитель Армении, который сразу прибыл со своими многочисленными войсками, и они вошли в Сирию вместе, разоряя всё до самого города Хамс, известного в те времена, как...

Глава 37. Как Тегудер, второй сын Хулагу, унаследовал трон Абаги.

После смерти Абаги тартары собрались и провозгласили своим господином брата Абаги, Тегудера. В юности Тегудера крестил Николай, который позже перешёл на сторону любимых ему сарацин, и стал называться Мухаммад-Ханом. Он всеми силами старался обратить тартар в веру Мухаммада, раздавал дары и почести тем, кого не решался принудить; в результате таких действий много тартар стали сарацинами. Потом он приказал уничтожить все христианские церкви, чтобы христиане больше не могли проповедовать законы и учение Христа. Он всем проповедовал законы и ученье Мухаммеда...

Глава 38. Как сын Абаги, Аргун, стал владыкой тартар после смерти Тегудера.

Чтобы рассказать обо всем, что произошло Аргун, в 1284 году послал послов к Великому Хану тартар. Великий Хан довольный успехами послал старших своих подчинённых, чтобы утвердить господство Аргуна. После этого его стали почитать и называть Ханом. Его светлость красавец Аргун любил христиан он правил ими достойно и мудро. И он восстановил разрушенные Мухаммад-Ханом церкви. Поэтому правители Армении и Грузии вместе с другими христианами пришли и умоляли его, помочь им придумать план по возвращению Святой Земли. Посовещавшись, он ответил им, что постарается осуществить их желания, но после заключения мира со своими соседями. Но он умер на четвертый год своего правления так и не выполнив обещание. Власть унаследовал его брат по имени Регхайид (Гейхату), бесполезный человек. Объяснения будут дальше.

Глава 39. Преемник Аргуна, Гейхату.

После смерти Аргун-Хана в 1288 году (1289) власть перешла его брату Гейхату (1291-95), человек не признающий законов, ни веры и был слабым правителем. Всё своё время он посвящал разврату и греху, жил в своё удовольствие, и был рабом чревоугодия. В течение шести отвратительных лет длилось его правление. Его все презирали, пока, наконец его не задушили свои же помощники.

После смерти Гейхату власть захватила его родственник Пейтон (Байду). Байду был христианином и справедливым человеком. И он даровал христианам много милостей. Однако он долго не прожил.

Глава 40. Как умер Байду, Владыка Тартар.

После смерти Гейхату, его место занял Байду. При нём было построено много христианских церквей, и он запретил проповеди веры Мухаммеда среди тартар. Но те, кто уже обратились были недовольны этим приказом. Они тайно послали посланников к Газану- сын Аргуна, где обещали ему власть, если он отречется от Христа. Он так и поступил. Байду собрал своих подчинённых и отправился захватить Газана. Но когда он пришёл на место сражения, все тартары верующие в Мухаммеда бросили его. Байду сбежал и умер в дороге.

Глава 41. Как сын Аргуна, Газан, захватил власть, и о его деяниях.

После смерти Байду, Газан стал владыкой тартар (1295-1304) Верный обещанию он вёл себя враждебно по отношению к христианам. Но, закрепившись во власти, он стал почитать и любить христиан, и он расправился с теми людьми, которые соблазнили его к вере сарацин. Затем он решил воевать против египетского султана и приказал тартарам взяться за оружие и призвал к себе правителей Армении, Грузии и других христиан....

Глава 42. Победа и раздел добычи.

Потом Газан приказал правителю Армении и полководцу тартар по имени Муга (Мулай) отправиться с 11 000 всадниками в погоню за султаном Египта до самой пустыни, которая находилась на расстоянии в двенадцать дней пути, и, чтобы они ждали его прибытия в Кассоре (Газа). Через три дня правителя Армении вернули назад, а Мулай продолжил преследовать врага. Султан верхом на коне, которого днём и ночью сопровождали бедуины, измученный въехал в Вавилон, а другие сарацины разбежались кто куда. Много из них бежали в сторону Триполи, где жившие в горах Ливана христиане безжалостно их убивали....

Глава 43. Как предатель Кипчак вернул страну султану.

Именно тогда до Газана дошла весть, что его родственник Байду вторгся в Персию нанеся Газану большой урон. Газан, чтобы снизить потери решил вернуться к своим. Он приказал Готлузу (Кутлуг-Шаху) остаться в Сирии, и защищать её; он назначил надзирателей в городах, доверив город Дамаск Кипчаку. Он призвал правителя Армении и ознакомил его с приказами Кутлуг-Шаху, чтобы все освобождённые территории были возвращены христианам, и он помог бы им с их укреплениями....

Глава 44. Великий урон, нанесенный тартарам на равнине Дамаска от разлива вод.

В 1303 году Газан собрал очень большое войско у реки Евфрат. Он решил войти в Сирию, и навсегда покончить с сарацинами и вернуть Святую Землю христианам. Но сарацины, узнав о прибытии Газана, сожгли все в тех землях, забрали весь урожай и животных, для того чтобы те, кто придёт, не смогли найти продуктов для пропитания. Газан узнал, что сделали сарацины и решил провести наступающую зиму у Евфрата, а с наступлением весны, когда трава начнет расти отправиться дальше в путь. Тартары больше всего на свете заботились о своих лошадях, чем о себе самих, ибо они едят мало....

Глава 45. Как султан заключил перемирие с правителем Армении.

7000 сарацин, вошли в Армению, разрушая всё до города Тарса, места, где родился апостол Павел. Совершив много злодеяний, они повернули назад. Но правитель Армении с войском встали перед ними, и с помощью Всевышнего, сражались с ними (возле города Аяс), захватив или предав мечу всех, спаслись только 300 человек. Это произошло в воскресенье, 18 июля. Потеряв много людей, сарацины больше не решались вернуться в Армению. И султан Египта заключил мирный договор и перемирие с правителем Армении.

Глава 46. Относительно раздела моей книги с самого начала.

Я, брат Хет'ум, принимал участие в вышеупомянутых событиях и уже давно решил стать священнослужителем. Но из-за тяжелого времени на армянской земле я не смог воплотить свои желания и уехать бросив своего правителя и друзей в этом опасном положении. Но благодаря провидению свыше моё желание исполнилось. Я в 1305 году отправился на Кипр и вступил в Премонстратский Орден. Слава Богу, что Армения находится в хороших руках; и с усилиями Левона, на которого снизошла Божья благодать, она восстановит свое могущество....

Глава 47. Т'Амар-Хан, шестой правитель Тартарии, и его власть и господство над подданными.

(Шестой Великий Хан), т'Амар-Хан, живет в великом Китайском городе (Пекин), который построил его отец. (Это великий император, ибо он большим примером для всех тартарских князей). Его народ был благодарен ему, они стали богаче и обеспечены лучше, чем другие; ибо жили на великой и богатой Катайской земле. Там три правителя которые правят большими территориями подчиняются главному императору, и все, что касается правления решается им. (Чап'Ар (Хан Чагатая, 1300-8), Тотай (Токта-Хан, правитель Кипчака 1291-1312) и Тарбанда (Мухаммед Ульджейту Гарбанда или Хар-банда/Худа-банда, Ильхан Персии 1304-16)....

Глава 48. Подробнее о религии и обычаях тартар.

У тартар много разнообразных традиций и обычаев, все их не описать. Они признают только одного бессмертного Бога, которого взывают о помощи, но они не поклоняются Богу, ни молятся, ни соблюдают постов. Убийство и измену они расценивают как грехи. У них много жён, и сын жениться на своей овдовевшей матери, и на овдовевшей жене своего брата. Они считают, что не вынимать удила из пасущейся лошади то это преступление, караемое смертью....

Глава 49. Предпосылки для начала боя.

Для начала войны необходимы следующие четыре условия: во-первых, для этого должна быть справедливая причина; во-вторых, необходимо полное обеспечение до начала и после войны; в-третьих, выяснены состояние и сила противника; в-четвертых, битва должна начаться в подходящее время. (Я, брат Хет'ум, получив повеление от папы, должен ознакомится с этими условиями). Христиане, желающие захватить Святую Землю, имеют полное право, ибо это наследие Христа, и наши предки были вынуждены многое вытерпеть от сарацин. Христиане обладали бы достаточной силой, если бы смогли вступить в битву объединёнными....

Глава 50. Египет и возможности Султана.

Султан Египта и Сирии по имени Меломасур (Малик аль-Мансур Хусам-ад-Дин Ладжин, султан 1296-1298 гг.) был Команом по национальности. Его армия состоит из различных народов (разных национальностей), так как местные жители слабы и плохи в бою. У них мало пехоты, но много всадников. (Большинство из них-купленные рабы, которых безнравственные христиане из-за жадности к деньгам привезли сюда на продажу; другие-военнопленные, которые бросили христианскую религию. ...

Глава 51. Авторитет султана на земле Сирии.

В Сирия находятся 5000 солдат, которые живут за счет арендной платы за землю. Кроме них, иностранцы: бедуины и торкуаты (туркмены), которые хорошо знают, как захватывать города. (Они помогают султану, когда тот решил взять в осаду какую-нибудь землю, они служат не за плату, а за часть добытого. Но, что касается военных походов или защиты его земли, то упомянутые выше бедуины и туркмены ничего не сделали бы делать для султана без огромных выплат. А если султан попытается их заставить, то ....

Глава 52. Египет и как он переходил из рук в руки.

Греки (византийцы) удерживали власть над Египтом через командиров и управляющих, которые собирали налоги и отправил их императору. Они правили до 704 года. Египтяне, не желая такой жизни, сдались сарацинам. И они выбрали своим господином из рода Мухаммада (назвав его халифом. И все их владыки были названы халифами) они удерживали такой порядок 347 лет. Потом мидийцы, которых называли курдами, захватили власть в Египте.....

Глава 53. Как город Акра был взят у христиан.

На следующий год Эльфи хотел осадить город Акра, но его отравил военачальник. Но и того тоже разрубили на куски другие. Затем сын, Мелатапераха (Малик аль-Ашраф Салах-ад-Дин Халик), стал султаном (1290-93). Он взял город Акра в 1291 году. Но однажды, когда он зашёл в уборную, его убил слуга, который захотел стать султаном. Затем и его убили другие.....

Глава 54. Расположение и описание Египта.

Египет очень большой и имеет хорошее расположение. В длину путь займёт пятнадцать дней, а в ширину-всего три. Он окружённый песками пустыни больше похож на остров. С одной стороны, граничит с греческим (Средиземное) морем; на востоке граничит с Сирией, но восемь дней надо идти по пескам. На Западе находится варварская (Североафриканская) земля называемая Бардад (Ливия), между ними простирается на расстоянии в пятнадцать дней пути, пустыня. .....

Книга Четвертая.

Когда же наступит время для начала войны?

Позвольте мне коротко рассказать о своих чувствах: "Вот сейчас подходящий день и время для спасения". Ибо воистину наступило праведное время начать святую войну против врагов веры. Пришло время оказать помощь Святой Земле, которая уже долгое время находится в руках верующих во зло. Сейчас самое время для любящих Христа подумать о том, чтобы отправиться в Святую Землю, чтобы Святой Гроб Господень был избавлен от рук врагов—таково начало нашей веры. ...

Почему они должны идти в Святую Землю?

Настало время, когда Святая Земля должна быть освобождена из-под власти врага, и Бог указал нам на это. Ибо по милости Божией, правители христианских земель в настоящее время находятся в мире, и между ними больше нет споров и войн, происходивших в прошлом. Отсюда вероятней всего следует, что Бог Всемогущий избавит Святую Землю....

Как враги христианской веры будут унижены и повержены.

Пришло время, когда Бог показал христианскому народу, что враги христианской веры потеряли в войне с тартарами бесчисленное число людей, что султан, правящий в Египте, является злым и бессовестным человеком. Более того, по воле Тартар все сарацинские князья, привыкшие помогать султану, погибли....

Как Гарбанда, повелитель тартар, предложил отправиться в Святую Землю со своими войсками?

Почему Бог показал христианам, что время пришло? Потому что тартары сами предложили помощь христианам против сарацин. Гарбанда, повелитель тартар, послал своих послов, предлагая использовать всю свою власть, чтобы уничтожить врагов христианской земли....

О сильных и слабых сторонах противника.

Во благо нашего Господа Иисуса Христа я надеюсь справится со своей миссией. Я предлагаю для того, чтобы Святая Земля была освобождена с наименьшими потерями и затратами, необходимо, чтобы христианские силы вошли в страну и напали на своих врагов, пока последние находятся в удручающем положении. А если бы христиане взялись за это дело, когда их враги сильны, то они не смогли бы выполнить свою миссию без больших потерь и страданий. ...

Имена девяти султанов, которые были убиты и отравлены.

С другой стороны, есть разные варианты, когда беды могут обрушиться на врага: когда народ восстаёт и убивает своего султана или господина, так они часто делали в прошлом и продолжают делать сейчас. Ибо с тех пор, как родственники Команов (кипчаков) стали владыками в Египте, девять человек были назначены султанами и владыками над египтянами. Известно, что из этих девяти султанов, живших в Египте, мечом были убиты следующие: Туркени (аль-Малик аль-Муизз Изз-ад-Дин Айбак, султан 1250-54); Чокас (аль-Музаффар Саиф-ад-Дин Кутуз, султан 1259-60), Лачин (Малик аль-Мансур Хусам-ад-Дин Лайин, султан 1296-98); еще двое были отравлены: Бедокдар (аль-Малик Рукн-ад-Дин Бибарс Бундукдар, или Байбарс, султан 1260-77) и Эльси (Аль-Мансур Саиф-ад-Дин Калавун Аль-Эльфи, султан 1279-90). Два других были изгнаны: Мелекуазер (аль-Малик аль-Насир Мухаммед, Султан 1293-94, 1299-1309, 1310-41) и Гюнбога (Малик аль-Адиль Кетбог, султан 1294-96). Кроме того, Мелекуазер, который сейчас является султаном, когда-то был изгнан из повелителей, и его современное положение указывает на печальный конец.

Провизия против султана Египта.

Неприятности у врага могут возникнуть, когда река Нил выходит из берегов, но не заливает землю так сильно, как это необходимо. Тогда сарацины Египта останутся голодными. Не так давно такие уже было, и они чуть не умерли с голоду, если бы не жадные к деньгам христиане, которые приносили им провизию. Если такая беда постигнет врага, он начнёт становится нищим и вынужден будет продать своих лошадей и сокращать свои потребности; и, он не сможет покинуть Египет и войти в Сирию....

Как следует посылать послов к Гарбанду, правителю татар, чтобы враги их не перехватили.

Мы уже говорили о бедственной судьбе, которая может постигнуть врагов, в этой части мы опишем начало похода в Святую Землю. Я думаю, чтобы поход был удачным и безопасным, то для выяснения сил противника на разведку надо отправить всадников и лакеев. Мне кажется, что в настоящее время этого количества должно хватить: тысяча рыцарей, десять галер и три тысячи рабочих. Кроме того, Церковь должна послать легата и мудрого, доблестного командира, вместе они должны отправиться на остров Кипр и в Армению, любым наилучшим способом....

Как заставить египетского султана подчинятся христианам и тартарам.

Предложение такое: первая часть операции должна проходить таким образом, чтобы враги были сильно обеспокоены потерями и действиями христианских сил, и тартарами в этой части Востока. Если бы христиане и тартары вели войну против султана Египта на море и на суше в Сирии, то султан должен был бы послать свои войска, чтобы удержать и защитить дороги и города вблизи моря, в то время как все другие города могли быть атакованы. Если бы тартары начали сражение в районе Мелетона (Мелитена / Малатья) на земле Алеппо, то людям султана потребовалось бы двадцать пять дней прийти из Вавилона (Фустата в Египте, к югу от Каира)....

Всеобщий поход.

Всеобщий поход может осуществляться по трем маршрутам. Один из них был бы через варваров (Северной Африки), но я бы посоветовав не делать этого, учитывая состояние страны. Другой маршрут был бы через Константинополь, который предпринял в прошлом Годфри Бульонский (Годфри Бульонским, ум. 1100) и другие паломники. Я вполне верю, что сообща можно легко добраться до города Константинополя. Но держа путь через Браз Георгия (Босфор), мимо турок, путь был бы не предвиденным, ибо в Турции живут сарацинские туркмены. Воистину, тартары могут обеспечить безопасность в дароге, и могут приказать, чтобы провизия была доставлена в Турцию по разумной цене, в количестве достаточной для пилигримов и лошадей. Как всем известно, другой маршрут-по морю.

*

Здесь заканчивается книга "цветок истории Востока", составленная священнослужителем, братом Хейтоном из Премонстратского ордена, бывшим лордом Корк (Корикос), двоюродной сестрой царя Армении по приказу нашего святого отца апостола Климента V в городе Пуатье. Я, Николай Фалькон, впервые написал эту книгу по-французски, как ее продиктовал вышеупомянутый брат Хейтон, без Примечаний или примеров; и с французского языка перевел ее на латынь для нашего святого отца, папы, в год нашего Господа 1307 года, в августе месяце. Deo gracias.

Конец ознакомительным фрагментам.

Автор статьи: Ануфриев Олег Борисович.

-2

Ссылка на книгу.

-3

Ссылка.

-4

Ссылка.

ПОЖЕРТВОВАТЬ на развитие канала.